Проект «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа) на тему

Морозова Анастасия Сергеевна

Материал будет полезен воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Подготовил: воспитатель Морозова А.С.

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май 2018-2019 года (долгосрочный).

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

- развивать мелкую моторику рук;

- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

-Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

- Презентация для родителей.

- Фотовыставка «Учимся играя».

- Итоговое показательное занятие.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.

- Проведение мониторинга.

- Анализ полученных результатов, выводы.

- Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры с малышами:

1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

5. Мозаика: настольная и напольная.

6. Настольно-печатные дидактические игры.

4. Самостоятельные игры малышей.

5. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

1. Консультация «Сенсорное развитие детей 3-4 лет».

2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап:

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Задачи

Дидактические игры и упражнения

Продуктивные виды деятельности

 

Сентябрь  

1-2 неделя Диагностика:  

Выявить уровни сенсорного развития детей  

  

Учить различать и называть основные цвета.  

Учить соотносить предметы по цвету, по форме и величине. Развивать умение видеть в окружающем пространстве одинаковые предметы. Развивать мелкую моторику.  

  

  

  

  

  «Подберем пирамидки по цвету»  

«Найди цветок для бабочки»  

«Цветные шары»  

«Найди мышкин домик»  

«Найди такой же кружок»  

«Мозайка»  

  

  

  

  

  

Рисование «Колобок»  

Аппликация «Собираем яблоки»  

Лепка «Шустрые мячики»  

Конструирование «Строим башню»  

 

Октябрь  

  

Учить составлять группы отдельных предметов.  

Учить сравнивать и подбирать предметы по величине.  

Учить находить предметы по перечисленным признакам.  

Развивать умение чередовать предметы по цвету.  

Учить различать и называть геометрич. фигуры: круг квадрат. Формировать у детей двигательную и чувственную сферы.  

  

  

«Один – много»  

«Собери картинку»  

«Какой это формы?»  

«Узнай, назови и определи цвет»  

«Чудесный мешочек»  

«Елочки и грибочки»  

«Найди такой же»  

  

  

Рисование «Выросло дерево»  

Аппликация «Красивый цветок»  

Лепка «Зеленое яблоко»  

Конструирование «Строим гараж»  

 

Ноябрь  

  

Развивать умение обобщать и сравнивать предметы по величине.  

Умение создавать в воображении образов на основе характерных признаков предметов.  

Продолжать закреплять основные цвета.  

Развивать умение складывать из двух частей целое.  

Развивать зрительные способы обследования предметов, глазомер.  

  

  

«Четвертый лишний» «Разноцветные кружочки»  

«Найди вторую половинку»  

«Большой – маленький» «Что это такое?»  

«Ошибки художника»  

«Парные картинки»  

  

Рисование «Что бывает круглым?» Аппликация «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое» Лепка «Колесо автомобиля»  

Конструирование «По замыслу»  

 

Декабрь  

  

Развивать умение  соотношения целого и части, отличие равного от неравного.  

Учить различать и называть геометрич. фигуры: круг, квадрат, треугольник.  

Классификация фигур по цвету и назначению.  

Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать волю, усидчивость.  

  

  

  

«Что к чему»  

 «Узнай, что это?»  

«Чего не стало?»  

«Найди такую же фигуру»  

«Кто спрятался?»  

«Составь елочку из геометрических фигур»  

  

  

Рисование «Лесенка»  

Аппликация «Полосатый шарфик»  

Лепка «Снеговик»  

Конструирование «Горка для кукол»  

 

Январь  

 

  

Упражнять в сравнении предметов по длине.  

Продолжать формировать умения группировать предметы по цвету. Развивать тактильно-двигательное восприятие.  

Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.  

  

«Разные дорожки»  

«Цветик – семицветик»  

«Почтовый ящик»  

«Что нам привез Мишутка?»  

  

Рисование «Растения в аквариуме»  

Аппликация «Украсим рыбку»  

Лепка «Зайчик»  

Конструирование «Строим забор для зверинца»  

  

  

 

Февраль  

 

  

Продолжать развивать умение выделять цвет как отличительный признак предмета.  

Развивать осязательное восприятие формы предмета.  

Умение сравнивать и различать основные геометрические фигуры.  

Учить раскладывать однородные предметы разной ширины на две группы.  

Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.  

  

«Разноцветные ленточки»  

«Отгадай, что в мешочке»  

«Закрой окошко»  

«Украсим платье»  

«Разложи по полочкам»  

  

Рисование «Мама консервирует овощи»  

Аппликация «Салфетка для  

бабушки»  

Лепка «Баранки и плетенки»  

Конструирование «Дома на наших улицах»  

  

 

Март  

 

  

Развивать умение сопоставлять предметы по цвету, форме и размеру.   

Продолжать развивать умение различать и правильно называть геометрич. фигуры: круг, квадрат, треугольник.  

Развивать осязательное восприятие формы предмета.  

Чередование цветов в определенном порядке.  

Продолжать упражнять в сравнении предметов по ширине.  

  

«Найди лишний фонарик»  

«Геометрическое лото»  

«Ищи свой дом»  

«Есть у тебя или нет?»  

«Сделаем бусы»  

«Широкая и узкая дорога»  

  

Рисование «Рисуем для птичек»  

Аппликация «Автобус для зверят»  

Лепка «Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышки я дам»  

Конструирование «Мебель»  

  

 

Апрель  

 

  

Упражнять в сравнении предметов по высоте, величине, отражая в речи результат сравнения: больше-меньше выше-ниже.  

Учить ориентиров.одновременно на цвет и величину предмета.  

Продолжать развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать эстетический вкус,эмоциональную отзывчивость.  

  

  

«Одень Буратино»  

«Живое домино»  

«Заборчики»  

«Найди лишнюю полоску»  

«Веселые матрешки»  

«Игра в поручения»  

  

Рисование «Выведем гусят на зеленый луг»  

Аппликация «Вышла уточка поплавать» Лепка «Лесенка»  

Конструирование «Теремок для животных»  

  

 

Май  

 

  

Диагностика: выявление качеств знаний и умений детей по сенсорному развитию .  

  

«Цветовое лото»  

«Принеси и покажи»  

«Закрой фигуру»  

«Возьми столько же»  

«Соберем и разберем»  

«Разложи по стульчикам»  

  

Рисование «Одуванчики –цветы,словно солнышко, желты»  

Аппликация «Пожарная лестница»  

Лепка «Витамины»  

Конструирование «Комната куклы Ани»  

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей 3-4 лет"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию - "Сенсорное развитие детей младшего возраста в условиях детского сада", нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимания на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

На базе МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка" во второй младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 10 детей в возрасте 3 лет.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями - круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

- высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым.

-средний уровень - 3 выполненных задания

- низкий уровень - 1-2 выполненных задания

№ п/п 

Ф.И. ребенка 

1 задание 

задание 

     3 задание 

4 задание 

5 задание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: познавательно – иг...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

ПРОЕКТ Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

№ Содержание Стр.1. Тема 22. Актуальность и социальная значимость 23. Назначение проекта 24. Идея проекта 25. Цель 26. Задачи 37. Теоретическая база проекта 38. Принципы проекта 59. Методы и приёмы 61...