Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие по теме

Это авторское учебно-методическое пособие разработаное  мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями работы в детском доме,  дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.

  При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста

В связи с особенностями работы в детском доме,  дефектологическое обследование детей осуществляется 2 раза в год: на момент поступления ребенка в младшую группу дошкольного отделения детского дома, и на конец учебного года.

  При проведении педагогической диагностики используются тестовые задания и стандартизованные методики изучения ребенка, а так же метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).

 В диагностическом обследовании рассматриваются следующие линии развития:

I. Социальное развитие.

Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребенка определяется в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и ближайшем окружении

 

1. Представления о себе и ближайшем окружении

Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. Как тебя зовут?
  2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей);
  3. Сколько тебе лет?
  4.  Имена родителей или других родственников. 

2. Средства общения ребенка: 

  • экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
  • предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
  • речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым: 

  • устанавливает контакт легко и быстро;
  • контакт избирательный;
  • контакт формальный;
  • не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

 

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т.д.

 

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):

Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого; навык умывания – самостоятельно умывается или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

 

II. Моторное развитие.

В процессе обследования определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание.

В связи с тем, что многие дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, не владеют речью или владеют речью в недостаточном объеме, все задания даются ребенку как в вербальной («Беги!»), так и в невербальной форме (показ жестом в сторону предмета, к которому надо бежать), т.е. в ходе обследования педагогу следует использовать указательные жесты или показ. .

Если же ребенок легко вступает в контакт со взрослым и охотно сосредотачивает внимание на задании, но не может его выполнить самостоятельно или выполняет неверно, возможно использовать различные виды помощи: показ, подражание, совместные действия. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Упражнения, направленные на оценку общей моторики

1. Ходьба:

  1. Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
  2. Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику».
  3. Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
  4. Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

 

2. Бег:

  1. Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
  2. Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».
  3. Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

 

3. Прыжки:

  1. Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
  2. Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
  3. Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

 

4. Ползание, лазание:

  1. Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».
  2. Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно его двигает вперед).  

5. Бросание:

  1. Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».
  2. Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».

 

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, результат.

 Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого, а так же с применением следующих тестов:

  • Застегивание пуговиц;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
  • Умение держать карандаш, ведущая рука;
  • Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
  • Обводка;
  • Параллельная штриховка.

 III. Конструктивный праксис.

Обследование осуществляется с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

  • Воспроизведение фигур из палочек;
  • «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

 Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

В данном разделе рассматриваются следующие интеллектуальные функции:

1) Внимание

  • Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
  • Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

  • Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
  • Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, а так же с применением следующих тестов:

  • «Четвертый лишний»
  • «Найди такой же»
  • «Найди отличия»
  • «Продолжи ряд»
  • «Серия картинок»
  • Анализ предмета (выделение его частей)
  • Узнавание предмета по словесному описанию
  • Составление разрезных картинок

V. Развитие речи

В данном разделе определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

 VI. Математические представления

 Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов. 

Задание 1 – «Найди свои домики для фигурок» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Задание 2 – «Цветные бабочки» – направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Задание 3 – «Покажи много, покажи один» – направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук).

Так же выявляются представления детей о величине, навык сравнения множеств (приложением, наложением), счет в пределах 10, знания цифр и соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

При проведении обследования выявляются следующие представления ребенка:

  • Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
  • Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
  • Ориентировка в направлении движений;
  • времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
  • дни недели;
  • части суток;

VII. Игровая деятельность

Выявляется характер возникновения игры, предпочтение игр, форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми). Отмечается оречевление  деятельности, отноношение к правилам, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Предложенные выше задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на  одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий, что фиксируется в индивидуальных картах детей (индивидуальная карта ребенка приведена ниже). Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень развития (+), после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития (v). В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития (-)

После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития. Подобное же обследование проводится в конце учебного года с целью выявления динамики в развитии ребенка и определения перспектив для разработки программы дальнейшего обучения, воспитания и сопровождения ребенка.

Индивидуальная карта ребенка

Имя ребенка______________________________________________________


Показатели развития


Достижения ребенка

На начало года

На конец года

I. Социальное развитие.

 1. Представления о себе и ближайшем окружении

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Имена родителей или других родственников;

2. Средства общения ребенка: 

  • экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);
  • предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);
  • речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослым: 

  • устанавливает контакт легко и быстро;
  • контакт избирательный;
  • контакт формальный;
  • не вступает в контакт.

4.  Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

  • Активен (пассивен);
  • не агрессивен (агрессивен) к другим детям;
  • преобладающее настроение;

5. Особенности характера ребенка:

6. Навыки в быту (уточняются в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).

II. Моторное развитие. Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина, шкалы Н.И. Озерецкого.

1. Ходьба:

  • Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».
  • Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику
  • Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».
  • Ходьба по лесенке вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз» (взрослый находится рядом с ребенком).

2. Бег:

  • Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».
  • не агрессивен (агрессивен) Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня»
  • Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

3. Прыжки:

  • Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай как зайка».
  • Спрыгивание со скамейки (высота 10 см): «Иди по скамейки, спрыгни со скамейки» (взрослый находится рядом с ребенком).
  • Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

Упражнения, направленные на оценку мелкой моторики.

  • Застегивание пуговиц;
  • Нанизывание бусин на шнурок;
  • Перекладывание двумя пальцами мелких предметов;
  • Умение держать карандаш, ведущая рука;
  • Закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус);
  • Обводка;
  • Параллельная штриховка.

III. Конструктивный праксис.

Обследование проводиться с использованием методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева

  • Воспроизведение фигур из палочек;
  • «Танграм» (составление по рисунку, по образцу)

IV. Интеллектуальное развитие

Обследование осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Диагностика развития ребенка» М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

1) Внимание

  • Зрительное внимание (на занятиях, при рассматривании изображений)
  • Слуховое внимание (переключаемость, устойчивость)

2) Память

  • Зрительная память (10 картинок, «что изменилось?»)
  • Слуховая память (10 слов, 4 звука, стихи)

3) Мышление

  • «Четвертый лишний»
  • «Найди такой же»
  • «Найди отличия»
  • «Продолжи ряд»
  • «Серия картинок»

V. Развитие речи

 Используется диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е.А.Екжанова, Е.А.СтребелеваVII. Игровая деятельность

  1. Импрессивная речь
  • Объём пассивного словаря
  • Различение предложно-падежных конструкций
  • Понимание словосочетаний и предложений
  1. Экспрессивная речь
  • Активный словарь (название частей тела, предметов, действий, обобщающие понятия, профессии, подбор определения к слову, синонимы, антонимы).
  • Понимание загадок, пословиц, метафор.
  • Словоизменение (сущ. мн.ч., косвенные падежи, Род. п. мн.ч., сочет. с числит. 2 и 5, согл прил. с сущ. по родам).
  • Словообразование (умен.-ласкат. сущ., детёныши животных, образ. прилагат. от сущ., ответ на вопрос «Чей?»).
  • Связная речь (пересказ, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).

VI. Математические представления

  • Цвет
  • Форма
  • Названия величин (большой – маленький, длина-высота- ширина).
  • Сериация по величине
  • Сравнение множеств (приложением, линиями, сравнение чисел,  на сколько больше, меньше).
  • Счёт (отвлечённо, конкретно, прямой, обратный).
  • Знание цифр, соотнесение их с количеством.

VI. Пространственные и временные представления.

  • Определение лево-право (относительно себя, относительно собеседника);
  • Ориентировка в расположении предметов относительно друг друга;
  • Ориентировка в направлении движений;
  • времена года, месяцы (по сезонам, последовательность);
  • дни недели;
  • части суток;

VII. Игровая деятельность

  • характер возникновения игры;
  • форма игр (один, рядом, вместе со взрослым, вместе с детьми);
  • Ориентировка в направлении движений;
  • оречевление  деятельности последовательность);
  • отноношение к правилам
  • характер действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Подготовка воспитанников детских домов предшкольного возраста к успешному обучению в школе"

Авторская программа образовательно-воспитательная для детей детских домов старшего дошкольного возраста. В программе выделены следующие разделы: физическая культура и здоровье; социализация; безопасно...

Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.

Создание благоприятных условий для оздоровления    детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...

Развитие системы модернизации летнего отдыха воспитанников детского дома дошкольного возраста с нарушениями речи.

Создание благоприятных условий для оздоровления    детей, восстановление их физического потенциала детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.Формирование потребности в ...

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать?  ...

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Как стать талантливым собеседником, который умеет грамотно вести спор, имеет свою точку зрения, умеет интересно и доброжелательно о чем-то рассказывать?  ...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....