Примерны бланков дефектологического обследования
статья

Тужик Анна Валерьевна

бланки дефектологического обследования от 3 до 8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon от 3 до 8 лет88.5 КБ
Microsoft Office document icon defektologicheskoe_obsledovanie_tabl.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста

В связи с особенностями работы в детском доме,  дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.

  При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).

 В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:

I. Социальное развитие.

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении

 

1. Представления о себе и ближайшем окружении

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. Как тебя зовут?
  2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
  3. Сколько тебе лет?
  4.  Имена родителей или других родственников. 

2. Средства общения ребенка: 

  • экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
  • предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
  • речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым: 

  • устанавливает контакт легко и быстро;
  • контакт избирательный;
  • контакт формальный;
  • не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

 

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т.д.

 

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):

Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

 

II. Моторное развитие.

В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.

В связи с тем, что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!»), так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать), т.е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ. .

Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Упражнения, направленные на оценку общей моторики

1. Ходьба:

  1. Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
  2. Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику».
  3. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
  4. Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

 

2. Бег:

  1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
  2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
  3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

 

3. Прыжки:

  1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
  2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
  3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

 

4. Ползание, лазание:

  1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
  2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).  

5. Бросание:

  1. Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».
  2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».

 

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, результат.

 Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:

  • Застегивание пуговиц;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
  • Умение держать карандаш, ведущая рука;
  • Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
  • Обводка;
  • Параллельная штриховка.

 III. Конструктивный праксис.

Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

  • Воспроизведение фигур из палочек;
  • «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

 Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:

1) Внимание

  • Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
  • Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

  • Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
  • Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

  • «Четвертый лишний»
  • «Найди такой же»
  • «Найди отличия»
  • «Продолжи ряд»
  • «Серия картинок»
  • Анализ предмета (выделение его частей)
  • Узнавание предмета по словесному описанию
  • Составление разрезных картинок

V. Развитие речи

В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

 VI. Математические представления

 Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов. 

Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Задание 2 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Задание 3 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением), счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:

  • Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
  • Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
  • Ориентировка в направлении движений;
  • времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
  • дни недели;
  • части суток;

VII. Игровая деятельность

Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление  деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на  одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+), после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)

После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.

Индивидуальная карта ребенка

Имя ребенка______________________________________________________

Показатели развития

Достижения ребенка

На начало года

На конец года

I. Социальное развитие.

 1. Представления о себе и ближайшем окружении

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Имена родителей или других родственников;

2. Средства общения ребенка: 

  • экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
  • предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
  • речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым: 

  • устанавливает контакт легко и быстро;
  • контакт избирательный;
  • контакт формальный;
  • не вступает в контакт.

4.  Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

  • Активен (пассивен);
  • не агрессивен (агрессивен) к другим детям;
  • преобладающее настроение;

5. Особенности характера ребенка:

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).

II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого.

1. Ходьба:

  • Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
  • Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику
  • Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
  • Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

2. Бег:

  • Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
  • не агрессивен (агрессивен) Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня»
  • Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

3. Прыжки:

  • Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
  • Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
  • Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

  • Застегивание пуговиц;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
  • Умение держать карандаш, ведущая рука;
  • Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
  • Обводка;
  • Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева

  • Воспроизведение фигур из палочек;
  • «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

1) Внимание

  • Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
  • Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

  • Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
  • Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

  • «Четвертый лишний»
  • «Найди такой же»
  • «Найди отличия»
  • «Продолжи ряд»
  • «Серия картинок»

V. Развитие речи

 Используется диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.СтребелеваVII. Игровая деятельность

  1. Импрессивная речь
  • Объём пассивного словаря
  • Различение предложно-падежных конструкций
  • Понимание словосочетаний и предложений
  1. Экспрессивная речь
  • Активный словарь (название частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).
  • Понимание загадок, пословиц, метафор.
  • Словоизменение (сущ. мн.ч., косвенные падежи, Род. п. мн.ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).
  • Словообразование (умен.-ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).
  • Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).

VI. Математические представления

  • Цвет
  • Форма
  • Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).
  • Сериация по величине
  • Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел,  на сколько больше, меньше).
  • Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).
  • Знание цифр, соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

  • Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
  • Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
  • Ориентировка в направлении движений;
  • времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
  • дни недели;
  • части суток;

VII. Игровая деятельность

  • характер возникновения игры;
  • форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);
  • Ориентировка в направлении движений;
  • оречевление  деятельности последовательность);
  • отноношение к правилам
  • характер действий



Предварительный просмотр:

Дефектологическое обследование

Возраст 3 года

1.Умение вступать в контакт _______________________________________________

________________________________________________________________________

2.Сведения о себе _________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _____________________________________________

________________________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости __________________________________________

________________________________________________________________________

5.Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука _________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук __________________________________________

6.Ориентировка во времени (представление о частях суток: день, ночь, утро, вечер)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет:

Выбор цвета по названию

Называние цвета

жёлтый

зелёный

синий

красный

жёлтый

зелёный

синий

красный

Б) Форма:

Выбор фигуры по названию

Называние фигуры

круг

квадрат

треугольник

круг

квадрат

треугольник

В) Величина (складывание матрёшки, пирамидки, чашечек) ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

кот

рука

сын

мыло

дом

1.

2.

3.

4.

5.

Б) Зрительная память:

        1) Запомни, что нарисовано:

цветок

кукла

мяч

чашка

рыба

       

       2) Запомни, что держит каждый из зверей? _______________________________

        __________________________________________________________________

9.Исследование внимания:

А) Рассмотри картинку. Какие предметы на ней спрятались? ____________________

________________________________________________________________________

Б) Найди одинаковые предметы ____________________________________________

В) Скажи, чем отличаются? ________________________________________________

________________________________________________________________________

10.Мышление:

А) Подбери заплатку к коврику _____________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Разрезные картинки ____________________________________________________

________________________________________________________________________

В) Что любят животные, нарисованные на картинке? __________________________

________________________________________________________________________

 11.Математика:

А) Покажи, каких предметов больше (меньше)? _______________________________

Б) Сравни 3-4 предмета по величине _________________________________________

В) Найди много предметов и один ___________________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы _______________________________

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование.

Возраст 2 года

1. Умение вступать в контакт _______________________________________________

________________________________________________________________________

2.Сведения о себе ________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _____________________________________________

________________________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости _________________________________________

________________________________________________________________________

5.Графомоторные навыки:

А) Ведущая рука _________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук __________________________________________

________________________________________________________________________

6.Сформированность сенсорных эталонов:

А) Форма _______________________________________________________________

Б) Цвет _________________________________________________________________

В) Величина (складывание пирамидки, чашечек) ______________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________  

7. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

План коррекционной работы: _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

Возраст 4 года.

1.Умение вступать в контакт _______________________________________________

________________________________________________________________________2.Сведения о себе _________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _____________________________________________

________________________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости _________________________________________

________________________________________________________________________

5. Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука _________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук __________________________________________

6.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Части суток: __________________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Времена года: _________________________________________________________

________________________________________________________________________

В) Покажи правую, левую руку (ногу) _______________________________________

Г) Складывание разрезных картинок (из 2-4 частей) ____________________________

________________________________________________________________________

Д) Понимание предлогов (на, в, под, над) ____________________________________

7. Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет:

Выбор цвета по названию

Называние цвета

к

с

з

ж

о

г

к

с

з

ж

о

г

Б) Форма:

Выбор фигуры по названию

Называние фигуры

В) Величина (складывание пирамиды, матрёшки, чашечек) _____________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

дом

конь

лес

брат

кот

ночь

мост

1.

2.

3.

4.

5.

Б) Зрительная память:

1) Запомни, что нарисовано:

машина

ручка

телевизор

книга

дом

телефон

2) Найди такую же матрёшку __________________________________________

9. Исследование внимания:

А) Расскажи, чем похожи, чем отличаются? ________________________________

Б) Найди такой же предмет ________________________________________________

10. Мышление:

А) Подбери заплатки к коврикам ____________________________________________ Б) Найди лишний предмет _________________________________________________

В) Подбери подходящую картинку __________________________________________

11. Математика:

А) Счёт _________________________________________________________________

Б) Сформированность понятий:

      большой -  маленький                                          высокий – низкий

      длинный – короткий                                             широкий - узкий

В) Соотнесение количества предметов с количеством пальцев ___________________ ________________________________________________________________________

Г) Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу ____________

________________________________________________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

Возраст 5 лет

1.Умение вступать в контакт _______________________________________________

2.Сведения о себе _________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _____________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости __________________________________________

5.Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука _________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук __________________________________________

6.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Части суток, времена года  ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Различает правую, левую стороны на своём теле ____________________________

________________________________________________________________________

В) Складывание разрезных картинок (горизонтали, вертикали, диагонали из 4-6 частей) __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Понимание простых, сложных предлогов__________________________________

7.Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет:

Называние цвета

Выбор цвета по названию

основные цвета

оттенки

основные цвета

оттенки

Б) Форма:

Называние формы

Выбор формы по названию

-Узнавание формы в рисунке, в предмете ____________________________________

________________________________________________________________________

 В) Величина ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Память:

А)  Объём слухоречевой памяти:  

конь

каша

машина

брат

кот

окно

рука

стол

цветок

1.

2.

3.

4.

5.

     

 - Повторение фразы: «Летом в лесу было много ягод и грибов» _________________

________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

- Запомни, что нарисовано (предъявляется 7 картинок) _________________________

________________________________________________________________________

9. Исследование внимания:

А) Найди пару каждому зонтику ____________________________________________

Б) Расставь значки в фигурках по образцу_____________________________________

________________________________________________________________________

10. Мышление:

А) Чего не хватает? _______________________________________________________

Б) «4-ый лишний» ________________________________________________________

________________________________________________________________________

В) Подбор обобщающего слова _____________________________________________

________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Г) Чем похожи, чем отличаются? ____________________________________________

________________________________________________________________________

Д) Что сначала, а что потом? _______________________________________________

________________________________________________________________________

11. Математика:

А) Счёт _________________________________________________________________

Б) Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ______________________________

В) Выделение предметов из множества ______________________________________

________________________________________________________________________

Г) Соотнесение количества предметов с числом _______________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

План коррекции: _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дефектолог:


Дефектологическое обследование

Возраст 6 лет

1.Умение вступать в контакт ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Сведения о себе ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5.Графо-моторные навыки:

А) Ведущая рука _____________________________________________________________________

Б) Моторика кистей и пальцев рук ______________________________________________________

6.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Восприятие времени _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Различает правую, левую стороны на своём теле, на теле другого человека __________________

_____________________________________________________________________________________

В) Ориентировка на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине) ___________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Понимание простых, сложных предлогов ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Д) Складывание разрезной картинки (из 4-8 частей)________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Сформированность сенсорных эталонов:

А) Цвет: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Форма:

        

В) Величина:_________________________________________________________________________

8.Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

сумка

дом

зима

книга

лес

утро

мост

каша

конь

Окно

1.

2.

3.

4.

5.

        

Б) Зрительная память:

 - Запомни, что нарисовано (предъявляется 10 картинок) ____________________________________

 9. Исследование внимания:

А) Корректурная проба (изменённый тест Пьерона-Рузера) __________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Узнавание предмета в пересекающемся, схематическом изображении ______________________

_____________________________________________________________________________________

 В) Что изменилось? ___________________________________________________________________

10. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий (мебель, посуда и т.д.) ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Б) 4-ый лишний ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Понимание серии сюжетных картинок, связанных единым сюжетом _______________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _______________________________

_____________________________________________________________________________________

Д) Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Умение абстрагировать _____________________________________________________________

11. Математика:

А) Счёт _____________________________________________________________________________

Б) Сравнение множеств ________________________________________________________________

В) Сформированность цифрового гнозиса ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Решение простых задач:

  • На конкретном материале ________________________________________________________
  • Отвлечённо ____________________________________________________________________

   Придумывание простых задач:

  • На конкретном материале ________________________________________________________
  • Отвлечённо ____________________________________________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы: ___________________________________________

____________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:


Дефектологическое обследование

Возраст 7 лет

1.Умение вступать в контакт ___________________________________________________________

2.Сведения о себе ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Понимание обращённой речи _________________________________________________________

4.Уровень общей осведомлённости ______________________________________________________

5.Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Времена года (последовательность, признаки) __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Б) Части суток _______________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________

В) Дни недели ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Схема собственного тела ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Д) Понимание понятий:

Впереди-            напротив-        вниз-

Посередине-        налево-        близко-

Внизу-        направо-        далеко-

Между-        вверх-

Е) Ориентировка на листе бумаги _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6. Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

     - Запомни и повтори:

дом

кот

лес

брат

мост

ночь

игла

конь

стол

окно

1.

2.

3.

4.

5.

    - Воспроизведение пар слов, предъявленных последовательно:

дом – окно        дом -

стол – цветок        стол -

дверь – песок        дверь -

мышь - река        мышь -

     - Пересказать рассказ: _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

    - Запомни, что нарисовано (10 картинок) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  - Чего не хватает? ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. Исследование внимания:

А) Какое слово встречается чаще других:

Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.

Б) Что изменилось?  ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) 4-ый лишний ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Сравнение понятий:

Девочка – кукла _____________________________ птица - самолёт ___________________________

Мяч – арбуз  ________________________________утка – лодка ______________________________

Г) Понимание метафор:

Золотые руки ______________________________Каменное сердце ___________________________

Светлая голова ____________________________ Ядовитый человек __________________________

Д) Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Составление рассказа по серии сюжетных картин _______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ж) Понимание и пересказ прочитанного _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

З) Умение абстрагировать _____________________________________________________________

10. Математика:

А) Счёт _____________________________________________________________________________

Б) Пересчитывание предметов с называнием итога (Сколько всего?) __________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Сформированность цифрового гнозиса ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Г) Знание математических знаков _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Д) Счётные операции в пределах 5-ти, 10-ти (отвлечённо, на конкретном материале) ___________

____________________________________________________________________________________

Е) Решение задач (отвлечённо, на конкретном материале) __________________________________

11. Чтение:

А) Знание букв, написание букв (печатных, письменных) ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Чтение (побуквенное, послоговое, целыми словами) _____________________________________

12. Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Заключение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дефектолог:

Дефектологическое обследование

Возраст 8 лет

1. Умение вступать в контакт ___________________________________________________________

2. Сведения о себе ____________________________________________________________________

3. Понимание обращённой речи _________________________________________________________

4. Уровень общей осведомлённости _____________________________________________________

5. Пространственно-временные понятия и отношения:

А) Времена года (последовательность; количество месяцев в году, в одном времени года; выделение специфических признаков и т.д.) ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Дни недели (последовательность, «соседи») ____________________________________________

____________________________________________________________________________________

В) Части суток _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Г) Ориентировка на листе бумаги _______________________________________________________

Д) Понятие направления _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Понятие расстояния ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6. Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) __________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Память:

А) Объём слухоречевой памяти:

    - Запомни и повтори:

медведь

зима

дом

книга

сумка

конверт

окно

воробей

лес

утро

1.

2.

3.

4.

5.

   - Воспроизведение пар слов:

небо – луна         небо-

туча – дождь        туча-

лягушка – цапля         лягушка-

ковёр – комната         ковёр -

        - Воспроизведение предложения: «В саду за высоким забором росли яблоки» ________________

____________________________________________________________________________________

   - Пересказ прочитанного рассказа  ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

  - Запомни, что нарисовано ____________________________________________________________

  - Чего не хватает? ____________________________________________________________________

8. Исследование внимания:

А) Корректурная проба (изменённый тест Пьерона-Рузера) _________________________________

____________________________________________________________________________________

Б) Какое слово встречается чаще других:

Тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима.

В) Запомни и нарисуй:

МОСТ __________________________                            3143 _________________________

9. Мышление:

А) Обобщение родовых категорий _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Исключение _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) Отгадывание загадок________________________________________________________________

Г) Выделение существенных признаков:

   - Выбери,2 слова без чего нет сада:  

              Сад (садовник, собака, земля, забор)

Д) Понимание пословиц, поговорок _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Е) Сравнение по памяти:

Муха - бабочка

Вода – молоко

Город – деревня

10. Математика:

А) Счёт _____________________________________________________________________________

Б) Состав чисел в пределах 10-ти _______________________________________________________

В) Решение задач ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

11.Чтение (послоговое, побуквенное, целыми словами) ____________________________________

12. Письмо:

А) Списывание ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Письмо слов, предложений под диктовку ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Особенности эмоционально-волевой сферы ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Заключение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

План коррекционной работы: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектолог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"

Это авторское учебно-методическое пособие разработаное  мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...

Образец карты дефектологического обследования.

Данное пособие может быть полезным для дефектологов. Карта содержит примерный план дефектологического обследования и приложения для разных возрастов для обследования мелкой моторики....

Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.

В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом  детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...

Дефектологическое обследование от 2-8 лет

Дефектологическое обследованиеВозраст 3 года1.Умение вступать в контакт _______________________________________________________________________________________________________________________2.Сведени...

Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта

Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....

Дефектологическое обследование дошкольников

Дефектолог - это коррекционный педагог и его основная задача: коррекция и компенсация существующих недостатков развития ребенка. Дефектолог проводит обследование особенностей развития, определяет...

Методики дефектологического обследования детей раннего и дошкольного возраста

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ раннего возраста Стребелева Е.А.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ  Стребелева Е.А. ПСИХОЛОГО...