выступление к семинару "Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Николаева Ольга Анатольевна

Выступление знакомит педагогов с методом кинезиологии, рассказывает о роли межполушарного взаимодействия в интеллектуальном развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_seminar_dlya_vospitateley.docx355.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 130 города Липецка

Выступление к семинару-практикуму для педагогов на тему

«Влияние кинезиологических

упражнений на развитие

интеллекта и речи детей»

подготовила:

педагог-психолог

Николаева О.А.

C:\Users\User\Desktop\3.png

                                           

                                           


  В настоящее время возрастает число детей с отклонениями в психическом развитии (когнитивные, эмоциональные, регуляторные нарушения). При этом традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, ранее позволявшие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка, во многих случаях перестали приносить результаты. Поэтому психологи и педагоги находятся в поиске подходов, которые позволят решить назревшие проблемы. Именно поэтому сегодня мы с вами говорим о кинезиологии.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях. Кинезиология  существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Существуют различные виды кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д.

Образовательная кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

   Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».  

Почему кинезиология работает?

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) – за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.              

         Между полушариями головного мозга в теменно-затылочной области находится мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов), через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Основная цель образовательной кинезиологии: развитие межполушарных взаимодействий, способствующих  активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;
  • снижение утомляемости, формирование произвольного контроля;
  • повышение стрессоустойчивости.

Кинезиологические упражнения позволяют формировать новые нейронные связи, они «включают» ребенка. Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте.

! Мы должны помнить, что основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При регулярном использовании кинезиологических упражнений, в связи с улучшением интегративной функции мозга, у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения настоятельно рекомендуется включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе.

Для результативности проводимой работы необходимо учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся утром;
  • упражнения проводятся ежедневно;
  • обстановка на занятии доброжелательная;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • сложность и темп выполнения упражнений постепенно нарастает.

Комплексы упражнений включают в себя следующие методы и приемы:

  • глазодвигательные упражнения;
  • двигательные упражнения;
  • упражнения на дыхание;
  • упражнения для релаксации;
  • самомассаж.

Упражнения ГМ собраны в 4 группы.

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Эти упражнения способствуют совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала.

Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние.

Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

Четвертая группа упражнений – это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, они влияют на эмоциональную, лимбическую систему мозга. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей.

В данной работе приводится система работы с использованием кинезиологических упражнений  с детьми с онр....

Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта младшего школьника

Понятие кинезиология, структура работы, цель комплекса упражнений, блоки системы управления организмом, система применения комплекса упражнений, примерные упражнения....

Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего ...

Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5-7 лет

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ...

Мастер- класс «Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта дошкольника»

данный материал поможет воспитателям и родителям  при проведении коррекционной работе с детьми...

« Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей»

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психиче...