Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
статья

Борисова Ирина Владимировна

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

С одной стороны - дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, с другой - основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Именно в данном виде игры создаются условия, в которых каждый дошкольник получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания.

Каковы же возможности дидактической игры в развитии основных качеств личности ребёнка:

  • Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Многие дидактические игры и направленны на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать имеющихся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивает сенсорные способности детей. В основе познания ребёнком окружающего мира лежать процессы ощущения и восприятия. Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети дошкольного возраста воспринимают окружающее не глобально, а выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ним.

Для того чтобы психическое развитие детей дошкольного возраста проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойство. Однако по-настоящему четкими представления становятся только тогда, когда они соединяются со словом-названием данного предмета. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление полноценной речи.

Благодаря дидактическим играм пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношений, развивается связная речь, умение детей правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы дошкольники научились самостоятельно составлять рассказы, находить антонимы, синонимы слов, сходных по звучанию, использовать родовые и видовые понятия. В процессе игр в непрерывной связи осуществляется развитие мышления и речи ребёнка, развивается способность аргументировать свои утверждения и доводы.

  • Нравственное воспитание. По средствам дидактических игр у детей дошкольного возраста формируются нравственные представления:

- о бережном отношении к окружающим предметам и игрушкам как продуктам труда взрослых;

- о нормах поведения и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств дошкольников особая роль принадлежит содержанию и правилам игр.

  • Трудовое воспитание.  Многие дидактические игры формируют у детей дошкольного возраста уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться, а так же являются хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
  • Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен быть эстетично оформлен. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребёнка, вызывают желание играть с ними.
  • Физическое воспитание. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребёнка. Именно дидактические игры создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процесс которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что благоприятно сказывается на умственном развитии детей дошкольного возраста, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности .

Роль взрослого в дидактической игре дошкольника двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Важное условие– это Соблюдение последовательности в подборе игр является важным условием результативности дидактических игр. Прежде всего педагогами должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Таким образом, особая роль дидактической игры в процессе воспитания личности ребёнка, на этапе дошкольного детства, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Статья "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения....

Народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данной статье речь пойдет о том, как народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, помогают решать задачи по формированию гармонично развитой, активной личности....

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование - это первое и самое важное звено в системе народного образования....