«Готовность ребенка к обучению грамоте»
консультация (подготовительная группа)

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_gramote.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

                                                

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение

грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в

детском саду. Для успешного усвоения школьного курса родного языка

ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо

развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение

различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе

осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

Возникает вопрос: когда же лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это зависит не только от возраста ребенка, но и от его

индивидуальных особенностей. У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребенок любит общаться со взрослым, часто задает вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребенка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не

оставляйте без ответов любые вопросы вашего ребенка, чаще обращайте его

внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребенка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесет

неоценимую пользу в его развитии.

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребѐнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечеткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребенка старше трех лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутье», интерес к

языку. Если в 4 года ребенок может 10-15 минут увлеченно заниматься

развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше еще подождать.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребенка с выучивания с ним всех букв. Ребенок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребенком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

На начальном этапе следует привлечь внимание ребенка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребенок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать. Еще один важный вопрос. Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребенок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. Система речевых игр позволит ребенку научиться различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом. К.Д.Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». Занимаясь с ребенком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребенок будет заниматься с удовольствием. Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком.

Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним. Учитывайте состояние ребенка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца. Не раздражайтесь. Ребенок

должен чувствовать, что Вы – его партнер и хотите помочь ему.

Хвалите за старание.Чаще читайте ребенку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.

Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей.

Темп овладения чтением индивидуален для каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.

Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший   дошкольный возраст благоприятный для этого, так как  в этом возрасте наблюдается доста...

Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.

Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его психических процессов. Старший   дошкольный возраст благоприятный для этого, так как  в этом возрасте наблюдается доста...

Готовность ребенка к обучению грамоте

Консультация для родителей...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к ...