Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Чечуева Анна Александровна

Отчет по самообразованию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы»

Актуальность заявленной темы.

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к  новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес

 к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.  И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. 

Цель:

Расширить  знания детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

      Первым этапом моей работы по данной проблеме был подбор, изучение и анализ практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности (изучение  научно-методической   литературы, интернет – ресурсов).

      Следующим этапом последовала разработка перспективного планирования, подбор материала, оборудования для исследовательской деятельности.

В течение года с детьми второй младшей группы проводились игры-экспериментирования 2 раза в неделю во второй половине дня.

Затем приступила к составлению картотеки, которая содержит описание экспериментов, опытов, игр для детей четвертого года жизни. 

  Свою опытно-экспериментальную работу я строила на основе добровольного участия детей, а сама старалась быть соучастником и живым образцом осуществления деятельности. Учитывая общие задачи познавательного развития, старалась охватить множество тем, облекая содержание в привлекательную для детей форму.

    В процессе работы с детьми были отобраны такие темы, как:

  • «Воздух, его свойства» 
  • «Свойства воды»
  •  «Песок»
  •  «Свойства бумаги».

 Большую помощь мне оказала детская художественная литература. В процессе опытно-экспериментальной деятельности часто использовала загадки, стихи о природе. Словесное творчество нравится детям любого возраста и очень важно для всестороннего развития.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляли их особенности. Например, дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается. Рассматривая песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок: этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Узнали, что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают, лед скользкий, холодный и многое другое.

Организуя игры, побуждала детей к обследованию, сравнению. Например, игре «Отпечатки наших рук» на ровной поверхности чуть влажного песка дети по очереди делали отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной, вдавливая в песок руку и немного задерживая ее; скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машины, змейка); выполняли те же движения, поставив ладонь ребром; создают отпечатками ладоней, кулачков, кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и пытались найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом); «играли» пальцами на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигали не только не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений предлагала детям проделать то же управление на поверхности стола; группировали пальцы по два, три, четыре, пять, оставляя на песке загадочные следы, фантазируя, чьи они. Отпечатки на песке можно оставляли и подошвами, сравнивая их по форме и размеру.

А в игре «Что же спрятано в песке?» дети погружали в сухой песок кисти рук вместе со мной и начинали ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности; полностью освобождали руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки; закапывала в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытался догадаться по открывающимся частям предмета, что именно закопано.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть.

В игре «Буря в стакане» малыши сначала дули на ладошку через трубочку (почувствовали воздух, а затем в стакан с водой и увидели, что из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх, образуя пузырьки.

Помимо запланированных экспериментов, на практике сталкивалась и со случайными экспериментами. К проведению таких опытов привлекался либо ребенок, который задавал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, старалась не отвечать на него, а советовала ребенку самому установить истину, осуществив несложный опыт: «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?».

Большое внимание уделяла созданию предметно-пространственной среды, которая способствует самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации их поисковой активности. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, включает:

- пластиковые стаканчики разных размеров, воронки, сито, лопатки, формочки, разноцветные прищепки, вата.

-Природный материал, собранный совместно с родителями и детьми (каштаны, шишки, семена арбуза, скорлупа орехов, манка, фасоль, песок, вода) и бросовый материалы (пробки, трубочки для коктейля, контейнеры от «киндер-сюрпризов»,шнурки)

В процессе работы предметно-пространственная среда постоянно пополняется новыми материалами: это поддерживает интерес детей, позволяет им вновь произвести опыт, чтобы утвердиться в своих представлениях.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В течение года велась работа по повышению теоретических и практических знаний родителей. Использовались следующие формы взаимодействия и сотрудничества: беседы, консультации, оформление информационных стендов и папок-передвижек с рекомендациями, привлечение к участию в создании предметно-пространственной среды.

    Подводя итоги работы по опытно-экспериментальной деятельности детей, можно отметить, что поставленные цель и задачи реализовались успешно. Благодаря опытно-экспериментальной деятельности у детей 3-4 лет формируются представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах (песок, бумага, ткань, дерево, предметах и природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды); развивается способность сравнивать, делать элементарные выводы, высказывать суждения и умозаключения. Следовательно, развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес. У детей сформировались стойкий интерес к экспериментированию, стремление экспериментировать дома, используя приобретенные знания и умения.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (лед: твердый, гладкий, скользящий;снег: сыпучий, мокрый, липкий;вода: прозрачная, без запаха, льется.)

Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики развития любознательности (исследовательской активности) детей в форме постановке вопросов на начало и конец учебного года. Дети стали активнее проявлять интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, чаще задавать вопросы (Почему? Зачем? Как). Обнаруживается стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что). Например, «Почему песок не лепится?» (Потому что он сухой.)

   Работа по данной теме вызвала интерес, как у меня, так и у детей. Поэтому я решила продолжить работу по экспериментальной деятельности. В планах пополнить уголок экспериментирования следующими элементами:

-«Островок находок», куда дети будут помещать наиболее интересные и редкие объекты живой и неживой природы.

Включить в планирование исследовательскую деятельность за объектами живой природы. («Где прячутся детки?», «Как развивается растение?», «Как муравьи находят еду», «Нужен ли растению свет?», «Движение воды по стеблю растения»)

    Таким образом, завершая свой творческий отчет, хочется вспомнить слова известной пословицы «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Согласно пословице, дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго, когда видят и делают сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность "Избушка для лисички". Экспериментальная деятельность для детей второй младшей группы.

В данном материале представлен конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...