Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
консультация

В данной консультации освящены приёмы работы педагога по развитию творческих способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Улыбка»

Консультация для педагогов

«Развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста».

Подготовила:

                                                           педагог – психолог Николенко Н.В.

                                                           

г. Саров

2021 г

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности.

Творить – означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое «творческие способности»?

Творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности»

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Психологическая проблема развития творческих способностей, пожалуй, одна из самых сложных и, тем не менее, все исследователи согласны с тем, что история творчества лежит в детском возрасте. Начинать развитие ребенка надо как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благоприятное время, когда педагогическое воздействие на ребенка со стороны взрослого даст самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

«Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Благодаря развитию ассоциативности мышления происходит связывание каких-либо свойств, качеств, может быть и очень далеких.

Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза):

  • Создание новых оригинальных идей;
  • Создание смысловых связей;
  • Стимулирование воображения;
  • Улучшение запоминания и вспоминания.

Умение использовать в решении поставленных задач ассоциативные связи позволяют быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества»

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения.

«Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого».

Воображение является основой любой творческой деятельности. Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.  В дошкольном возрасте «развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

  • Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Чем богаче опыт ребенка, тем больше материал, которым располагает его воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

  • Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  • Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Таким условиями являются:

  • Предметная развивающая среда.
  • Свобода выбора деятельности.
  • Помощь взрослого, похвала и поощрение стремлений.
  • Психологически комфортная обстановка.
  • Специальные методики.

Правильно организованная творческая деятельность дошкольника способствует развитию у детей творческого потенциала:

  • Гибкости мышления – способности изменять способы решения поставленных задач, выделять существенные из множества признаков;
  • Самостоятельности и последовательности – умения увидеть и поставить новую проблему, новую задачу и затем решить ее самостоятельно. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности;
  • Системности и последовательности – умения управлять, контролировать процесс творческого мышления. С помощью системности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;
  • Диалектичности мышления – способности ребенка соединять то, что кажется не соединяемым.

Рекомендации по развитию у детей творческих способностей:

  • Планирование специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  • На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
  • Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  • Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей (см. Приложение).
  • Работа с родителями.
  • Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  • Давайте возможность ребенку побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
  • Помогайте ребенку учиться уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
  • Создавайте для ребёнка атмосферу безопасности, принятия, уважения. Именно в такой ситуации он будет готов и способен самовыражаться.
  • Проявляйте симпатию к его идеям.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, не критикуйте первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  • Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  • Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра «Что на что похоже».

3 – 4 ребёнка выходят из группы, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Затем дети заходят и ведущий начинает игру: «То, что я загадал похоже на …» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Участники и предмет «загадка» меняются несколько раз.

«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук).

Первый участник игры делает первый набросок, изображая какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы».

Перед игрой подготавливаются несколько клякс: на середину листа выливается немного красок и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Игра «Слова ассоциации».

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

  • С хлебобулочными изделиями;
  • С созвучными словами: барон, бекон;
  • С рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать, что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки, листья, ветки и т.д.


 Игры на развитие диалектичности мышления

Игра «Хорошо – плохо».

Вариант 1. Для игры выбирается объект нейтральный для ребёнка, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребенку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества, со своей точки зрения, положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например, карандаш.

- нравится, что красный; не нравится, что тонкий.

- хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен – можно уколоться.

- удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный – может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо). Обсуждение идет также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» или «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты или явления. Например, громкая музыка:

- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью – мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить или объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствуют воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

- есть шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот;

- живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить;

- сидеть дома – плохо, скучно;

- можно пригласить гостей – и т.д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо – плохо», может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету – вкусно и приятно, а если много – заболят зубы, придется их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время режимных моментов и т.д.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения четко формулировать противоречие. Сначала пусть ребенок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий – (?) толстый, ленивый – (?) трудолюбивый, острый – (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый – тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый – тупой» - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия.


 Системность мышления

Игра «Теремок».

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент.

«Собери фигурки».

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5 – 7 фигурок). Заранее изготавливаются 5 – 6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребенку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали. А затем, детям предлагается придумать самостоятельно, что можно сложить из этих фигурок.

«Нелепицы».

Рисуется картинка по любому сюжету – лес, двор, квартира. На этой картинке должно быть 8 – 10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно, и объяснить это.

Игры для обучения приему «переформулирование»

«Изобретатель»

Материалом к игре могут служить различные предметы. Вы выбираете какой-нибудь предмет и просите ребёнка назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать. При этом обратите внимание ребенка на то, что в этой игре можно и даже нужно выходить за рамки обычного (традиционного) применения предметов и придумывать необычное.

Например, книга предназначена для чтения, но ее можно использовать как груз (когда нужно прижать друг к другу два склеивающихся предмета), как подставку для фильмоскопа (когда нужно немного приподнять), как «кирпичик» при построении замка из книг, как предмет, который легко возгорается (когда нужно разжечь костер, а ничего другого нет), как веер (когда нам жарко), как заслонку от света, а также для того, чтобы спрятать в ней письмо или записку, для самообороны и т. д.

Попробуйте изобрести новое применение для таких предметов, как ложка, стул, карандаш, скрепка, орех, полиэтиленовый пакет, пробка от бутылки, спички.

Можно устроить соревнование, кто больше назовет вариантов применения одного и того же предмета.

Если у ребенка не получается, помогите ему, придумайте новое применение предмета сами.

«Что можно сделать из...»

В этой игре задается материал, из которого можно делать разные предметы. Вы называете этот материал, например, дерево, а ребенок должен придумать как можно больше предметов (обычных и необычных), которые можно сделать из этого материала. При этом желательно, чтобы ребенок учитывал свойства материала.

Итак, что же можно сделать из дерева? Стул, стол, карандаш, шкаф, книжная полка, тумбочка, оконная рама, дверь, статуэтка, рама для картины, шахматы, шахматная доска, корабль, дом, детский конструктор, книга, лестница... Попробуйте продолжить этот перечень.

Возьмите другой материал: ткань, металл, стекло, пластмассу, воду, воздух и т. п. После этого предложите пофантазировать и представить себе материал, который обладает свойствами дерева и стекла, скажем, прозрачное дерево или деревянное стекло. Что можно сделать из таких материалов?

«Художник»

Предложите ребенку изобразить с помощью красок разные настроения, чувства, эмоции, например, веселье, страх, обиду, злость, любовь и т. п. Лучше, если эти чувства, эмоции, настроения вы сформулируете не абстрактно, а конкретно: «У тебя веселое настроение — ты идешь в цирк», «Ты обиделся на своего друга, потому что он не захотел с тобой играть. Подбери цвет, который, на твой взгляд, больше всего подходит к этой обиде», «Ты очень сильно любишь маму. Каким цветом ты бы отобразил эту любовь?» и т. д.

Объясните, что сам рисунок значения не имеет, важен только цвет. Это могут быть просто мазки краски, цветные линии, круги и т. п. Однако если у ребенка появится желание что-то изобразить, предоставьте ему такую возможность.

Игры для развития способности генерирования идей

«Пантомима»

Предложите ребенку отгадывать ваши пантомимы, а затем пантомимы сверстников. Изобразить хитрую лису; медвежонка, который поедает мед; веселую обезьянку с бананом; ласковую кошечку, пьющую из миски молоко; смелую собачку, виляющую хвостиком; трусливого зайчишку и др.

Объектом пантомимы могут быть не только животные, но и люди (выполняющие разную работу), предметы (неподвижные или двигающиеся) и многое другое.

Ребёнок  должен внимательно смотреть на то, что вы показываете, и угадывать, кого вы изображаете, и что этот персонаж делает; называть версию за версией, пока не угадает или не приблизится к отгадке максимально близко.

Когда ребенок хоть немножко научится распознавать ваши пантомимы, предложите ему сыграть главную роль. Пусть подумает, что бы он хотел изобразить, а затем покажет вам; вы должны угадать, что это было. После игры обсудите вместе с ребенком, что ему удалось хорошо изобразить, а что не очень.

Можно также устроить соревнование (в том числе и между детьми), кто больше разгадает пантомим (конечно, при условии, что их правильно и выразительно покажут).

«Составь предложение»

Используя три заданных слова, нужно составить как можно больше осмысленных предложений. Вот примеры:

1) автомобиль, мартышка, человек;

2) альбом, собака, кошка;

3) лампочка, дерево, высокий;

4) грустный, покрывало, жевать;

5) комар, ползать, тяжелый.

Можно взять и большее количество слов — 4-5, однако лучше начать с 3.

Нельзя бессмысленно объединять слова, но возможно составление предложений, имеющих необычное, фантастическое содержание. К примеру: «Комар легкий — он может легко взлететь, если бы он был тяжелый, тогда бы он ползал», «Лампочка фонарика осветила высокое дерево».

Сочинение историй, небольших рассказов и сказок.

«Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

Арт-терапевтические упражнения

«Четыре цвета».

Ребёнку нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После он может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

 «Танец».

Предложите ребёнку пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки, например – «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

«Две феи»

 Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с ребёнком не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Фантазия-реальность». 

Педагог  читает ребенку сказку и разбирает с ним, где выдумка, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

 «О чем говорит музыка».

Звучит яркое классическое музыкальное произведение (Например:«Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...