отчёт по самообразованию "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
материал (средняя группа) на тему

отчёт по работе по данной теме, цель, задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                д/с  «Чайка» п. Мотыгино.

                                

Отчет работы по самообразованию.

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы».

Ловцевич Елена Юрьевна

2017-2018 учебный год.

                        

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса,  и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина  « Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе.

Цели и задачи моей работы

Цели:

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развивать представление об основных физических явлениях.
  3. Расширять представление об использовании человеком факторов  природной среды.
  4. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию « Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда ( стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал ( камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов ( лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

« Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

« Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

« В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

« В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и  качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

« Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

« Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды

( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

« Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

« Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

« На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

« Подбери материал для названного предмета»

« Оглянись вокруг»

« Расскажи о предмете»

« Отгадай материал»

« Где спрятался воздух»

« Что из чего будет»

В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).

 В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность

- информационная компетентность

- регулятивная компетентность.


                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»на 2017-2020 учебные годыЦель работы - развитие устойч...

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

   Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.Задачи:• Формирование у детей среднего...