Программа по преодолению тревожности и страхов у детей
рабочая программа

Матвеева Марина Аркадьевна

 «В страхе больше зла, чем в самом

предмете, которого боятся».

/Марк Тулий Цицерон 106-43до Р.Х./

Страх является защитной реакцией ребенка на опасность и может не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. При неврозах ребенок не оказывает сопротивление страху: и дети отступают, «закрывая глаза и уши», уходят в себя на столько, что не могут общаться с людьми, им везде мерещатся опасности, ловушки, они вырабатывают защитные ритуалы – не оставаться одному или избегать скопления людей.

Ребёнок теряет уверенность в себе под влиянием страха и тревоги, не может ничего делать самостоятельно, развивается патологическая зависимость от одобрения окружающих. Различия между страхом и тревогой незначительны, их объединяет чувство беспокойства. Тревога – это предчувствие опасности.

Занятия в данной программе позволяют значительно усилить сопротивляемость детей данным страхам, а также их контактность и активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_trevozhnost_i_strahi.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  ИРКУТСКА  

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение города Иркутска детский сад № 77

664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б.                                Е-mail:sad_karlson_77@mail.ru

                    Тел.: 8(3952) 300-068

Программа по преодолению

тревожности и страхов

у детей

Составила:

Педагог-психолог

Кузякина Марина Аркадьевна

Иркутск, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «В страхе больше зла, чем в самом

предмете, которого боятся».

/Марк Тулий Цицерон 106-43до Р.Х./

Страх является защитной реакцией ребенка на опасность и может не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. При неврозах ребенок не оказывает сопротивление страху: и дети отступают, «закрывая глаза и уши», уходят в себя на столько, что не могут общаться с людьми, им везде мерещатся опасности, ловушки, они вырабатывают защитные ритуалы – не оставаться одному или избегать скопления людей.

Ребёнок теряет уверенность в себе под влиянием страха и тревоги, не может ничего делать самостоятельно, развивается патологическая зависимость от одобрения окружающих. Различия между страхом и тревогой незначительны, их объединяет чувство беспокойства. Тревога – это предчувствие опасности.

Страхи разделяются на возрастные и невротические. Возрастные страхи являются следствием эмоциональной чувствительности и впечатлительности ребенка при осознаваемой опасности для жизни и самочувствия. Невротические страхи возникают раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий (тормозящий) процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребенка.

Большинство игр и упражнений в программе рассчитано на устранение тревожности и страхов - неожиданного воздействия. Именно неожиданное воздействие повергает детей с неврозами в шок, вызывая торможение и неадекватные реакции в виде упрямства и негативизма. Также страх боли часто «прорабатывается» в играх, так как в основе подразумевает страх смерти.

Данные игры оказывают лечебное воздействие и на страх замкнутого пространства. Замкнутое пространство – это и обморочное состояние, и кошмарный сон, из которого нельзя выйти. Все подобные проблемы расстройства и устраняются в процессе игровых занятий. Страх замкнутого пространства всегда углубляется, становится более выраженным при включении страхов неожиданного воздействия и боли. Неожиданное воздействие – это непрогнозируемый приступ ухудшения состояния, будь то головные боли, головокружения и обморок. Из других страхов, преодолеваемых в процессе игровых занятий, следует отметить страхи открытого пространства, высоты, глубины, тесноты, опоздания, собак и чудовищ.

Занятия в данной программе позволяют значительно усилить сопротивляемость детей данным страхам, а также их контактность и активность.

Основой для составления программы послужили разработки Захарова А. И., также были использованы работы Ивановой Н. Ф., Истратовой О. Н., Битяновой М. Р..

Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю в открытой группе, состав которой может изменяться в процессе групповой работы из-за ухода из группы одних участников и приема новых.

Программа рассчитана на детей от 5 до 12 лет.

ЦЕЛЬ: Эффективное устранение тревожности и страхов у детей

ЗАДАЧИ:

  1. Провести диагностику тревожности и страхов.
  2. Выработка быстрых и адекватных защитных реакций при возникновении физической угрозы, более активное выражение эмоций гнева, когда этого требуют обстоятельства.
  3. Преодоление страха собак, страха темноты, замкнутого пространства, страхов угроз и запретов.
  4. Снятие страха физического наказания, страха неожиданного воздействия и боли.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Необходимо четко рассчитать время начала и длительность игровых занятий, чтобы избежать чрезмерного волнения детей, поскольку они из-за волнения не могут сразу включиться в игру и осознать ее содержание.
  2. Нельзя торопиться, следует в специально отведенное время обстоятельно рассказать о цели и правилах игры.
  3. Нельзя отвлекаться.
  4. Все участники игры должны быть в легкой одежде, не стесняющей свободу движений.
  5. Перед началом игры дать 5 минут участникам, чтобы привыкнуть к игровому помещению.
  6. Нельзя прерывать игру, не доведя ее до логического завершения.
  7. После окончания каждой игры и всего занятия в целом необходимо предоставить участникам возможность «остыть», переключиться на менее эмоционально насыщенные виды игровой деятельности.

ФУНКЦИИ

1. Диагностическая функция состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства специалистов, для определения игрового опыта ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя.

2. Терапевтическая функция заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций.

3. Обучающая функция – научение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего, взаимодействия в специально созданных (моделируемых) проблемных ситуациях.

К концу терапевтических занятий ребенок должен:

- Научиться расслабляться.

- Научиться владеть собой.

- Научиться бороться со страхами.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- Снижение уровня тревожности у детей

- Устранение страхов у детей

- Формирование адекватной самооценки, укрепление уверенности в себе

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Вид деятельности

Цель выполнения

Сроки

Первичная диагностика

Подбор детей в экспериментальную группу.

2 недели

Коррекционная и развивающая работа

Использование игр и упражнений на устранение тревожности и страхов у детей.

8 недель

Промежуточная диагностика

Оценка эффективности проводимых занятий, отслеживание динамики.

2 недели

Продолжение коррекционной и развивающей работы с учетом полученных промежуточных результатов

Использование игр и упражнений на устранение тревожности и страхов у детей.

8 недель

Контрольная диагностика

Сопоставление ожидаемых результатов с полученными результатами.

2 недели

Оформление результатов работы по программе

Анализ и рекомендации.

2 недели

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Методы и техника работы

Тема

Время

1

1. Игротерапия (игровое знакомство).

Игра с шариком «Назови имя».

5 мин

2. Игротерапия

Игра «Что я люблю».

5 мин

3. Игротерапия

Игровое задание на выбор ролей «Жители леса».

5 мин

4. Игротерапия

Игра-общение «Леший».

10 мин

5. Игротерапия

Игровая релаксация «Ночью и днем в царстве лесном».

10 мин

6.Деролинг.

Вербализация чувств

5 мин

2

1. Беседа о страхах. Рисуночная терапия.

Тема «Кого или чего я боюсь?».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Жмурки».

30 мин

3

1. Аутотренинг

Тема «Пляж».

25 мин

2. Игротерапия

Игра «Пятнашки».

25 мин

4

1. Беседа о страхах. Игротерапия

Игра «Привидения».

30 мин

2. Рисуночная терапия

Тема «Веселые и страшные привидения».

30 мин

5

1. Рисуночная терапия.

Тема «Что тебе снилось: хорошее или плохое?».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Кто первый?».

30 мин

6

1. Игротерапия

Игра-драматизация «В темной норке».

30 мин

2. Рисуночная терапия.

Тема «В темной норке».

30 мин

7

1. Игротерапия

Игра «Быстрые ответы».

25 мин

2. Игротерапия

Подвижная игра «Птицелов».

25 мин

8

1. Игротерапия

Игра «Мяч в кругу».

20 мин

2. Игротерапия

Игра «Проникновение в круг».

20 мин

3. Игротерапия

Игра «Лимонный сок».

20 мин

9

1. Проективная методика «На что похоже?».  Рисуночная терапия.

Игра «Кляксы».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Прятки».

30 мин

10

1. Игротерапия

Игра «Магазин Боюськи».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Футбол».

20 мин

11

1. Аутотренинг

«Морское дно».

20 мин

2. Игротерапия

Игра «Захват вражеского корабля».

20 мин

12

1. Игротерапия

Игра «Лесные привидения».

20 мин

2. Рисуночная терапия

Тема «Когда ты боишься и что с этим делать».

30 мин

13

1. Игротерапия

Подвижная игра «Зайки».

20 мин

2. Игротерапия

Игра «Кочки».

30 мин

14

1. Игротерапия

Игра «Сражение».

20 мин

2. Игротерапия

Игра «Злые собаки».

20 мин

15

1. Игротерапия

Игра «Комиссия».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Баба Яга».

30 мин

16

1. Рисуночная терапия

Тема «Преодолеваем страхи».

20 мин

2. Игротерапия

Игра «Автобус».

20 мин

17

1. Беседа о страхах. Рисуночная терапия.

Тема «Как я победил свой страх».

30 мин

2. Игротерапия

Игра «Охотник и медведь».

20 мин

18

1. Рисуночная терапия. Рассказы детей.

Совместная картина.

30 мин

2. Ритуал  «выхода» из тренинга.

«Волшебная корзина»

5 мин

СОДЕРЖВНИЕ ЗАНЯТИЙ

1 ЗАНЯТИЕ

Цель – знакомство, активизация общения детей между собой, диагностика и преодоление страхов.

№ 1. Игровое знакомство. Игра с шариком «Назови имя.

Задача: диагностика контактности.

Время 5 минут.

Реквизит: маска, шарик.

Ведущий выходит к детям, сидящим на стульях. Представляется. Просит встать всех в кружок (отмечает у каждого ребенка что-то особенное, делает комплименты). Игра в мяч: кому он попадет в руку, тот сразу называет свое имя, затем бросает его ведущему.

№ 2. Игра «Что я люблю?»

Задача: диагностика предпочтений.

Время 5 минут.

Передавая шарик, обращаться по имени и говорить – что ты любишь?

№ 3. Игровое задание на выбор ролей: «Жители леса»

Задача: диагностика уровня притязаний.

Время 5 минут.

Реквизит: эмблемы с изображением диких животных или маски.

Ведущий предлагает эмблемы с изображением жителей леса. Каждый должен выбрать, кем он хочет быть, мотивируя свой выбор, а затем изображает свой персонаж пантомимикой.

№ 4. Игра-общение «Леший».

Задача: преодоление боязни угрозы, преследования.

Время 10 минут.

Реквизит: шнур 5-7 метров.

Ведущий кладет шнур на пол, образуя круг. Здесь живет леший, который из дома выйти не может. А все остальные жители лесного царства могут заглянуть к нему в дом, но быстро убежать, иначе леший их поймает (пойманный становится его помощником).

№ 5. Игровая релаксация «Ночью и днем в царстве лесном».

Задача: релаксация, преодоление страха темноты.

Время 10 минут.

Реквизит: волшебная палочка, кассета с записью музыки.

Ведущий: внимательно слушайте мои слова и точно делайте то, что я скажу. Все легли, сейчас у нас ночь. Глаза закрыты, руки-лапки теплеют, расслабляются, носики согрелись, спинки теплые. Воздух теплый, ветерок тихий, приятный, дышать легко, спокойно. Все уснули (пауза 1 минута). Вот маленькая птичка приближается, она хочет поиграть, попробуем отогнать ее правой лапкой (подняли правую руку, опустили), также левой. Но хитрая птичка не хочет оставлять нас в покое, придется открыть глаза. Так вот в чем дело уже день наступил. Тот, кого ведущий тронул волшебной палочкой, берет за руку следующего… и все вместе выходят из леса.

№ 6. Деролинг.

Задача: вербализация чувств, возвращение в реальный образ.

Время 5 минут.

2 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Беседа «О страхе».

Цель: диагностика и коррекция страхов.

Задача: отражение наиболее ярких страхов на рисунке.

Ведущий. Все: и взрослые, и дети – чего-нибудь боятся. Одни – чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся всего и очень сильно. Я боюсь мышей. А вы кого или чего боитесь?

Тема «Кого или чего я боюсь?».

Рисование карандашами, восковыми мелками (выбор детей).

Ведущий. Нарисуйте, кого или чего вы боитесь. Я тоже изображу свой страх. Когда мы нарисуем свой страх, уже не будем его страшится, мы от него избавимся, он навсегда покинет нас и останется на бумаге. Мы его заколдуем, а как, я вам расскажу потом.

Дети рисуют (не торопить детей с окончанием работы).

Ведущий беседует с каждым ребенком о рисунке, о страхе, который он нарисовал, предлагает сказать волшебные слова, «заколдовать страх»: «Раз, два, три – мой страх замри, из листка не выходи». Собирая рисунки, ведущий говорит: «Я забираю твой страх, он к тебе больше не вернется».

Ведущий. Хотите, я вам расскажу, как не следует бояться даже тогда, когда ты испугался? Ты испугался, но не плачь, никому не показывай, что ты испугался, а тихонько скажи себе: «Что это там такое?». Спроси и иди к тому месту, которое тебя напугало. Надо обязательно разобраться, что там скрывается. Может быть, это что-то такое, что тебе давно известно, но сейчас ты это не узнал. Мы боимся, когда не знаем о событиях, которые вокруг нас происходят, а если узнаем, то можем даже смеяться над своими страхами, наверно, и ты не раз смеялся над своим испугом. Давайте вспомним ваши истории о страхе.

Рассказы детей.

Ведущий. Страшно бывает, когда кто-то сильный угрожает тебе, обещает побить, отобрать что-то. Как хочется тогда убежать, не видеть этого человека, никогда не встречаться с ним, но нужно победить в себе этот страх.

№ 2. Игра «Жмурки»

Цель – устранение страха неожиданного воздействия.

Правила игры:

  1. Одному из участников игры завязывают плотно закрытые глаза полотенцем. Водящий оборачивается 5 раз вокруг себя и начинает интуитивно определять, где находятся безмолвно стоящие и ничем не выдающие себя остальные участники игры.
  2. Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать «признаков жизни», говорить, двигаться. Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке.
  3. Когда ищущий столкнется с участником игры, он должен определить, кто же находится перед ним. Когда происходит узнавание, найденный громко заявляет «это я…», покидает пределы площадки и грает роль контролера.
  4. При смене водящего (в процессе игры все по очереди оказываются в роли водящего) участникам нужно каждый раз искать новое место на площадке, стоять не там где они были раньше.

3 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Аутотренинг. Тема «Пляж».

Цель: снижение психо-эмоционального напряжения, внушение желаемого настроения.

Ведущий предлагает детям лечь на ковер и закрыть глаза.

Ведущий. Сегодня с вами произойдут удивительные чудеса. Вы будете представлять себе все, что услышите, превратитесь в маленьких волшебников и почувствуйте внутри себя что-то необыкновенное. Ведущий объясняет, как правильно лечь, как себя вести во время аутотренинга, контролирует, фиксирует рукой позу ребенка, следит за дыханием. Включается магнитофон. В конце тренинга предлагается выход из суггестивного состояния:

Хорошо нам отдыхать,                   Подняли голову.

Но пора уже вставать.                    Открыли глаза.  

Веселы, бодры мы снова,               Сделали глубокий вдох.

И к работе все готовы.                    Подняли руки, потянулись.

                                          Резко выдохнули.

                              Опустили руки.

Ведущий. Ребята, понравилось вам на «Острове Фантазия»? Теперь вы догадались, почему он так называется? Почему?

№ 2. Игра  – «Пятнашки»

Цель – снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Правила игры:

  1. Определить границы пространства, где можно бегать и пятнать друг друга.
  2. Водящий постоянно, неожиданно для играющих, меняет направление движения.
  3. Пятнать можно только по «пятой точке», это условие доводится до сведения играющих как большой секрет или военная тайна.
  4. Бегать нужно, не «набрав в рот воды», а шумно, кричать, возмущаться: «Ой!», «Ай!», «За что?», «Ни за что не сдамся!», «Сколько можно!».
  5. Беспорядочно расставленные на площадке стулья, банкетки ни в коем случае нельзя задевать.
  6. Нельзя пятнать, протягивая руку через стул.
  7. Запятнанный сам становится водящим, никто из игры не выбывает

4 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Беседа о страхах.

Цель: диагностика и коррекция.

Задача: снятие страха привидений путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха.

Ведущий. Что такое привидение? Бывает ли оно на самом деле? Где вы слышали о нем или  видели его? Кому снилось привидение? Какое оно? Бывает ли оно днем? А когда оно вам видится? На самом деле Привидение существует только в сказках, фильмах и в нашем воображении, то есть нам просто кажется, мы его выдумали. Давайте вспомним, что надо делать, если нам что-то видится, кажется? (Зажечь свет, проверить что это, подойти и посмотреть, потрогать.) Хотите сегодня поиграть в привидения?

Игра «Привидения».

Если есть положительный ответ, то затемняются окна, включается неяркий ночник. Дети ложатся на ковер и укрываются покрывалами.

Ведущий. Наступила ночь. Все дети пошли спать в свои кроватки. И вдруг им показалось, что что-то большое и белое медленно плывет к ним.

Ведущий накрывается белым прозрачным полотном.

Ведущий. Это я не бойтесь. Сегодня я буду играть роль привидения. Привидение это плод нашего воображения. Его нет на самом деле. Оно не может причинить вреда, даже дотронуться до нас не может. Кажется, что это легкий дымок, нежная паутинка в воздухе плывет плавно, как облака в небе. И вдруг эта паутинка весело заплясала (движения рук в стороны, вниз). Под медленную музыку.

Дети прячутся и подглядывают из-под покрывала, визжат. Взрослый не приближается близко к детям.

№ 2. Рисование (обычные или восковые карандаши).

Тема «Веселые и страшные привидения» (или «Чего я еще боюсь?»).

Цель: ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов.

Ведущий. Ребята, возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно. Может быть, вы сердитесь за свой страх привидений на себя или на других? Может быть, на меня за то, что пугала вас привидением?

Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок!

А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой.

Вспомните, о каком страхе мы сегодня говорили. Какие ваши привидения: веселые или грустные? А может, они очень страшные и постоянно вас пугают, стараются вас схватить или еще что-то сделать? А может быть, у вас еще есть другие страхи? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листке, а потом расскажем о своем рисунке.

Ведущий обещает сжечь страхи, а пепел развеять по ветру, чтобы они больше не вернулись к детям.

5 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Рисование (гуашь).

Тема «Что тебе снилось: хорошее или плохое»

Цель – диагностика и коррекция страхов: переживание безопасности за счет создания условности ситуации.

Ведущий.

Мне снился сон, что я плыву -

Плыву во сне, как наяву.

А что приснилось мне: хорошее, плохое?

Я нарисую и все вам расскажу,

Свой «боюськи» покажу.

Детям предлагается нарисовать свой сон. Ведущий тоже рисует свой. По окончании занятия дети проговаривают то, что изобразили.

№ 2. Игра «Кто первый?»

Цель – устранение торможения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях общения, когда в ответ на сигнал нужно сразу действовать, поступать определенным и наиболее целесообразным образом.

Правила игры:

  1. На игровой площадке размещаются два стула так, чтобы между ними мог пройти один человек. Они символизируют  двух чудовищ, живших по обеим сторонам узкого пролива, по которому должен проплыть корабль. На стулья садятся два человека в масках и угрожают участникам игры.
  2. Продвигаться следует прыжками. Нельзя бежать, останавливаться и идти шагом или передвигаться ползком.
  3. Начинать движение можно только после произнесения водящим ключевых словосочетаний.
  4. Необходима постоянная смена водящих.
  5. Водящим запрещается повторять сочетания понятий одного класса.
  6. Доскакавший до финиша и схвативший приз первым получат право быть водящим, что подчеркивает его «выдающиеся достижения».

6 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра-драматизация «В темной норке».

Цель – диагностика и коррекция страхов.

Ведущий. Сегодня вы послушаете историю, и мы попробуем ее разыграть, как настоящие актеры в театре.

История называется «В темной норке». Два друга Утенок и Зайчонок, пошли гулять. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение, вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной».

Малыши поверили Лисе, и пошли с ней. Пришли, Лиса открыла дверцу в свою норку: «Заходите первыми». Только переступи порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-Ха-Ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас. То-то вкусное у меня будет угощение!»

Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал. «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда», - сказал, Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле! Радостные Утенок и Зайчонок побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, посмотрела в норку и замерла от удивления…

Дети самостоятельно выбирают героев, проигрывают сюжет несколько раз, чтобы все побывали в разных ролях.

№ 2. Рисование - тема «В темной норке».

Цель – ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха темноты, нападения сказочных персонажей.

Рисование (карандаши, краски, восковые карандаши) по выбору детей.

предложить Детям нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытали, когда были в роли Утенка, Зайчонка, Лисы. Вспомнить, переживали они то же состояние раньше в других ситуациях в реальной жизни. Если такое было, то можно нарисовать об этом рисунок, а потом всем рассказать о своих «страшилках».

По окончании рисования идет беседа по рисункам.

7 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Быстрые ответы»

Цель – снятие торможения при ответах на внезапные вопросы.

Правила игры:

  1. Все выстраиваются в линию. Впереди симметрично на расстоянии детского шага ставятся кегли.
  2. В дальнем конце площадки на стуле сидит специалист с указкой, поясняя, что отвечать нужно быстро, в течение трех секунд.
  3.  Если кто-то не успел ответить в отведенное время, вопрос автоматически переходит к рядом стоящему участнику игры.
  4. Нельзя подсказывать, каждый отвечает сам за себя.
  5. Запрещаются повторы ответов и вопросов.
  6. Сами ответы могут носить как серьезный, так и шутливый характер. Их верность оценивается водящим, и его решение не подлежит обсуждению.
  7. При удачном ответе делается шаг вперед по направлению к очередной поставленной впереди кегле.
  8. Быстрее всех преодолевший дистанцию получает поздравления и тоже задает вопросы.

№ 2. Подвижная игра «Птицелов».

Цель – развитие активного внимания.

Правила игры.

Каждый играющий выбирает себе роль птицы, крику которой он может подражать (ворона, филин, воробей, утка, гусь, кукушка и др.). «Птицелов» стоит в центре игровой площадки с завязанными глазами, а «птицы» кружат вокруг и приговаривают:

В лесу, в лесочке

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

- Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

«Птицы» разбегаются. «Птицелов» хлопает в ладоши – они замирают, а «птицелов» начинает их искать («птицы» не должны прятаться за какие-либо предметы). Как только «птицелов» коснулся какой-либо «птицы», она издает характерный для нее крик (3 раза). «Птицелов» должен отгадать название птицы и имя игрока. Если он угадал, узнанный становится «птицеловом», а если нет – игра повторяется (4-5 раз).

8 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Мяч в кругу»

Цель – устранение торможения и страха при необходимости отвечать на внезапный вопрос или вызов окружающих.

Правила игры:

  1. Все находящиеся в кругу участники  получают мячи и бросают их друг в друга не сверху, а снизу.
  2. Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из частников.
  3. Получивший мяч незамедлительно бросает его тому, кто посмотрит на него.
  4. Не выполняющих правила и бросающих мяч, куда попало наказывают – контролер легонько ударяет мячом их по голове.
  5. Через 5 минут все начинают двигаться по кругу, продолжая бросать мячи.
  6. Игра усложняется тем, что следует не только поймать взгляд, но сказать какое-либо слово, прежде чем бросить мяч.
  7. Можно называть только слова определенного значения: цифры, животных, предметы мебели, цвета, имена сказочных персонажей.

№ 2. Игра «Проникновение в круг»

Цель – преодоление страха замкнутого пространства, а также страхов угроз, запретов и наказаний.

Правила игры:

  1. Взявшиеся за руки участники образуют круг. Между ними расстояние один метр, чтобы в круг мог проникнуть ребенок.
  2. Глаза у всех играющих должны быть закрыты.
  3. Составляющие круг играющие произносят угрозы-предостережения.
  4. Участник игры, желающий проникнуть в центр круга, неслышно ходит вокруг и в подходящий момент, быстро проползает между двумя участниками игры.
  5. Услышав подозрительный шум, несколько стоящих в кругу с криком «Ах» должны дружно присесть и сразу встать в случае ошибки.
  6. Удачно проникший в круг, сообщает вслух: «А я уже здесь».
  7. Нужно попытаться выйти из круга, причем все начинают двигаться, держась, как и, раньше за руки.

№ 3. Игра  «Лимонный сок»

Цель – устранение избыточного страха при сжатии, стеснении, сдавливании как аналогов замкнутого пространства, а также в выработке быстрых и адекватных защитных реакций при возникновении физической угрозы, в том числе более активном выражении эмоций гнева, когда этого требуют обстоятельства.

Правила игры:

  1. Играющие, держась за руки, образуют круг, в центре которого помещается обруч. Внутри него находится один из играющих. Кольцо – это символ личной безопасности, но условной, поскольку нужно еще продемонстрировать умение защититься.
  2. Вначале круг максимально большой, все пристально смотрят на стоящего в центре круга и решают, какой сок из него сделать (лимонный, апельсиновый, малиновый, морковный).
  3. После принятия решения образующие круг участники игры делают страшные лица (можно надеть маски) и с угрожающими возгласами «Ух!» медленно сжимают круг, причем руки отведены от туловища назад.
  4. Подойдя на близкое расстояние к стоящему в центре, играющие получают отпор: он отталкивает их руками.
  5. Тот, кого коснулся ладонью, стоящий в центре, должен отпрыгнуть на один-два шага назад, как от удара электрическим током, не отпуская рук стоящих в круге. После все снова пытаются сжать стоящего в центре обруча.
  6. Нельзя задевать стоящего в центре круга руками. Они отведены назад, так что можно действовать только грудью.
  7. Категорически запрещено приближаться слишком быстро.

9 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Кляксы» (используется жидкая краска-гуашь).

Цель: диагностика и коррекция.

Задача: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист и сложить его вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса.

Агрессивные или подавленные, тревожные дети выбирают краску темных цветов. Они видят в кляксах агрессивные сюжеты (нападение, драку, страшное чудовище и др.).

Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия, страх нападения, страх чудовищ и т. д. выходят во вне, тем самым ребенок освобождается от негативных эмоций. Если ребенок выбирает светлые краски и видит приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и т. д.) – прослеживается положительная динамика преодоления страхов.

Замечания к игре.

1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые или сиреневые тона (цвета грусти).

3. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (это говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

4. Возможны и такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально, тогда не  прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.

№ 2. Игра «Прятки»

Цель – преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Правила игры:

  1. Нужно успеть спрятаться до того как водящий начнет искать.
  2. Можно прятаться только по одному.
  3. Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.
  4. Нужно хранить тайну своего местопребывания.
  5. Обнаруженные участники должны ходить по пятам за водящим и торопить его.
  6. Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбуждения и азарта.
  7. Выигравшим считается и водящий, нашедший большее количество участников, и те из них, кого не удалось обнаружить, несколько раз.

10 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра Магазин «Боюськи».

Цель – помочь детям отыграть свое чувство страха, эмоционально переключившись на игру, формировать ощущение силы и превосходства над предметом страха.

Ведущий. Давайте вспомним, чего же мы боимся и запишем или зарисуем на бумаге то, чего боимся. Все ваши страхи я принимаю в магазин «Боюськи». В магазине все «бояки» и «боюськи» принимают за конфеты. Например одна «боюська» может стоить 3 конфетки. Когда все «бояки» собраны, они прилюдно рвутся, разрезаются на мелкие кусочки или сжигаются.

Необходимо напомнить детям (каждому): «Саша, Маша … ты уже продал(а) свою боюську темноты, волков … мне, у тебя ее больше нет и тебе бояться нечего».

№ 2. Игра «Футбол»

Цель – преодоление страха неожиданного воздействия и боли.

Правила игры несложные, но их выполнять обязательно.

Прежде чем отнять мяч, следует крикнуть владеющему мячом, какую-либо запрещающую фразу: «Не трогай», «Прекрати», «Стой», «Нельзя» и т.д. Когда правила нарушаются, следуют штрафные санкции в виде замечания судьи, временного исключения из игры и помещения на штрафную скамейку.

11 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Аутотренинг «Морское дно».

Цель – снижение психо-эмоционального напряжения, внушение желаемого настроения.

Ведущий. Ребята сегодня мы с вами побываем в удивительном сказочном морском царстве. Опустимся с вами глубоко-глубоко на дно моря и посмотрим, какие чудесные загадочные морские существа живут там. Сядем на коврик, закроем глаза и тихо скажем нашу заклиналку….

Вот мы с вами и на берегу моря (включается запись).

В конце тренинга – обсуждение по кругу, кого и что дети видели на морском дне или на поверхности воды.

№ 2. Игра «Захват вражеского корабля».

Цель – преодоление страхов нападения, неожиданных воздействий.

Правила игры: всё происходит на корабле и ночью. Выключается основной свет, включается мигающий светильник (Маяк).

  1. Участники разделяются на два лагеря, в которых должно быть одинаковое количество детей.
  2. По обеим сторонам игровой площадки стоят стулья, по одному на каждого участника. Они изображают укрытие, за которым можно спрятаться, защитив себя от прямого попадания.
  3. На середине площадки находится красный обруч, в котором находятся заряды (мячи, шарики).
  4.  Начинаются военные действия – бросание снарядов из-за укрытия в противника. Как только заканчивается запас снарядов, необходимо выбежать в открытое поле и, находясь под прямым обстрелом противника, собрать их как можно больше. Через 5-7 минут бомбометания следует приказ специалиста о начале рукопашного боя, когда каждый пытается посадить противника на стул.
  5. Далее все собирают снаряды и складывают их на место. Заключительный этап игры – примирение. Все встают в две шеренги друг против друга и начинают внимательно всматриваться в противника. И вдруг по очереди начинают восклицать: «Да я же обознался, это оказывается добрый, а не злой человек», «И вовсе они не рыжие и не упрямые как нам показалось раньше»…Как только все выскажутся, бывшие противники жмут друг другу руки, обнимаются, приносят друг другу извинения и мирно расходятся.

12 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Лесные привидения».

Цель – снятие страхов привидений путем реализации индивидуального подхода.

 Ведущий. Ребята, оказывается, лесные жители тоже боятся привидений. Я им объяснила, что это только наше воображение, может быть, это сова ночью пролетела, а может быть, ночная бабочка в лунном свете показалась им привидением. А еще я им рассказала о том, как мы с вами играли в привидения. Давайте сегодня поиграем в маленьких лесных привидений. Наши привидения веселые и добрые. Они просто немного расшалились, и им захотелось слегка друг друга напугать. Как только заиграет музыка, вы накинете на себя свою прозрачную накидку и  превратитесь в привидения. Не забудьте, наши привидения веселые и добрые. Они просто хотят повеселиться, поиграть, немного пошутить. Можно произносить разные звуки.

В конце игры – ну все пошутили и достаточно, давайте посчитаем до трёх и снова станем детьми.

№ 2. Тема «Когда ты боишься и что с этим делать».

Цель – показать собственные возможности в преодолении страхов.

Ведущий. Ребята вы помните, как мы рисовали свои страхи? Когда я собрала эти рисунки, то решила, что навсегда избавлю вас от страхов, сожгу их, а пепел выброшу – но странное дело! Рассмотрев эти страшилки, ваши «боюськи», я вдруг почувствовала, что мне их жаль. Представляете, каково им приходится, таким страшным, ужасным и непривлекательным. Никто их никогда, наверное, не любил. Может, поэтому они такими стали? Как вы считаете?

Позитивное изменение рисунка. Дети работают с вопросами и заданиями.

Ведущий. А может, стоит по-другому на них посмотреть, поколдовать кисточкой и жизнь этих «страшилок» наладится?

Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте! Они рады, им лучше?

Какими они станут? Нарисуйте!

Теперь они вам больше нравятся?

Обсудив полученные рисунки, дети, приходят к выводу, что они совсем не страшные.

13 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Подвижная игра «Зайки».

Цель- устранение страха нападения, воспитание выдержки, развитие ловкости, координации движений, обеспечение эмоциональной разрядки.

Правила игры:

Все дети превращаются в смелых зайчиков, а один - в грозного сердитого волка. Дети выполняют все движения соответственно содержанию стихотворения. По сигналу «Волк зубами щелк» весело разбигаются в свои «домики» - запрыгивают на свой стул.

Зайки по полю гуляли (3 раза).

Зайки травку щепали (3 раза).

На одной ноге скакали (3 раза).

Громко букву «А» (У, О, Е и т.д.) кричали (3 раза).

- А-А-А-А-А-А!

Вдруг из чащи волк –

Зубами щелк!

№ 2. Игра «Кочки»

Цель – преодоление страха глубины (на кочке можно поскользнуться и погрузиться в трясину) и страха все неприятных обитателей болот и чудовищ, живущих в них.

Правила игры:

  1. В качестве кочек служат стулья, табуретки, кресла. Расстояние между ними зависит от возраста ребенка и не превышает длины его шага.
  2. По стульям нужно передвигаться, перепрыгивая с одного на другой, но нельзя ползти и трогать руками спинки стульев.
  3. Задача остальных участников изображать обитателей «болот», высказывать сомнение ребенку, проходящему через «болото». Утверждая, что он не пройдет, упадет, утонет.
  4. Нельзя касаться проходящего по болоту, можно только прыгать, угрожать, бить в барабан.
  5. Самое ужасное событие в игре – падение с «кочки» (если нога коснулась пола). Тогда все обитатели болот дружно набрасываются на незадачливого первопроходца и пытаются увлечь его в трясину. Встретив сопротивление, все отступают и ребенок должен начать свой путь сначала. Когда он заканчивает свой путь, раздаются аплодисменты и возгласы: «Какой молодей!», «Вот это да!».

14 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Сражение»

Цель – преодоление страха открытого пространства и боли.

Правила игры:

  1. Участники разделяются на два лагеря, в которых должно быть одинаковое количество детей.
  2. По обеим сторонам игровой площадки стоят стулья, по одному на каждого участника. Они изображают укрытие, за которым можно спрятаться, защитив себя от прямого попадания.
  3. На середине площадки находится красный обруч, в котором находятся заряды (мячи, шарики).
  4.  Начинаются военные действия – бросание снарядов из-за укрытия в противника. Как только заканчивается запас снарядов, необходимо выбежать в открытое поле и, находясь под прямым обстрелом противника, собрать их как можно больше. Через 5-7 минут бомбометания следует приказ специалиста о начале рукопашного боя, когда каждый пытается посадить противника на стул.
  5. Далее все собирают снаряды и складывают их на место. Заключительный этап игры – примирение. Все встают в две шеренги друг против друга и начинают внимательно всматриваться в противника. И вдруг по очереди начинают восклицать: «Да я же обознался, это оказывается добрый, а не злой человек», «И вовсе они не рыжие и не упрямые как нам показалось раньше»…Как только все выскажутся, бывшие противники жмут друг другу руки, обнимаются, целуются, приносят друг другу извинения и мирно расходятся.

№ 2. Игра «Злые собаки»

Цель – преодоление страха собак независимо от времени его возникновения; устранение страха неожиданного воздействия и боли.

Правила игры:

  1. Все встают на четвереньки, изображая собак, и располагаются друг против друга так, чтобы между участниками оставалось расстояние не меньше полутора метров. В результате получается своеобразный коридор протяженностью 5-7 метров.
  2. «Собаки» находятся на цепи, поэтому могут выпрыгивать вперед не более чем на 30-45 см, пытаясь схватить всех, кто оказывается рядом. Можно хватать проходящего лапами (руками) и сразу отпускать. Можно выпрыгивать от нетерпения, заслышав подозрительный шум, но тут, же нужно возвращаться обратно, в исходное положение.
  3. Заболела бабушка, которая живет в соседней деревне и ей нужно отнести пирожок для подкрепления сил, для этого надо пройти все дворы со злыми собаками.
  4. Затем собакам предлагается закрыть глаза, ворчать от усталости, недовольства и голода, но внимательно следить за всеми проходящими мимо и сразу бросаться.
  5. Первым испытание проходит специалист, выступая в роли Красной Шапочки. Пройдя весь путь нужно радостно воскликнуть: «Бабушка вот тебе пирожок поправляйся». Затем «собаки» снова закрывают глаза, и тогда специалист делает попытку вернуться обратно. Все участники игры по очереди должны помочь больной бабушке, что является нравственно-этической формой игры.

15 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Игра «Комиссия»

Цель – преодоление страха публичных выступлений, формирование умения преодоления препятствий.

Правила игры:

  1. Назначается комиссия, которая состоит из чучел, чудовищ, Бабы-Яги, с указками в руках. Пришедший встает в центре комнаты, и члены комиссии задают вопросы в быстром темпе, например: ФИО, возраст, в каком классе учится и зачем вообще учиться? Почему лиса хитрая, еж колючий, волк злой, учитель сердитый? и т.д.
  2. Двое из членов комиссии срываются с места, подбегают к ребенку и проверяют наличие шпаргалок в обуви, волосах, во рту. Затем просят написать, какую книгу ребенок читал последний раз и о чем там идет речь.
  3. Последнее испытание – выступить в роли телеведущего. Ставится «телевизор» - деревянная конструкция, и нужно сообщить все последние новости, реклама, прогноз погоды.
  4. Вначале члены комиссии строгие, затем начинают помогать растерявшемуся экзаменующемуся, а потом хором хвалить за достигнутые успехи. Испытанный страх неудачи, как и в реальной жизни, сменяется удовлетворением от преодоления трудностей в выражении своих мыслей.

№ 2. Игра «Баба Яга».

Цель – уменьшение страхов сказочных героев, развитие смелости, обеспечение эмоциональной разрядки.

Ведущий: объясняет, что в сказочном лесу живет Баба Яга. Никто ее не боится. Она старая и не может никого поймать, только пугает. Наши ребята ловкие и смелые, умеют быстро бегать, увернуться и спрятаться в домик, где Баба Яга не может их достать.

Роль Бабы Яги исполняют дети по желанию.

Солнце поднимается. Утро начинается. Пошли ребята в лес за грибами и ягодами. Собирают грибы, ягоды видят избушку на курьих ножках, а в ней Баба Яга, стали они ее дразнить.

Баба Яга костяная нога

Не боимся мы тебя.

Мы в лес пойдем

Грибов, ягод наберем

Баба Яга выскакивает и бегает за детьми, стараясь их поймать (но не ловит), произнося шутливые угрозы в адрес детей.

Угу, погоди, я тебе сейчас покажу,

Только попадись, поймаю и съем.

 Ух, какой быстрый и ловкий.

Со словами: Устала старая! – Баба Яга уходит в избушку.

Игра повторяется несколько раз.

Ведущий хвалит детей за смелость, предлагает посмотреть на себя в зеркало в маске Бабы Яги, напоминая, что она живет только в сказке в волшебном лесу.

16 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Тема «Преодолеваем страхи».

Цель – снятие оставшихся страхов.

Рисование.

Ведущий подсказывает тему рисунка каждому ребенку, учитывая результаты проективной диагностики или оставшиеся страхи по списку. Предлагается разделить лист по полам.

1. на одной половинке ребенок рисует свой страх

2. проводится индивидуальная беседа по рисунку.

Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы победить свой страх? Нарисуй это. Если ребенок затрудняется, взрослый подсказывает ему варианты.

Например: представить, что съел волшебную конфетку и превратился в великана, а страх по величине остался прежним, ведь конфетка была одна.

По окончании занятия каждому ребенку выражается одобрение по поводу выполнения задания, отрицание страха закрепляется похвалой.

№2. Игра «Автобус»

Цель – преодоление страхов замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия, доведенных до степени абсурда, когда все идет не так, непредсказуемо, неожиданно.

В игре реализуются пусть и в условной форме, опасения детей опоздать, не пройти то или иное испытание, не ответить на вопросы, не выполнить задания вовремя и в нужной форме.

Игра представляет собой психотерапевтический спектакль, состоящий из нескольких действий. Для этой игры важна массовость, приближающая ее к действительности.

Правила игры:

1 действие – «Прогулка после школы и приготовление уроков». Время прогулки минимально, во время прогулки контролируется каждый шаг, звучат напоминания об опасностях. Во время приготовления уроков, делаются замечания, даются советы.

2 действие – «Укладывание спать и сон». Выясняется, кто и как засыпает, что при этом мешает и нужно ли вообще спать, что снится ночью и почему, ходил ли кто-либо во сне и куда.

3 действие – «Пробуждение и сборы в школу». Будильник, как на зло, подводит, и остается мало времени. Начинается спешка, суматоха. Один из взрослых заставляет есть, другой - чистить зубы, третий напоминает, что пора одеваться и т.д. Здесь каждый может импровизировать.

4 действие – «Остановка». Возбужденные от страха опоздать дети выбегают из разных домов (если в игре участвуют несколько детей) и мчатся на остановку, где стоит только один стул для ожидания. Возникают споры, по какому праву и кто должен на нем сидеть. Наконец все замечают, что автобус не пришел. Возникает беспокойство.

5 действие – «Появление автобуса и посадка». Специалист задает вопрос: «Какие бывают автобусы». После ответов говорит, что бывают еще и резиновые, которые как раз лучше всего приспособлены к нашим условиям. Несколько взрослых изображают автобус (держась за руки образуя замкнутое пространство). Дождавшись нужного беспокойства и паники, появляется автобус и начинается посадка (все пассажиры «как сельдь в бочке»).

6 действие – «Поездка». Присутствующие делятся впечатлениями. Наконец автобус, прибывший на конечную станцию, разваливается на части (взрослые его образующие падают на пол).

7 действие – «Школа». Запыхавшийся ученик влетает в школу, но тут на его пути встает охранник и начинает выяснять ФИО, возраст ученика и т.д. На все это нужно отвечать быстро. Далее одежду ученика придирчиво осматривает уборщица. После оказывается, что в гардеробе все вешалки заняты. Затем на встречу движется медицинская комиссия, которая начинает выяснять: все ли прививки сделаны у ребенка, как часто он моет руки и чистит зубы. И тут совсем некстати встречается с завучем, который начинает выяснять причины опоздания. Наконец ученик находит свой класс, садится на свое место. Тут оказывается, что учительницы еще нет, она опаздывает.

17 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Беседа о страхах.

Цель – ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха.

Ведущий: мы с вами уже много говорили о страхах (перечисляет страхи, которые преобладали у детей). Но на самом деле страшным это только кажется. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Змеи при виде человека стараются поскорее спрятаться. Гром – это просто звук, который не может причинить вред. Баба Яга живет только в сказке.

ПОДУМАЙТЕ. Ваши мысли самое лучшее оружие против страхов. Ведь прежде чем люди сделали мечи, луки, стрелы, сабли, они их ПРИДУМАЛИ. Если вы как следует, подумаете, то станете вооруженными против страхов и победите их до одного!

Рисование на тему «Как я победил свой страх».

Детям предлагается разделить лист пополам. Нарисовать свой страх на одной половине листа, а на другой – нарисовать, как победил свой страх, т.е. изобразить себя не боящимся, а в активной, противостоящей страху позиции.

Перед просмотром рисунков дается совет: Если ты перестал бояться чего-то, изображенного на твоем рисунке, то скажи, если нет, то скажи, что еще боишься. Положительный результат, каждый раз подкрепляется похвалой.

Диагностика. Если автор рисунка не включает себя в сюжет изображения, где он обязан быть по инструкции, то это указывает на исключительную интенсивность страха или на его навязчивый характер (фобию).

№ 2. Игра «Охотник и медведь».

Цель – снятие страха темноты, замкнутого пространства, внезапного нападения, одиночества, воспитание ловкости, смелости.

1 этап. Мама медведица ушла на охоту, а медвежатам приказала не высовываться из своих снежных пещер, остерегаясь охотника. Медвежата заползают в свои пещеры (столы, полностью накрытые покрывалами). Игра проходит в затемненном помещении. Появляется охотник, подходя к каждой пещере, говорит угрожающим голосом:

Куда же все подевались?

Все равно найду, поймаю и в мешок.

Кто это там шевелится?

Медвежата должны сидеть тихо, пока не уйдет охотник.

Охотник может сказать, что он никого не нашел и пойдет искать на соседнюю льдину (делает шаги как будто ушел). Медвежата выглядывают из пещерок, а охотник быстро возвращаются и угрожает медвежатам.

2 этап. Ведущий сообщает, что охотник ушел, медвежата могут погулять по льдине. Охотник возвращается и стреляет в медвежат поролоновыми шариками. Медвежата стараются увернуться от пули главное, чтобы охотник не попал. Игра проходит до тех пор, пока останется один ловкий медвежонок. В ходе игры ведущий хвалит медвежат за смелость и ловкость.

18 ЗАНЯТИЕ

№ 1. Рисуночная терапия. Рассказы детей.

Цель – движение к позитивному изменению, закрепление приобретенного опыта.

Рисование (акварель).

Ведущий. Сейчас на память о наших чудесных встречах нарисуем совместную картину о том, что вам больше всего запомнилось и понравилось на наших встречах. На этом большом листе бумаги каждый нарисует то, что захочет.

По окончании работы дети рассказывают о самом запомнившемся им моменте.

Придумывают название картины.

Игры по желанию детей.

№ 2. Ритуал «выхода» из тренинга.

Цель – закрепление приобретенного опыта, подготовка к взаимодействию в привычной среде.

Ведущий подводит детей к корзине, в которой вставлены рисунки элементов мини-тренингов. Дети встают вокруг корзины.

Ведущий. Здесь все чему мы научились. Протянем руки в круг и мысленно возьмем все важное, что было с вами, чему вы научились. На протяжении всех наших встреч.

Дети протягивают руки в круг, совершая действия, как будто что-то берут из корзины и прикладывают руки к груди.

Награждение шоколадными медалями «за смелость», проявленную на занятиях.

Чаепитие под музыку для релаксации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вирджиния Экслайн. Игровая терапия. Психотерапия; Москва, Апрель-Пресс, 2007 – 416с.

2. Захаров А.И., Игра как способ преодоления неврозов у детей. КАРО, 2006 – 416с.

3. Истратова О.Н., Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, Ростов-на-Дону. Изд. - Феникс 2009 – 349с.

4. Иванова Н.Ф., Преодоление тревожности и страхов у детей 5 -7 лет. Волгоград. Издательство – Учитель 2009 – 191с.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-Петербург, изд-во РЕЧЬ, 2001 – 190с.

6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией Битяновой М.Р., СПб.: ПИТЕР, 2006 – 304с.

7. Хейм Дж. Джинотт, Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. Москва, Апрель-Пресс. Издательство Института психотерапии 2005 – 272с.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика по выявлению тревожности и страхов

(Захаров А. И.)

ФИО ________________________________                Возраст ___________  

Дата _______________20____г

 

Вопрос

Да

Нет

1

Ты боишься, когда остаешься один

2

Боишься нападения или бандитов

3

Боишься заболеть, заразиться

4

Боишься умереть

5

Боишься того, что умрут твои родители

6

Боишься каких-либо людей

7

Боишься маму (папу)

8

Боишься того, что тебя накажет мама (папа)

9

Боишься Бабу-Ягу, Кощея, Змея Горыныча, динозавров, призраков, невидимок, скелетов, чертей, Черную руку, Пиковую даму, полтергейста, инопланетян

10

Ты боишься опоздать в школу (детский сад)

11

Когда ты ложишься спать, тебе иногда бывает страшно

12

Страшных снов ты боишься

13

В темноте тебе бывает страшно

14

Боишься волков, собак, насекомых, змей

15

Машин, поездов, самолетов

16

Бури, урагана, наволнения, землетрясения

17

Высоты, когда высоко

18

Глубины, когда глубоко

19

Тебе страшно в маленькой, темной комнате, чулане, туалете, в переполненном автобусе, трамвае

20

Ты боишься воды

21

Ты боишься огня

22

Пожара

23

Войны

24

Больших улиц, площадей

25

Кроме зубных, ты боишься каких-либо врачей

26

Боишься, когда идет кровь

27

Уколов

28

Боли

29

Ты пугаешься, когда внезапно что-нибудь упадет, стукнет, загудит машина, зазвонит телефон

30

Ты боишься сделать что-либо неправильно, не так, как нужно, как следует, как тебя учили

31

Ты боишься не успеть вовремя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Предлагаемая программа  по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях: 1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). 2....

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов у детей 5–7 лет

программа работы со страхами у детей 5-7 лет, коррекционня программа,  рекомендации воспитателям и родителям...

Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

программа на преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, которые жалуются на то, что их ребенок боится темноты, привидений, сказочных персонажей (приведений, Шредеров, Бабу Ягу и ...