Проект. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
проект

Дубейко Ольга Георгиевна

     Данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx330.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников №24»

Проект по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Статья

Проект разработала

Дубейко О.Г.

2021 год

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека."

Б. Г. Ананьев

Введение

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

     Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

     Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни.

     Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста, предметом деятельности является разработка и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду с целью накопления у детей сенсорного опыта, обогащения их мироощущения, повышения эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирования потребностей.

     Актуальность создания данного проекта состоит в том, что развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

     Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания, которое формирует определенное звено сенсорной культуры. Но если усвоение данного опыта ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни дошкольника.

     Именно поэтому актуально становится разработка проекта по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

     Воспитание современного ребёнка и систематическое развитие его сенсорных способностей, на мой взгляд, - это приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного образования и воспитания особенно в современных условиях, поскольку сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

     Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

     В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

     Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

     Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, для развития самостоятельной познавательной активности по накоплению представлений об окружающем мире, то будет расширяться кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, повышаться уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

     Цель проекта: способствовать сенсорному развитию детей дошкольного возраста и формированию сенсорной культуры детей дошкольного возраста и взрослых посредством использования традиционных и инновационных технологий.

     Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования и развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.

     Тактические цели:

  1. Создать условия для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста и их родителей.
  2. Сформировать стойкий интерес дошкольников к изучению окружающего их мира.
  3. Организовать психолого-педагогическую поддержку в детском коллективе.

     Задачи проекта:

  1. Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей дошкольного возраста.
  2. Использование дидактических игр и упражнений в непосредственной образовательной деятельности.
  3. Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей.
  4. Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Ожидаемые результаты проекта

для детей:

  • научились играть в дидактические игры;
  • формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;
  • вырос уровень сенсомоторного развития.

для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;

  • создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;
  • создание «Картотеки дидактических игр»;
  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах сенсорного воспитания дошкольников, отборе содержания по данной теме, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

  • получили методические рекомендации по развитию у детей сенсомоторных способностей;
  • научились создавать условия дома для дидактических игр и правильно подбирать их;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
  • проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Участники реализации проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры (МОУ СОШ №5, МБУК ЖСКО, Детская библиотека с. Журавского).

Принципы для проекта:

  1. Принцип развивающего образования. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущем видом деятельности для них является игра.
  4. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  5. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
  6. Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

     Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурса, подбор материала.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми.

- Создание предметно- развивающей среды для работы по реализации проекта.

- Определение уровня сенсорного развития детей.

- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

 

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

-  Отслеживание процессов, анализ состояния.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по сенсорному развитию.

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

План мероприятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Принеси кеглю» (по цвету).

2. «Обойди красную (желтую, зеленую, синюю) кеглю».

3. «Собери шарики в ведерки» (величина, цвет)

4. «Светофор»

5. «Прокати обруч»

Игра

Подвижная игра

Игровое упражнение

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Что стоит у нас в группе».

2. «Посмотри вокруг и назови, что похоже на круг (квадрат, треугольник)»

3. «Положи маленький кубик на большой», «Посади большую куклу на большой стул»

Беседа

Игра

Упражнение-игра

«Познавательное развитие»

1. «На какую фигуру похож предмет».

2. «Какого цвета предмет?»

3. «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

4. «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»

5. «Волшебные фигуры»

6. «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»

7. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «Дальше – ближе»

8. «Собери матрешку», «Разбери матрешку», «Собери пирамидку», «Разбери пирамидку»

Беседа

Д/игра

Д/игры на развитие тактильных ощущений

Д/игры и упражнения для закрепления понятия формы

Презентация

Д/ игры и упражнения на закрепление цвета

Д/игры и упражнения на закрепления понятия величины

Д/игры на развитие восприятия, внимания, памяти

«Речевое развитие»

1. «Шарики воздушные – очень непослушные»

2. Чтение загадок про геометрические фигуры.

3. Разучивание потешек

4. Чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», А. Барто «Мяч»

5. «Чей домик?», «Что катится, что не катится?»

Развлечение

Игры на развитие зрительного восприятия

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование красками на темы: «Одуванчики и жуки на лугу», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин».

2. «Ёлочки и грибочки», «Домик и флажки», «Курочка и цыплята»

3. «Шагаем и танцуем»

4. Лепка «Конфеты на тарелочке»

5. «Звуковые коробочки»

НОД с использованием нетрадиционных техник рисования Выкладывание из мозаики

Игра

НОД

Д/игра

Работа с родителями

1. «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

2. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»

3. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

4. Дидактических играх по сенсорному развитию

5. «Как развивать у ребенка сенсорные способности посредством дидактических игр и упражнений»

6. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка»

Анкета

Квест

Консультация

Папка – передвижка

Памятка

Мастер-класс

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по сенсорному развитию);
  2. Подбор литературы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка дидактических игр и упражнений;
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к   занятиям.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2.  Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Увеличение временных затрат педагогов на разработку дидактических заданий и игр, согласование учебных планов и рабочих программ.

Продумать способы морального поощрения.

Отсутствие системы стимулирования творческого саморазвития педагогов, готовности к инновационной деятельности.

Выйти с предложением к администрации ОУ по стимулированию педагогов, участвующих в проекте.

Отсутствие диагностического инструментария для замеров личностных результатов у воспитанников.

Консультации с другими педагогами, изучение опыта работы коллег.

Слабое владение педагогами современными методиками, способствующими личностному развитию и духовно-нравственному становлению воспитанников.

Повышение квалификации, совместное коллективное обсуждение своего практического опыта и опыта коллег.

Недостаточная мотивация воспитанников в личностном самосовершенствовании.

Индивидуальная работа с каждым воспитанником, создание ситуации успеха.

Низкая активность родителей в реализации задач проекта.

Индивидуальное собеседование с родителями, привлечение к проведению групповых мероприятий.

Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о сенсорных эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по сенсорному развитию.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной деятельности, развития речи и сенсорных эталонов, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература:

  • Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/ авт. Т.В. Башаева
  • Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Наталия Нищева         Изд. Детство-Пресс, 2011
  •  Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/ авт. В.Г. Дмитриева
  • 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/ авт. Е.А. Солнцева
  • Петрова, Лиханова, Присяжнюк: Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие
  • Сольцева        О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007.
  • Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

проект "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов....

проект "сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

проект "сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...

ПРОЕКТ Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

№ Содержание Стр.1. Тема 22. Актуальность и социальная значимость 23. Назначение проекта 24. Идея проекта 25. Цель 26. Задачи 37. Теоретическая база проекта 38. Принципы проекта 59. Методы и приёмы 61...