«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

Мацнева Ольга Владимировна

В статье даётся определение одарённости с точки зрения педагогики, психологии и медицины, перечисляются общие черты одарённых детей, отличающих их от сверстников, освещаются проблемы, препятствующие развитию задатков, данных от природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мацнева Ольга Владимировна,

учитель-логопед

МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»,

 г. Старый Оскол Белгородской области

Количество одаренных детей увеличивается из года в год, поэтому необходимо уделять больше внимания проблеме поиска эффективных путей работы с ними, построению схем и маршрутов для развития их индивидуальных способностей.

Предпринимая попытку спрогнозировать ход умственного развития ребенка, педагогам и родителям следует обращать должное внимание на отличия, которыми выделяется ребенок из среды сверстников.

Одаренность - это, по мнению психологов, превышение основных показателей развития, прежде всего развития интеллекта.

Педагогическая энциклопедия определяет одаренность как качество психики, которое системно развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком наиболее высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Развитие одаренности происходит на основе уже заложенных природой задатков и только в условиях деятельности.

У детей одаренность может проявляться в разных областях. Легче и раньше обнаруживается одаренность в искусстве – в музыке и рисовании. В науке раньше проявляются способности к математике. Качественное своеобразие характеризует одаренность в умственной деятельности.

У детей, демонстрирующих прекрасные способности в какой-то одной области, как правило, одаренность проявляется в широком спектре индивидуально-психологических особенностей. Здесь уместными будут слова: «Талантливый человек талантлив во всем».

Одаренные дети, в своем большинстве, имеют общие черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренным детям свойственно стремление к любознательности и исследовательской деятельности. По данным исследователей, у них отмечается повышенная биохимическая и электрическая активность мозга. Случаи информационной «голодовки» такие дети воспринимают очень болезненно. Ограничение активности в поиске и переработке информации вызывает негативные реакции, часто невротического характера.

Одаренные дети на основе установления причинно-следственных связей и умения делать обобщающие выводы способны выстроить новые системы и модели.

Одаренным детям обычно присуща феноменальная память, которая базируется на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Дети отличаются способностью классифицировать информацию и опыт, умением широко пользоваться накопленными знаниями.

Одаренных детей отличает богатый словарный запас. Они умеют строить и использовать в речи сложные синтаксические конструкции, задавать вопросы. Многие из них любят читать энциклопедии, играть в интеллектуальные игры. Их отличает повышенное внимание к тем областям, которые их интересуют.

Одарённость, как способность к чему-либо, является результатом развития задатков, данных ребёнку от природы.

Очень часто задатки не перерастают в талант, так как взрослые, находящиеся рядом с такими детьми, недостаточно уделяют внимания воспитанию трудолюбия, как необходимого компонента таланта. То, что достаётся легко, не способно воспитать усидчивость и настойчивость. А отсутствие этих качеств тормозит развитие задатков. Ведь прекрасные задатки – это не одарённость, а только её основа.

Первыми разглядеть признаки одарённости в ребёнке могут и должны родители. Именно из внимательного отношения родителей к способностям своего ребёнка будет исходить и признание его в социуме. Важно установить контакт с ребёнком, интересоваться его увлечениями, поддерживать и помогать ему. Родителям необходимо создавать условия для развития задатков.

Важным вопросом воспитания одарённых детей является их социализация в среде сверстников ещё до начала школьного обучения.

Но одаренные дети отличаются особым стилем поведения, поэтому часто испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами и членами своей семьи. Они бывают нетерпимы к окружающим, стремятся прерывать их, поправлять, демонстрируя свои знания, показывая окружающим их несостоятельность и превращая их в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. На практике взрослые: и педагоги, и родители, часто бывают не готовы к общению с одаренными детьми, не терпимы к их особому поведению, поэтому не дают им возможности высказаться, занижают их самооценку и тем самым постепенно губят детскую пытливость и любознательность, желание находиться в постоянном поиске новых знаний.

Часто, находясь среди менее одарённых сверстников, дети с более высокими способностями не дают развиваться своим задаткам, так как прикладывают для этого слишком мало усилий. В таком случае, исходная одаренность не только мешает выработке волевых качеств, но и невольно задерживает развитие блестящих задатков, которые оказываются неиспользованными. Здесь важно грамотное руководство педагогов, которые помогут ребёнку в развитии природных задатков.

Переходя на новую ступень образования, дети, не научившиеся трудолюбию и усидчивости, не добиваются желаемых успехов. Это приводит к неуверенности в себе, потере интереса к учёбе и разочарованию в своих способностях.

Здесь важно с первых дней школьного обучения индивидуально подбирать для способных детей задания повышенной сложности, чтобы  их ум был в постоянном поиске и напряжении. Большинство заданий должны содержать исследования и эксперименты и быть увлекательными для способных детей. Это и будет способствовать воспитанию трудолюбия и поддержанию дальнейшего интереса.

Без активного и внимательного участия родителей в такой ситуации не обойтись, так как только они могут стимулировать и направлять своих детей, вовремя давая возможность отдохнуть, чтобы не перегружать нервную систему детей.

Важно вовремя разглядеть в ребёнке особые возможности, поддерживать и направлять его, создавая благоприятные условия для развития задатков его таланта.

Список литературы

  1. Белова Е. Одаренные дети //Дошкольное воспитание. 1991, - № 4. – 87 с.
  2. Гильбух Ю. Э. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  3. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии. 2003, - № 3. – 107 с.
  4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик   Нор...

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик   Нор...

Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада

Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.»              ...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Современные аспекты социализации дошкольников "Мы - вместе!"

Технология активной социализации дошкольников "Мы - вместе!" : Пояснительная записка, годовой план, примеры конспектов....