Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников
консультация

Сафронова Ольга Ивановна

Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность дошкольников.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает его воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает людям,

прежде всего, детям  осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения,- невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексис и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной вещи просто необходимо создание условий в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем ее многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

- совершенствование артистических навыков детей;

- раскрепощение ребенка;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

- импровизационность,

- гуманность,

- систематизация знаний,

- учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Знакомство детей с театральной куклой-бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут- ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Из многообразия средств выразительности модно рекомендовать:

- во второй младшей группе формировать простейшие образно- выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Содержание занятия по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры - драматизации;

- упражнения для социально - эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластике;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой

  для свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

  пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизации;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание  разнообразных сказок и

  инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказок, но и средствами ее

  драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом,

  декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:

- специальное помещение со сценой и зрительным залом;

- костюмы и декорации;

- магнитофон, проигрыватель, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы;

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития.

Для этого следует фиксировать результаты:

- диагностика (октябрь - январь-май);

- постановка кукольных спектаклей;

- драматизация сказок;

- проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности дошкольников в семье»

Домашний театр – это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.Сюда могут входить кукольный, настольный, теневой театры.Родители могут организовать кукольный театр, использу...

Консультация для родителей. Тема:"Театрализованная деятельность как инструмент развития дошкольников".

Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребенка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр он познает...

Консультация для родителей. Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду".

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»

1. Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побу...

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности дошкольников в семье»

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности дошкольников в семье» ...