Современные аспекты социализации дошкольников "Мы - вместе!"
методическая разработка по теме

Матюнина Светлана Анатольевна

Технология активной социализации дошкольников "Мы - вместе!" : Пояснительная записка, годовой план, примеры конспектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №668 имени Героя Советского Союза В.П.Кислякова»

Дошкольное отделение №435

Современные аспекты социализации дошкольников «Мы – вместе!»

Технология активной социализации дошкольника

Составлено творческой группой ДО №435 в составе:

учитель-логопед Кулаченкова Е.Г.

педагог-психолог Матюнина С.А.

воспитатель Ушакова Л.С.

        г.Москва        

2016г.

Пояснительная записка

        С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, поэтому нам, педагогам, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Другими словами, в процессе социализации, ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы организованно-образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении охватывала основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавала начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Надо активно искать современные способы воздействия на детей и формы взаимодействия педагогов с родителями для обеспечения качества дошкольного образования.

Коллектив нашего дошкольного отделения пришел к единому мнению, что необходимо создать комплексно – тематическую модель образовательного процесса. При использовании этой модели содержание образования  расширяется за счет внедрения технологии активной социализации «Мы – вместе!», которая включает разнообразные тематические блоки. В качестве основы наш коллектив взял технологию Н.П.Гришаевой «Клубный час». Технология активной социализации «Мы – вместе!» включает в себя несколько педагогических технологий: «Социальная акция», «Проблемная педагогическая ситуация», «Волонтерство», «Ситуация месяца».

При проведении мероприятий используются разнообразные формы деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, что отвечает основным принципам ФГОС ДО.

Во время проведения мероприятий для взрослых (педагогов и родителей) и детей созданы партнерские отношения. Один из путей достижения качества дошкольного образования – интеграция областей.

Цель технологии:  

Создать комплексно – тематическую модель образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО через внедрение технологии активной социализации «Мы – вместе!».

Ключевые задачи технологии:

1.Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Развивать саморегуляцию поведения и произвольное внимание.

3. Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.

4.Формировать умение разрешать конфликты, переживать трудные ситуации, ориентироваться на собственную оценку своих поступков, находиться без взрослых в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения в общении со взрослыми.

5. Формировать нормы и правила поведения.

6. Учить детей ориентироваться в пространстве.

7. Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы.

8. Формировать у детей умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

9. Формировать  у детей умение планировать свои действия и оценивать результаты.

10. Проявить творческий подход к отбору содержания на основе интеграции образовательных областей и использования интерактивных технологий.

11. Обеспечить развитие личности дошкольника, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

12. Внедрить в работу дошкольной организации технологию активной социализации «Мы – вместе!».

13. Обеспечить повышение компетентности педагогов в вопросах эффективного использования технологий социализаций дошкольников.

14. Использовать эффективные формы взаимодействия детского сада с семьей на основе социального партнерства.

 Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез.
  2. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003.
  3. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2016.
  4. Загвоздкин В.К. Готовность к школе: методическое пособие для родителей. – Спб.: Деметра, 2011.
  5. Невирко Д.Д. Методология социализации личности: учебное пособие. – Красноярск: СЮИ, 2001.
  6. Общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. – Воронеж, 1998.
  8. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром/ С.А.Козлова, С.В.Кожокарь, С.Е.Шукшина, А.Ш.Шахманова. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2009.
  9. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.

Интернет-ссылки:

  1. http://sch668s.mskobr.ru/dou_edu/gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatel_noe_uchrezhdenie_goroda_moskvy_detskij_sad_kombinirovannogo_vida_435/novosti/klubnyj_chas_skazochnoe_puteshestvie_v_do_435/
  2. http://sch668s.mskobr.ru/dou_edu/gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatel_noe_uchrezhdenie_goroda_moskvy_detskij_sad_kombinirovannogo_vida_435/novosti/klubnyj_chas_osen_v_muzyke_zhivopisi_literature_v_do_435/
  3. http://sch668s.mskobr.ru/dou_edu/gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatel_noe_uchrezhdenie_goroda_moskvy_detskij_sad_kombinirovannogo_vida_435/novosti/klubnyj_chas_professii_detskogo_sada/

План проведения в 2016 - 2017 у.г.

Название, тематика мероприятия

Сентябрь

02.09.16г.

«До свиданья, лето».

09.09.16г.

«День города».

16.09.16г.

«Мой любимый детский сад»  

(Знакомство   детей с профессиями работников детского сада).                                                                      

23.09.16г.

Забавное путешествие (тематические станции).

30.09.16г.

«День добрых дел – подарки взрослым ко Дню дошкольного работника и Дню учителя» - социальная акция

Октябрь

07.10.16г.

«Золотая осень в музыке, литературе, живописи».

14.10.16г.

Забавное путешествие (тематические станции).

21.10.16г.

День проблемных педагогических ситуаций.

28.10.16г.

Ярмарка добрых дел «День пожилых людей» - открытое мероприятие с привлечением социальных служб, родителей, с приглашением пожилых людей. (социальная акция)

Ноябрь

11.11.16г.

Большая сюжетная игра «Люди творческих профессий: писатель, художник, музыкант, скульптор».

18.11.16г.

Забавное путешествие (тематические станции).

25.11.16г.

«День матери»  - открытое мероприятие для родителей.

Декабрь

02.12.16г.

Квест по сказкам – городское открытое мероприятие.

09.12.16г.

«День воинской славы» (мероприятия, посвященные 75 –летию битвы под Москвой).

16.12.16г.

Забавное путешествие (тематические станции).

23.12.16г.

«Елочные игрушки своими руками».

30.12.16г.

«Подарок под елочку».

Январь

13.01.17г.

Фестиваль маскарадных костюмов - открытое мероприятие для района «Дмитровский».

20.01.17г.

Забавное путешествие («День здоровья»).

27.01.17г.

«Зима в музыке, литературе, живописи».

Февраль

03.02.17г.

«День сказок».

10.02.17г.

Забавное путешествие («Дорожное движение»).

17.02.17г.

«Служу России» - открытое мероприятие для родителей.

Март

03.03.17г.

«Женский день – 8 марта. Подарки к празднику».

10.03.17г.

«День книги».

17.03.17г.

Забавное путешествие (интеллектуальный конкурс «Знай-ка»).

24.03.17г.

«День мультфильмов».

31.03.17г.

«Весна в музыке, литературе, живописи» – городское открытое мероприятие.

Апрель

07.04.17г.

«Космические фантазии».

14.04.17г.

«День Здоровья».

21.04.17г.

«Планета Земля – наш общий дом».

28.04.17г.

Забавное путешествие (тематические станции «Страны и континенты»).

Май

05.05.17г.

Ярмарка добрых дел «День Победы» - открытое мероприятие для ветеранов района «Дмитровский»

12.05.17г.

«Моя семья».

19.05.17г.

Забавное путешествие («День музеев»).

26.05.17г.

«Радуга детства».

Мероприятия проводятся в форме «Клубного часа». Длительность – 60 минут.

Формы организации:

1. Командная

2. Индивидуальная

 Виды:

1. Тематический

2. Свободный

Организационные моменты:

«Клубный час» проводится один раз в неделю, по пятницам, с 16.00 до 17.00.  На время проведения мероприятия двери детского сада закрываются. В коридорах выставляются дежурные (свободные сотрудники и родители), которые следят за соблюдением детьми правил. За несоблюдение правил установлены штрафные санкции.  Дети старшей и подготовительной групп передвигаются по детскому саду самостоятельно. Для детей младшего и среднего возраста мероприятия проводятся в группах. Дети-волонтеры помогают воспитателям младших групп провести мероприятие для малышей. В зависимости от тематики и формы проведения мероприятия, дети расходятся по «Клубам» из своих групп или из музыкального зала по одному или командами. Каждый «Клуб» обозначается определенным цветом (стрелки того же цвета ведут к «Клубу»).  При командном проведении детям выдается маршрутный лист. После завершения «Клубного часа», в каждой группе начинается обсуждение – «Рефлексивный круг».

Как показал опыт, детям очень нравится «Клубный час». Ребята с нетерпением ждут его начала, просят родителей не забирать их из детского сада рано. Дети стали более ответственными, самостоятельными, научились заботиться о младших, соблюдать правила.

        Ниже приводятся план-конспекты некоторых проведенных мероприятий.

Клубный час  

«Люди творческих профессий»  

Цель: становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование позитивных установок к различным  видам творчества.

Профессия «Архитектор»

  подготовительная группа № 2

Задачи: Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей. Познакомить с одним из видов искусства – архитектурой и профессией «архитектор».

План проведения:

- показ иллюстраций или слайдов зданий разного назначения (дом, детский сад, магазин, больница, театр, цирк), рассматривание (выделение одинаковых частей в конструкции или их  особенностей, т.е. отметить, в чём сходство или различие);

- рассказ детям о том, что в архитектуре есть памятники, которые известны во всём мире (в России – это Кремль, собор Василия Блаженного, рассмотреть на слайдах, отметить особенности);

- настольная игра «Сложи картинку» (разрезные картинки с разными зданиями);

- рассказ воспитателя о профессии « архитектор».

 (Архитекторы - люди, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, строительные, театральные, парковые сооружения, улицы и города. Архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ, чертёж на бумаге).

- упражнение: «Графический диктант» (рисование по клеточкам, по заданию воспитателя, или проведение линий от цифры к цифре с целью получения определенного рисунка (например, дом).

- архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом мы обычно тренируемся, когда что-то собираем из деталей конструктора. Архитекторы – творческие люди. Они должны иметь хорошее воображение.
- постройка по заданию воспитателя с определенными требованиями (можно построить из конструктора или плоскостное конструирование из палочек и т.п.).

Профессия «Художник – иллюстратор детской книги»

старшая группа № 8

Задачи: Познакомить детей с профессией «художник – иллюстратор»; продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачёв); рассказать о творчестве художника, писателя-анималиста Е. И. Чарушина. Закрепить представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным.

План проведения:

- рассматривание детских книг с иллюстрациями разных художников на выставке (сравнение иллюстраций).

- рассказ воспитателя о Е.И. Чарушине (портрет, рассказ о нем и его творчестве, рассматривание книг, отметить особенности изображения животных – «как живые»).

 - чтение книги Е. Чарушина «Большие и маленькие».

- игра «Угадай, кто меня нарисовал?» (по типу лото: карточки с изображениями животных, выполненными художниками Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным).

- рисование животных из книги Е.Чарушина (закрашивание контурного изображения животного методом «тычка», жесткой полусухой кистью).

Профессия «Скульптор»

средняя группа № 3

Задачи: Познакомить детей с профессией «скульптор». Учить различать такой вид искусства как «скульптура». Познакомить со скульптурой малой формы.

План проведения:

- показ и рассматривание иллюстраций или слайдов с монументальной (это слово говорить детям не надо) скульптурой (это скульптура на улицах и площадях: памятники, сказочные герои в парках и т.п.), рассказ о профессии.

- рассматривание выставки со скульптурой малой формы (собачка, петушок, котята и т.п.), рассказ воспитателя о том, кто это делает (скульптор) и как (лепит, обжигает, раскрашивает).

- лепка фигурок из пластилина (дети, в роли скульптора, работа по замыслу или образцу).

Профессия «Писатель»

(педагог-психолог Матюнина С.А.)

Задачи: Познакомить детей с профессией «писатель». Развивать у детей интерес и любовь к детской книге. Использовать имеющиеся в ДО книги, пособия, материалы, игровое оборудование, способствующие активизации   деятельности детей на основе детской художественной литературы. 

План проведения:

- Портреты писателей (2 – 3) и выставка детских книг этих писателей (по выбору педагога). Беседа с детьми о профессии писателя, рассматривание книг, «узнавание» их авторов.

- Литературная викторина (игры-задания для детей: «Узнай название произведения по его героям», «Отгадай книгу по картинке», «Кто написал эти стихи?» (чтение отрывков из произведений).

- Конкурс «Сочини сказку, рассказ» по опорным картинкам.

- Продуктивная деятельность «Мой любимый герой» (детям предлагаются листы – раскраски с героями разных произведений, они их называют и раскрашивают).

 

 Организация: 

- дети старшей и подготовительной групп собираются в зале.

- вступительное слово ведущего.

- детям раздаются цветные карточки для посещения  станций: «Архитектор», «Художник» , «Писатель» ,  «Скульптор», «Музыкант».

Дети группы № 3 (средняя) – в своей группе + к ним приходит 2 – 3 ребенка волонтера из старших групп.

Дети  группы №7 (младшая) в своей группе + к ним приходит 2 – 3 ребенка волонтера из старших групп.

Воспитатель кратко рассказывает им о профессии «артист» (показ иллюстраций или слайдов: артист цирка, артист балета, артист театра). Воспитатель «выступает в роли артиста» и показывает детям сказку, используя любой вид театра (настольный, кукольный, театр картинок и т.п.).

Дети  группы № 5 (младшая)в своей группе+ к ним приходит 2 – 3 ребенка волонтера из старших групп.

Воспитатель рассказывает о художнике – иллюстраторе Ю. Васнецове. Показывает 2-3 его книги. Читает потешки, песенки, четверостишья (из книг «Котенька-коток», «Ладушки»).  

Играет в пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза».

Играет в подвижную игру «Мыши», используя текст потешки: «Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, разобьёт весь хоровод».

Клубный час  

Веселое путешествие «Ах, эти сказки!».

План проведения.

Цель: обобщить знания детей о сказках.

Задачи: 

  • Закрепить с детьми названия, персонажей и авторов знакомых детям сказок.
  • Развивать у детей слуховое внимание, память, творческое воображение.
  • Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Организационный момент:

Сбор всех детей в музыкальном зале. Дети делятся на команды. Капитаны команд получают маршрутные листы.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по сказкам. Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим. Ну что, начнем наше путешествие?

1. Станция «Русские народные сказки» (педагог-психолог Матюнина С.А.). Педагог рассказывает детям, что такое сказка, почему сказку называют народной, кто главные герои народных сказок.

 «Отгадай из какой сказки герои». Детям предлагается собрать изображения (разрезные картинки) героев сказок («Репка» и «Колобок») и сказать из каких они сказок.

2. Станция «Сказки  народов мира» (педагог группы №2). Педагог рассказывает о сказках народов мира. «Вспомни сказку». Дети получают картинки, на которых изображены сцены с разными сказочными героями. Картинки необходимо объединить в сказки. Используемые сказки: «Алладин и волшебная лампа», «Бременские уличные музыканты» (пример).

3. Станция «Сказки российских писателей» (педагог группы №8).  Рассказ педагога об авторских сказках.

4. Станция «Сказки зарубежных писателей» (учитель-логопед Кулаченкова Е.Г.). Рассказ педагога о сказках зарубежных писателей. Дети получают картинки сказочных героев и атрибутов из сказок. Необходимо соединить героя и атрибут, назвать сказку. Используются сказки Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм, А.Линдгрен (пример).

5. Станция «Музыкальная сказка» (музыкальный руководитель Федорченко Н.Е.). 

Прим.: дежурные в коридорах и на лестницах  - помощники воспитателей Клубкова О.В., Иващенко Н.И., Исаибова С.К., Белоцкая Н.С., Абдурахманова Г.С.

Младшие группы проводят игры по сказкам: д/игра «Кто ушел?» (на примере сказок «Репка» и «Колобок»), д/игра «Помоги сказочным героям построить теремок», инсценировка сказок (по желанию педагогов).

Группа №4 (ранний возраст)  - инсценировка сказок (показ на фланелеграфе или кукольный), пластилиновая сказка (лепим колобка, разыгрываем сказку или придумываем с детьми новую).

Группа №3 (средний возраст) – проводим литературную викторину «Мои любимые сказки»: в нее могут войти загадки, игра «Хлопни в ладоши, если услышишь героя сказки», лепка или рисование любимых сказочных героев.

Клубный час  

«Вместе весело играть» (День народного единства и согласия)

Цель:  знакомство детей с особенностями жизни народов России; формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны; формирование этических норм поведения; формирование толерантности.

Задачи: расширять представления детей о родной стране; воспитывать любовь и гордость за свою родину; воспитание уважительного отношения друг к другу; обеспечение эмоционального благополучия.

План проведения:

  1. Сбор детей в музыкальном зале.
  2. Рассказать детям о празднике - Дне народного единства и согласия.
  3. Дети делятся на команды, получают маршрутные листы, отправляются на станции.

Станции: на каждой станции педагог рассказывает о народах, проживающих на этой территории, об обычаях, национальных играх.

  1. Крайний Север
  2. Кавказ  (конспект приведен ниже)
  3. Татарстан
  4. Сибирь
  5. Европейская часть России

Станции оформляются в соответствии с тематикой – горы, олени, леса и т.д.  На каждой станции дети получают куколку в национальной одежде.

По окончании клубного часа дети встречаются в музыкальном зале, как итог – делают хоровод дружбы.

Прим.: Станция «Кавказ» (воспитатель старшей группы Ушакова Л.С.)

Россия – многонациональная страна, в которой проживают представители более 200 национальностей, но большую часть из них составляют русские.

Сегодня я вам расскажу о Кавказе, который входит в состав России. Там живут народы разных национальностей: лезгины, адыгейцы, осетины, аварцы, кабардинцы, черкесы, ингуши, грузины, азербайджанцы, армяне. И живут они в основном в республике Дагестан.

Кавказ – это очень красивый край, где много гор, горных рек, озер, лесов. Воспитатель предлагает послушать детям национальную мелодию в исполнении Вахтанга Кикабидзе «Попурри на кавказские мелодии». Затем воспитатель показывает слайды о природе Кавказа:

- лес, горы (02,03,04 слайд).  Во время просмотра читает четверостишье:

«Как хороши кавказские леса, -

                                        Извилисто бегут они по кручам,

                                        Срываясь вниз, где пениться река,

                                        Взмывая вверх, куда-то там, за тучи…

– самая высокая гора в России – Эльбрус (05, 06 слайды);

– горная река (07);

- Сулацкий каньон Дагестана (08, 09 слайды);

- Море, черноморское побережье Кавказа (10, 11);

- Водопад Руфабго (12,13 слайды). Водопад – это свободное падение воды с крутого обрыва.

- Озеро Рица (14 слайд). Вода в этом озере всегда холодная, цвет воды меняется от зеленого до ярко синего. Зимой озеро очень сильно промерзает, образуется толстый слой льда.

Проводиться  физкультминутка:   К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, да, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, плывём как один.

Вышли на берег крутой,

И отправились домой.

- Самая древняя крепость в России расположена в Дагестане, в Дербенте (15,16,17 слайды).

- Дети, как вы думаете, зачем построили крепость? (ответы детей).

- Правильно, крепость была построена для обороны от врагов, были возведены каменные стены в два ряда.  Крепость, расположенная на высоком холме, с двумя линиями крепостных стен оставалась неприступной несколько столетий.

- Бархан Сарыкум (18,19 слайд) – это песчаная гора, очень большая и высокая. Её высота равна 55 этажному дому. Песок в солнечный летний день прогревается до +60 °C и более. Удивительный вид открывается весной, когда солнечная гора песка возвышается среди цветущей степи. Также красиво за ним наблюдать во время сильных ветров: песок «гуляет», и форма бархана меняется на глазах.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игры:

а) осетинская игра «Жмурки-носильщики» (Уарчъхассач). В одном конце площадки (зала) ставят небольшой столик, на котором  раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. п. На другом конце площадки, шагах в десяти — пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры: Оба носильщика начинают игру одновременно, но сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу;

б) дагестанская игра «Слепой медведь»:  Дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Дети выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет па звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим (или выбывает из игры).

Правила игры: Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

После игры дети садятся на места. Воспитатель продолжает рассказ.

- На Кавказе разводят овец и пасут их в горах (20,21 слайд). Стадо здесь называется «отара», а пастух «чабан».

- А ещё на Кавказе выращивают фрукты, как вы думаете какие? (слайд – мандарины – 22 и гранаты – 23 слайд).

- Гордостью и своеобразным символом народа является традиционная мужская одежда – чоха. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы,  в которых раньше хранили заряды  для огнестрельного оружия (слайды 24,25,26);

- Женщины носили “картули каба” — длинные приталенные платья с расклешенной юбкой и с рукавами до локтя. На талию надевался широкий пояс, который спускался вдоль юбки широкими лентами и был расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом (27 слайд).

Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!..

Дети рассматривают детские национальные костюмы (одеты на детях) и слайд, на котором мужчины и женщины танцуют (29 слайд).

Воспитатель предлагает поиграть детям в дагестанскую музыкальную игру «Подними платок»:  Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Поднявший платок получает очко (фишку). Игра проводиться 7 – 10 минут. Выигрывает тот игрок, у кого больше очков.

- Дети, а ещё в Дагестане и во всей России 22 октября отмечается Праздник Белых Журавлей.   Инициатором этого праздника стал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов (слайд 30). Именно он написал знаменитое стихотворение «Журавли». В Дагестане Праздник Белых Журавлей отмечается уже более 40 лет. 

- Почему именно белые журавли стали символом этого праздника?

- На Кавказе есть легенда, что погибшие воины,  превращаются в журавлей.   Во всём мире журавль – это бессмертие, светлая сила и праздник был создан как День памяти всех погибших солдат (слайд 31).  Этот праздник способствует укреплению дружбы народов нашей необъятной России, в этот день проходят праздничные мероприятия (слайд 32).  Дети слушают аудиозапись песни «Журавли» в исполнении Александра Малинина.

- А журавли (слайд 33) – это птицы, которые не имеют национальности. Птицы, которые объединяют нас, и всегда будут напоминать нам о том, что Россия и Кавказ – это не разные страны. Нас объединяет общая история, общее родство и общая память. И, конечно же, Праздник Белых Журавлей…

- Воспитатель подводит итог: «Ребята, самое прекрасное творение природы – это человек. Мы все разные, живем в разных странах, говорим на разных языках, слушаем разные песни, но у всех нас есть общее – наша прекрасная планета Земля и мы должны любить нашу землю и дружить». Воспитатель даёт детям картинки с изображением людей в национальных костюмах Кавказа, чтобы они могли в общем зале, в конце досуга рассказать и показать другим детям, где они побывали и что нового и интересного узнали.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье проанализирован опыт экспериментальной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: исследователь, экспериментирование, поисково – познавательная деятельность, умо...

Гендерный аспект социализации детей младшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности

Гендерный аспект социализации детей младшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности...

Развивающая предметно-пространственная среда как аспект социализации и индивидуализации ребенка старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается один из аспектов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста - создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГ...

Статья на тему на тему : « Основные аспекты социализации дошкольника»

В статье написаны основные аспекты социализации детей дошкольного возраста и роль ДОУ в процесе социализации...

«Художественно-эстетическое развитие как один из аспектов социализации детей дошкольного возраста»

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализ...