"Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Васильева Екатерина Владимировна
Семинар-практикум для педагогов на тему: "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста" Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации этнокультурных образовательных практик в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум . Тема: «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Организационная информация

Тема/ область развития

компетентности

 «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Автор занятия (ФИО, должность)

Васильева Е.В.

Образовательная организация

МБДОУ детский сад № 97

Описание занятия

Форма проведения занятия

Активные, интерактивные: семинар-практикум, мастер-класс, беседа

Дидактическое обеспечение

занятия

Методическая литература, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для изготовления куклы

Время реализации занятия

60 минут

Цель мероприятия и задачи

(цели занятия могут быть выставлены с учетом проблемных профессиональных областей и компетенций формулируются как существительное)

Задачи – конкретные шаги по достижению цели формулируются как глаголы

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации

этнокультурных образовательных практик в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1 Познакомить педагогов с проблемой этнической толерантности и определить пути  её решения

2 Повысить профессиональной компетентности педагогов по вопросам Этнокультурного воспитания  детей дошкольного возраста 

3. Расширить представления педагогов о значение народных  игр  в этнокультурном   развитии  детей  дошкольного возраста

4.Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления русской народной куклы из лоскутков.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества (компетенции), которые актуализируют/ приобретут/закрепят/участники мероприятия

-Знают о проблемах  этнической толерантности и определяют пути  её решения

-Выделяют  формы и методы этнокультурного воспитания  детей дошкольного возраста и используют их в работе.

-Имеют представление о значении народных  игр  в этнокультурном   развитии  детей  дошкольного возраста

и используют народные игры  в практической деятельности.

- Создают  развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры..

Дидактическая структура занятия

Этапы занятия/время

Могут варьироваться в зависимости от формы проведения мероприятия.

Деятельность модератора (ведущего мероприятие)

Описывается с конкретной привязкой к тематике вашего мероприятия

Деятельность участников мероприятия

Описывается с конкретной привязкой к тематике вашего мероприятия

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Планируемые результаты

Описывается с с указанием количественных и качественных характеристик демонстрируемых педагогами результатов.

1 этап. Вхождение в тему, создание условий и мотивации для овладения новой информацией

Ведущий мероприятия(воспитатель ДОО) приветствует участников семинара, создает доброжелательную обстановку для дальнейшей деятельности , сообщает тему (Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста)

Мини-викторина на тему «Этнокультурная компетенция» , Ведущий задает вопросы участникам семинара.

Знакомятся с проблемой. Обсуждают тему и цели семинара .

Отвечают на вопросы ведущего

Вводная беседа

Интеллектуальная разминка

Понимают и осознают личную необходимость в овладении знаний по данной теме .

2 этап.  Доклады.

Педагог-психолог 1«Проблема этнической толерантности и пути её решения».

2.Ведущий мероприятия

«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

3.Муз. рук-ль. «Значение народних  игр  в этнокультурном   развитии  детей  дошкольного возраста»

1. Педагог – психолог рассказывает о проблемах этнической толерантности. Предлагает разобрать конкретные ситуации.

2. Ведущий делится опытом работы о методах и приемах, используемых в этнокультурном воспитании детей.

3.Муз. рук-ль сообщает о значении народных игр и проводит с присутствующими игры Рус.с нар. «Гори ясно», бурятская игра «Иголка , нитка, узелок»,Украинская игра «Полотенчико»

Участники семинара знакомятся с теоретическим содержанием темы, разбирают проблемные ситуации,

 участвуют в обсуждении представленных форм и методов, играют в народные игры.

Лекция,

метод разбора конкретных ситуаций

обсуждение,

игра.

Видят и называют проблемы этнической толерантности

Называют формы и методы этнокультурного воспитания  детей дошкольного возраста 

Имеют представление о значение народных  игр  в этнокультурном   развитии  детей  дошкольного возраста.

Умеют применять полученные знания на практике.

3 этап.

Мастер – класс для педагогов

«Русская народная кукла»

Педагог раздает материал, объясняет последовательность изготовления тряпичной куклы «Кукла закрутка»: Плотно скатать кусок белой ткани прямоугольной формы в рулик - получается «скалка».

Зрительно поделить «скалку» пополам и положим ее на пряжу…и т.д.

Участники семинара

строят продуктивное взаимодействие друг с другом и ведущим педагогом, создают «Куклу закрутку»

Практическая работа, объяснение

Проявляют интерес к изготовлению традиционных народных кукол;

Демонстрируют умение применять на практике полученный опыт

4 этап. Рефлексия мероприятия.

Выступление ведущего с заключительной речью. Подведение итогов совместно с участниками семинара

 Уважаемые коллеги,

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Как вы считаете нужно ли нам формировать в воспитанниках этнокультурную компетенцию.

-Для чего?

Посмотрите каких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.

А на прощанье хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет - самый почитаемый на Руси.

Обсуждение результатов

Выражение собственных суждений по проблемам этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, задают вопросы, делятся впечатлениями о проведенном семинаре – практикуме. Рассказывают о своих чувствах;

. Обозначают перспективы своей дальнейшей работы по данной проблеме.

технологии самооценки и рефлексии,

Умеют изготавливать русскую народную куклу из лоскутков;

Умеют применять полученные знания на практике.

Умеют анализировать свою деятельность.

Испытывают положительные эмоции.

Для анализа проведенных мероприятий, рекомендуется пользоваться следующей схемой:

  1. Удалось ли актуализировать у педагогов потребность в развитии компетентности, внутреннюю мотивацию к профессиональному росту.
  2. Осознали ли педагоги собственные затруднения, какие трудности они выделили.
  3. Удалось ли вам организовать самостоятельную познавательную деятельность педагогов в ходе освоения когнитивного компонента компетентности?
  4. Использовали вы опыт педагогов в качестве источника теоретических и практических знаний для поиска выхода из проблемной ситуации.
  5. Удалось ли в ходе обсуждения выявить критерии наиболее эффективного решения проблемы?
  6. Использовались ли эти критерии педагогами для оценки результатов?
  7. Были ли ваши методы активизации педагогов эффективными?
  8. Удалось ли педагогам адаптировать теоретическое знание к своей работе (группе, отношениям)?
  9. Какие методы формирования профессиональной рефлексии были использованы, насколько они были результативны?
  10. Способствовало ли данное мероприятие повышению коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБез памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовнос...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста"...

Круглый стол для педагогов ДОО "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в ре...

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...