Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Кудрявцева Людмила Викторовна

Духовно - нравственное воспитание детей - это прежде всего воспитание их взаимодействия с миром с окружающими людьми и с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. 

Дошкольный возраст - это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы духовно - нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева Людмила Викторовна

воспитатель БДОУ г. Омска

«Детский сад № 77»

                                                         

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

                                 

Аннотация: актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью

разработки эффективных и содержательных занятий с дошкольниками, направленными на их духовно-нравственное становление в дошкольных образовательных учреждениях, согласно реализации программы ФГОС ДО. Важно понимать и создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на его духовно-нравственное развитие.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социокультурная среда ДОУ, задачи духовно-нравственного развития, книжная культура, «педагог–ребенок–семья».

В последнее время в российском обществе возникло острое ощущение недостатка принципов и правил жизни, которые сознательно принимает большинство граждан. Всё чаще преобладающим в отношениях между ними наблюдается отсутствие консенсуса, корректного и конструктивного социального поведения. Настоящее и будущее нашей страны и общества определяется духовно-нравственным здоровьем народонаселения, сохранением и преумножением культурного наследия, традиций, норм общественной жизни, национального достояния всех народов России. 

Поэтому, на нынешнем этапе формирования обучения, духовно-нравственное развитие – одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание детей – это прежде всего воспитание их взаимодействия с миром, с окружающими людьми и самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Нравственная эволюция личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни, является важной педагогической задачей.

Дошкольный возраст – это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы духовно-нравственных ценностей. В этот период, в жизни детей, вначале, формируется эмоциональное отношение к духовным и нравственным ценностям, затем первые представления о ценном и значимом, наступает осознание и принятие этой значимости, происходит формирование нравственного поведения, накопление социального опыта, происходит первичная ориентация всей будущей жизни.

У дошкольника, формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, формируется направленность личности, её мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личностных и общественных интересов [5, С. 31].

Современный национальный воспитательный идеал, представлен в качестве высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества в виде своей собственной, и осознает ответственность за настоящее и будущее государства [1].

Именно поэтому, необходимо создать продуктивную систему духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, которая будет соответствовать потребностям развития личности ребёнка и направлять его духовно-нравственное развитие.

Реализация этой задачи, в современной России, нашла своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»[1].

В методологической основе разработки и реализации ФГОС ДО, лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Стандарт позволяет объединить обучение и воспитание, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  принятых в обществе, в целостный образовательный процесс и сформировать общую культуру личности ребёнка, его нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность, в том числе ценности здорового образа жизни.

В целом, как показывают исследования Р.С. Буре [3], Л.В. Коломийченко [4] и др., эффективность духовно-нравственного развития, во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, до умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.

Известно, что основой духовно-нравственного развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Развитие нравственных качеств ребенка, зависит, прежде всего, от среды его пребывания, становления и развития; от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от выбранных ими способов и методов воспитания и от полученных ребёнком эмоциональных переживаний.

 В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, определяются такие основные задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста:    формирование начал патриотизма и гражданственности;

  • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации;

  • понимание своих национальных особенностей;
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • уважение к представителям других национальностей;
  • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду[1].

Вместе с тем, выделен ряд задач, одной из которых, является совмещение обучения и воспитания, претворения их в органичный обучающий процесс, методом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, общественных правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Наряду с этим, ставится не менее важная задача – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [1, с. 4].

В процессе внедрения данного стандарта перед педагогическими коллективами ДОУ встает вопрос о механизмах и средствах реализации поставленных задач. Для развития концепции духовно-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста, крайне важной выступает работа дошкольного образовательного учреждения, представленная комплексом мер,  ориентированных на реализацию ряда задач духовно-нравственного развития дошкольников в условиях взаимодействия «педагог–ребенок–семья».

Работа по духовно – нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В группе нашего детского сада оборудован уголок духовно – нравственного воспитания детей. Здесь размещается литература для детей ( рассказы и притчи, былины, сказки, стихотворения, мирилки, раскраски для детей), литература для родителей и педагогов, аудиокасеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД, книги с русскими, народными подвижными играми, иллюстрации.

Основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста является краеведение, ознакомление с родной страной, историческим прошлым России.

1. Материал для знакомства детей с «малой родиной», родным краем. Иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по темам: «Природа родного края», «Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы», «Ачаирский монастырь» и др.

2. Приобщение к истокам русской народной культуры. Иллюстрации и тематические папки: «Как жили люди на Руси», «Русские православные праздники», «Русские народные костюмы», «Русские народные игрушки» (дымковская, филимоновская, матрешки и др.), «Предметы старины» (расписные ложки, платки, вышивка, одеяло лоскутное, кружева).

3. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии – это подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей.

4. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Подбирались и анализировались материалы по различным направлениям духовно – нравственного развития детей соответственно возрасту. Материал систематизировали по разделам: «Православные праздники в ДО», «Продуктивная деятельность в духовно – нравственном воспитании», «Консультативный и информационный материал для родителей».

Интеграция духовно – нравственного содержания происходит в различные виды деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно – ролевых игр

- дидактических: «Православные праздники»

- конструктивных: «Выложи из палочек», «Изготовление открыток»

- словесных, подвижных, игр – забав, народных и хороводных игр.

5. Работа с родителями: включает информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно – нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о православных праздниках.

          Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка – это сложный и многогранный процесс. Оно неотделимо от человеческой жизни, во всех её проявлениях и противоречиях и напрямую зависит от общества, культуры, семьи, а также от страны проживания и культурно-исторического периода, который формирует образ жизни народа и человеческого сознания._

Поэтому развитие и воспитание духа и нравственности – понятие многогранное, и его содержание имеет иерархическую систему личностных ценностных ориентаций. В современном понимании духовно-нравственное развитие определяется как общий, научный и организованный процесс взаимодействия субъектов (воспитания взрослых и детей), направленный на создание условий для своевременного формирования индивидуального нравственного развития, как интегрированное индивидуальное образование, включающее систему этики, эмоций и поведения, и обеспечивающее способность развивать моральное самоопределение и поведение в соответствии с социально признанными и важными личными этическими принципами, ценностями и идеалами.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ДО». Текст:электронный.URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
  2. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 98 с.
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : уч.-метод. пос. / Р. С. Буре.– СПб.: Детство-пресс, 2014.– 144 с.
  4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийчнко.– Пермь, 2012. – 158 с.
  5. Майская Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества / Т.Н. Майская // Сборник статей и тезисов / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2009. – 444


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закре...