Картотека комплексов опытов и экспериментов в средней группе
картотека (средняя группа)

Ирина Николаевна Чередниченко

Детское эксперементирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что он дает детям реальние представления о различных сторонах сторонах изучаемого обьекта, о его взаимодействии с другими объектами и средой обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Картотека комплексов по Экспериментированию
для детей средней группы».

Цель: организации опытно-экспериментальной деятельности — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим, действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

Задачи:

закрепить представления детей об органах чувств;

уши — слышать, узнавать различные звуки;

нос — определять запах;

пальцы — определять форму;

продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ.

Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём.

Тема (название)

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

 

«Свежий воздух»

Дополнить представления детей о свойстве и составе воздуха, формировать представления о здоровом образе жизни, о важности влажной уборки, проветривания, прогулок на свежем воздухе; учить подбирать условия и инвентарь для проведения эксперимента, высказывать предположения, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Воздушные шарики, мыльные пузыри, полиэтиленовый мешок

«Чем пахнет воздух»

Дополнить представления детей о свойствах воздуха, учить ставить цель опыта, выдвигать предположения, выбирать способы их проверки.

Мешочки с яблоком, бананом др.

 

«У кого, какие детки»

 

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка); побудить к названию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Изображения растений, коллекция семян

«Опыты по выявлению свойств воздуха»

Помочь выявить такие свойства воздуха, как плотность и температура (в помещении воздух тёплый, на улице – холодный).

Термометр

«Вес предметов»

Формировать умение  детей определять вес и размер предметов, используя эталоны, сравнивать предметы по весу, по количеству; активизировать в речи понятия – больше, меньше; формировать умение рассказывать о проделанной работе.

Весы, предметы для взвешивания.

«Сухой и влажный песок»

Формировать умение детей понимать суть проблемной ситуации, восстанавливать ход событий и выявлять причинно – следственные связи, в ходе практических действий с песком находить решение проблемы, формулировать выводы о его свойствах; формировать элементарные представления о назначении эксперимента как метода познания.

Ёмкость для песка; лейки с водой

 «Игрушки из бумаги»

Формирование умение увидеть возможность преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.

Пооперационные карты – оригами.

 

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зелёного, двух оттенков синего на

Альбом «смешивание красок».

 

«Теневой театр»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью тени образы.

Теневой театр

 «Свойства воздуха»

Формировать умение детей ставить познавательные задачи и выдвигать предложения, выбирать условия проведения опыта по аналогии с работой, проведённой ранее в группе, рассказать о результатах, формулировать выводы; подвести к подтверждению известных детям ранее и открытых ими новых свойств воздуха.

Прозрачный пакет, трубочки.

 «Свойства песка и глины»

Формирование умение детей при помощи педагога ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, выбирать условия проведения опыта, формулировать выводы о свойствах песка и глины; учить использовать лупу для изучения строения песка, сравнивать свойства сухого и влажного песка.

Ёмкости с песком и глиной; лупа; сито.

 

«Где сильнее ветер»

Предложить детям высказать предположение: разной или одинаковой будет сила ветра в различных уголках участка, при помощи вертушек измерить проверить свои предположения, сделать вывод; обсудить, как можно использовать в повседневной жизни сделанное детьми открытие.

Вертушки.

«Почему птицы могут летать»

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Сюжетные и предметные картинки

«Зимнее солнце»

Предложить детям при помощи несложных опытов узнать, хорошо ли греет солнце; подвести к выводу о том, что солнце слабо прогревает землю, рассказать, что оно поднимается невысоко, путь его по небу становится короче; формировать элементарные представления эксперименте как способе познания, учить понимать цель опыта, делать вывод.

«Свойства снега»

Расширять представления детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием, учить рассказывать о превращениях снега; обогащать словарный запас, учить правильно, называть наблюдаемые явления, делать выводы, видеть потенциальную опасность.

Ёмкость для снега.

 

«Сила ветра»

Формировать умение детей выявлять направление ветра с помощью вертушек, различными способами определять силу ветра; формировать умение передавать в речи результаты работы, делать выводы.

вертушки

 

 «Погода и свойства снега»

Продолжать знакомить детей с различными свойствами снега, предложить выявить состояние снега; учить понимать цель опыта, вместе с педагогом выбирать условия проверки предположений, делать выводы о связи свойств снега и состояния погоды.

Ёмкость для снега.

 «Свойства льда»

 При помощи несложных опытов помочь детям выявить различные свойства тонкой корочки льда на лужах: лёд прозрачный, хрупкий; учить передавать в речи результат опыта.

Ёмкость со льдом

«Цветные льдинки»

Предложить детям рассмотреть лёд на лужах, вспомнить и назвать свойства люда, затем рассмотреть участок через цветные льдинки; обсудить, какое свойство льда изменилось, как сделать цветные льдинки; развивать познавательный интерес, учить рассуждать и делать выводы.

Ёмкость с водой, краски; цветные льдинки.

«Почему скрипит снег»

Предложить детям прислушаться и ответить на вопрос о том, какие звуки они слышат, как их можно назвать, опытным путём выявить, на каких участках снег скрипит, на каких – нет; учить высказывать и проверять предположения, выявлять причины наблюдаемых явлений, делать выводы; познакомить с природой наблюдаемого явления.

«Свойства льда и снега»

Формировать умение детей ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, вместе с педагогом выбирать условия проведения опыта, работать по графической инструкции, формулировать выводы; формировать умение сравнивать и правильно называть различные свойства изучаемых объектов, передавать в речи ход и результат опыта.

«Свет вокруг нас»

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

 «Свойства снега»

Формировать умение детей понимать суть задания, предлагать способы выявления различных свойств снега, рассуждать делать выводы; подводить к пониманию взаимосвязей в природе; поддерживать познавательный интерес, формировать представления о способах познания.

Ёмкости со снегом.

«Солнце, снег и лёд»

Предложить детям ответить на вопрос о том, откуда берутся ручьи, учить стараться поразному строить предложение, выдвигать различные версии, высказывать предположения о том, как их можно проверить; обсудить результаты опыта, подвести в выбору условий проверки предположения о том, почему в одних случаях в местах таяния снега и льда образуются лужи, в других – ручьи.

Ёмкости со снегом и льдом.

 

«Растения и свет»

Рассмотреть с детьми растения, развёрнутое ранее от источника света, предложить рассказать, что изменилось, как это можно выяснить при помощи сделанных ранее отметок; подвести к выводу о необходимости света для роста и развития растений, о способности растений разворачивать свои ветви и листья к свету.

Комнатные растения.

 «Температура предметов на солнце и в тени»

Предложить детям сравнить температуру предметов в тени и на солнце, подвести к выводу о взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов; формировать умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

Сюжетные картинки

 «Свойства воды» предметы.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, предложить рассмотреть зеркало, стекло и воду в прозрачной ёмкости, выявить их общие черты и отличия; рассмотреть такие свойства воды, как прозрачность, способность отражать предметы.

Ёмкость с водой

«Как пахнут почки»:

Формировать у детей представления о весенних изменениях в природе, знакомить со строением дерева; предложить рассмотреть почки, молодые листочки, понюхать их, описать свои ощущения.

Веточки берёзы

 «Песок и вода»

Формирование умение детей понимать цель эксперимента, выбирать материалы и условия для его проведения; познакомить с таким свойством песка как способность впитывать воду, предложить сравнить свойства сухого и влажного песка.

Ёмкости с песком и водой.

 «Мыльные пузыри»

Предложить детям попытаться надуть мыльные пузыри разного размера, обсудить, как удалось этого добиться; подвести к выводу о том, что величина пузырей зависит от количества воздуха, находяще гося внутри них. Что воздух придаёт им объём.

Мыльные пузыри

 «Зачем рыхлить почву»

Предложить детям рассмотреть прозрачные ёмкости с почвой, выяснить, какой образец высох, а какой – сохранил влагу; обсудить, каково значение способности почвы удерживать воду, подвести к выводу о том, зачем нужно рыхлить почву.

ёмкости с почвой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе.

Игры с красками, игры со звуком, со светом и тенями, с воздухом,  с камешками,cо льдом и водой, весенние игры....

Картотека опытов и экспериментов в средней группе.

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?&ra...

Картотека опытов и экспериментов для средней группы

Экспериментирование с песком, глиной, водой....

Картотека опытов и экспериментов в средней группе (опыты с водой)

Картотека опытов и экспериментов в средней   группе...