Курсовая работа "Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте"
материал

Актуальность исследования. Одной из важнейших предпосылок к формированию новой социальной ситуации развития у детей в дошкольном возрасте выступает отделение ребенка от взрослого. Впервые ребенок к концу раннего возраста выходит из семейного мира, устанавливая новые для себя отношения в мире взрослых окружающих его людей. Формирование мира социальных отношений является идеальной формой взаимодействия дошкольников. Л.С. Выготский считал, что идеальная форма взаимодействия это часть объективной действительности непосредственного взаимодействия ребенка – мир взрослых людей, в который он входит. Под взрослым понимается обобщенная форма носителя общественных функций в системе общественных отношений.

Известно, что особой формой предметных действий выступают психические процессы. Л.Ф. Обухова отмечает, что в развитии отечественной психолого-педагогической науки произошли изменения, касающиеся представлений о психическом развитии детей дошкольного возраста [19]. Данные изменения связаны с выделением в действии двух частей:

ориентировочная;

исполнительная.

Ориентировочная деятельность у детей дошкольного возраста проходит свое развитие достаточно интенсивно и осуществляется на различных уровнях. Среди уровней можно выделить следующие:

практически-действенный;

сенсорно-зрительный;

умственный.

Тема нашего исследования «Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте» достаточно актуальная и требует своего рассмотрения.

Анализ работ известных ученых-исследователей дошкольного воспитания таких, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и других, помог сформировать методологическую базу для нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.

Объект исследования: продуктивная деятельность дошкольников.

Предмет исследования: особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи:

Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, раскрывающую психологические особенности детей в дошкольном возрасте;

Изучить сущность понятия «продуктивная деятельность», ее виды и характеристика в дошкольном возрасте;

Провести эмпирическое исследование;

Рассмотреть полученные результаты и интерпретировать их.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении о том, что для исследования эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте можно использовать один из видов продуктивной деятельности – художественно-изобразительную деятельность.

В работе был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, тестирование:

Методика «Кактус»;

Методика изучения тревожности авторов Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Теоретическая значимость работы состоит:

в раскрытии сущности понятия «продуктивная деятельности», ее характеристика и виды в дошкольном возрасте;

в обосновании возможности применения принципов формирования продуктивных видов деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты нашего экспериментального исследования особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте, могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов, психологов, учителей, родителей.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx467.14 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Самарский филиал

Государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Федосеева Ирина Вадимовна

Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление подготовки 37.03.01. Психология

Направленность (профиль) Психология личностного развития

Уровень подготовки - бакалавриат

(заочная форма обучения)

Проверил:

кандидат психологических наук, доцент

Ахрямкина Тамара Александровна

____________

Самара

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Психологические особенности детей в дошкольном возрасте        6

1.2 Сущность понятия «продуктивная деятельность», ее характеристика и виды в дошкольном возрасте        11

Вывод        17

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация и обоснование методов эмпирического  исследования        18

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте        25

Вывод        27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        31

Приложение №1        34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из важнейших предпосылок к формированию новой социальной ситуации развития у детей в дошкольном возрасте выступает отделение ребенка от взрослого. Впервые ребенок к концу раннего возраста выходит из семейного мира, устанавливая новые для себя отношения в мире взрослых окружающих его людей. Формирование мира социальных отношений является идеальной формой взаимодействия дошкольников. Л.С. Выготский считал, что идеальная форма взаимодействия это часть объективной действительности непосредственного взаимодействия ребенка – мир взрослых людей, в который он входит. Под взрослым понимается обобщенная форма носителя общественных функций в системе общественных отношений.

Известно, что особой формой предметных действий выступают психические процессы. Л.Ф. Обухова отмечает, что в развитии отечественной психолого-педагогической науки произошли изменения, касающиеся представлений о психическом развитии детей дошкольного возраста [19]. Данные изменения связаны с выделением в действии двух частей:

  • ориентировочная;
  • исполнительная.

Ориентировочная деятельность у детей дошкольного возраста проходит свое развитие достаточно интенсивно и осуществляется на различных уровнях. Среди уровней можно выделить следующие:

  • практически-действенный;
  • сенсорно-зрительный;
  • умственный.

Тема нашего исследования «Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте» достаточно актуальная и требует своего рассмотрения.

Анализ работ известных ученых-исследователей дошкольного воспитания таких, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и других, помог сформировать методологическую базу для нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.

Объект исследования: продуктивная деятельность дошкольников.

Предмет исследования: особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи:

  • Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, раскрывающую психологические особенности детей в дошкольном возрасте;
  • Изучить сущность понятия «продуктивная деятельность», ее виды и характеристика в дошкольном возрасте;
  • Провести эмпирическое исследование;
  • Рассмотреть полученные результаты и интерпретировать их.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении о том, что для исследования эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте можно использовать один из видов продуктивной деятельности – художественно-изобразительную деятельность.

В работе был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, тестирование:

  • Методика «Кактус»;
  • Методика изучения тревожности авторов Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Теоретическая значимость работы состоит:

  • в раскрытии сущности понятия «продуктивная деятельности», ее характеристика и виды в дошкольном возрасте;
  • в обосновании возможности применения принципов формирования продуктивных видов деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты нашего экспериментального исследования особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте, могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов, психологов, учителей, родителей.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

        1.1 Психологические особенности детей в дошкольном возрасте

Период дошкольного детства начинается с момента, когда ребенок осознает себя членом человеческого общества в период примерно от 2 до 3 лет и заканчивается систематическим обучением в период 6-7 лет. Решающую роль в формировании личности для детей дошкольного возраста оказывают социальные факторы.

Дошкольный возраст характеризуется:

  • формированием и развитием основных индивидуальных психологических особенностей;
  • развитием предпосылок для создания социально-нравственных качеств личности [19].  

Среди основных черт стадии дошкольного девства выделяют:

  • сильно-выраженная потребность ребенка в помощи взрослых;
  • высокая роль семьи;
  • отсутствие возможности самозащищаться от неблагоприятных влияний среды [19].

Основными психологическими особенностями у детей в дошкольном возрасте выступают:

  • развитие речи;
  • сенсорное развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • развитие памяти;
  • развитие мышления;
  • развитие воображения;
  • общение со сверстниками и взрослыми и др.

1)Развитие речи

В дошкольном возрасте речь развивается интенсивно и зависит от многих факторов. Стоит отметить, что в 3 года у дошкольника отмечается наличие около 500 слов. К 5-6 годам словарный запас детей дошкольного возраста расширяется до 6000 слов, которые непосредственно имеют связь с обыденной жизнью и сферой интересов маленького человека. Его словарь состоит из:

  • существительных;
  • прилагательных;
  • глаголов;
  • местоимений;
  • числительных

К 6-7 годам дошкольник в состоянии объяснить чего ему хочется, а также вести диалог с другим человеком [7].

2) Сенсорное развитие

В дошкольном детстве дети, чаще всего, которые посещают детский сад, могут различать формы, цвета, величину, положение предметов в пространстве, соотносить параметры, сравнивать их. Также отмечаются умения изображать и раскрашивать простейшие формы и предметы. Важнейшим критерием сенсорного развития у детей в дошкольном возрасте – это умение соотносить предметы по эталону.

Под эталоном понимается образ, который установлен человечеством, касающийся основных качеств и свойств разнообразных предметов.

Сенсорные эталоны:

  • цвета спектра – белый, черный;
  • разнообразные формы;
  • высота звуков;
  • временные промежутки

Важно отметить, что наличие умений и навыков правильно соотносить предметы с их эталонами, доказывает способность устанавливать идентичность, сходство или различие, совершение различных действий: ощупывание, прослушивание [7].

3)Развитие мышления

Познавательная активность является важной составляющей здоровой психики личности ребенка в дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте проявляется любознательность, познавательная активность, построение своей картины мира, основанная на познании окружающего мира.

В дошкольном возрасте ребенок играет, экспериментирует, устанавливает причинные и следственные связи и зависимости. Самостоятельно дошкольник пытается понять многие вещи, например, какие предметы могут тонуть, а какие могут плавать. Также в дошкольном возрасте возникает огромное количество вопросов, направленных на изучение окружающей действительности. Следовательно, познавательная активность показывает умственное развитие ребенка [6].

4)Развитие внимания

Организация внимания у детей в дошкольном возрасте происходит благодаря познавательной активности окружающей действительности. Примерно к 5-6 годам, ребенок может быть сосредоточен, например, на игре на протяжении нескольких часов, также и с продуктивной деятельностью, не отрываясь он может заниматься, например, рисованием или поделкой, на протяжении от одного до трех часов.

Однако стоить отметить, что сосредоточенность внимания напрямую зависит от заинтересованности детей, чем интереснее для ребенка деятельность, тем меньше он будет отвлекаться и томиться в процессе совершения деятельности [19].

5)Развитие памяти

На интенсивном уровне происходит также развитие памяти у детей в дошкольном возрасте, ведь она выступает в роли ведущего познавательного процесса личности. Следовательно, дошкольник усваивает речь и становится носителем языка, а происходит это благодаря быстрому схватыванию слов, значимых событий и сведений, что осуществляется с помощью памяти [34].

К 6 годам у дошкольников развивается произвольная память. Она выступает как одно из условий игры или как важнейшее условие деятельности, например, выучить стихотворение или запомнить слова в определенной последовательности. Дошкольник может свободно использовать различные приемы запоминания, стараясь осмысливать и осознавать выполняемые действия. Однако, более продуктивным все еще остается непроизвольная память, которая как и внимание определяется в основном интересом к делу, которым занимается ребенок [34].

6)Развитие воображения

В основном развитие воображение в дошкольном возрасте происходит в игре, когда ребенок создает различные ситуации, проявляя себя в самых прекрасных ролях. Также воображение переходит в другие виды деятельности, например, в рисовании или сочинении сказок и историй.

Развитие воображения в дошкольном возрасте имеет вариативность:

  • дети воссоздающие реальную действительность;
  • дети воссоздающие фантастические вымышленные ситуации и образы

В дошкольном возрасте воображение является главным условием познания и освоения социального мира, помогающий выйти за пределы узкого личного опыта [1].

Являясь ответственным периодом развития и воспитания, дошкольный возраст помогает в первоначальном становлении личности. У него возникают связи и взаимоотношения со сверстниками помогающие развиваться существенным образом маленькой личности. Мир дошкольника неразрывно связан с другими детьми, контакты со сверстниками приобретают все большее значение [8].

7)Появление своего «Я»

В дошкольном возрасте ребенок начинает называть себя «Я», особенно ярко отмечается феномен в 3 года, в кризис «Я сам, Я хочу». Л.С. Выготский выделяет следующие характеристики кризиса:

  • проявление негатива, отказа от выполнения требований;
  • реакция упрямства;
  • протест против порядков и правил;
  • своеволие;
  • обесценивание взрослых;
  • выражение протеста, ссор с родителями;
  • желание управлять взрослыми [7]

Отделение ребенка от взрослого является толчком к формированию новой социальной ситуации развитии. Важную роль в жизни дошкольника играет взаимодействие и общение со сверстниками, что выступает необходимым условием развития личности в данном возрасте [22].

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра,  она формирует произвольность поведения, развивает координацию движений, помогает исследовать действительность, развивает наблюдательность [10].

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

А.Н. Леонтьев отмечал, что в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование личности, становление основных механизмов и образований, которые помогают развиваться мотивационной и эмоциональной сферам личности, самосознанию [27].

Центральные новообразования:

  • позиционные ролевые действия;
  • позиционные умственные действия.
  • соподчинение мотивов;
  • развитие самосознания

Важно отметить, что в возрасте от 3 до 7 лет происходит соединение психических особенностей воображения, мышления и речи. Следовательно, развивается внутренняя речь как средство мышления у детей в дошкольном возрасте. К 7 годам завершается процесс формирования речи как средство обучения, усваиваются правила поведения и социальные нормы [1].

Таким образом, период дошкольного детства начинается с 3 лет и заканчивается 6-7 годами, в ходе которых происходит интенсивное развитие и совершенствование основных психических процессов личности: память, внимание, мышление, воображение, речь, что дает ему дальнейшую способность познавать окружающий мир, развиваться, воспитываться и обучаться.

        1.2 Сущность понятия «продуктивная деятельность», ее характеристика и виды в дошкольном возрасте

В научной психолого-педагогической литературе, раскрывающей сущность образования детей в дошкольном возрасте, под продуктивной деятельностью понимается организационная деятельность, руководство которой осуществляет взрослый. На завершающем этапе данной деятельности обязательно возникает определенный продукт, как ее результат.

Выделяются следующие виды продуктивной деятельности:

  • конструирование
  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • театральная деятельность и др.

Характерной особенностью продуктивной деятельности выступает тесное переплетение интеллектуальных и аффективных процессов.

Процесс деятельности формирует такие качества личности дошкольника, как:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • активность;
  • целеустремленность.

Данные качества являются основополагающими компонентами творческой деятельности, которой занимается маленькая личность. Ведь именно в процессе такой деятельности у ребенка формируется активность наблюдения и выполнения работы, развивается самостоятельность и инициативность в подборе материалов, использовании необходимых художественных средств, а также в продумывании основного содержания деятельности. Развитие целеустремленности, как основного компонента, заключается в умении довести работу до конца, результатом которой будет определенный продукт.

Г.А. Урунтаева отмечала, что в ходе продуктивной деятельности, основанной на предметах окружающего мира, получается реальный продукт. Он представляется для дошкольника в рисунке, аппликации, конструкции о предмете или явлении окружающей среды. По ее словам, освоение продуктивной деятельности направлено на выделение ребенком дошкольного возраста именно тех сторон предметов или явлений, отраженные в том или ином виде [31].

Характер моделирования имеют различные виды продуктивной деятельности, например, рисование или конструирование, потому что приводят к созданию реального продукта. В реальном продукте отражается воплощение тех представлений о предмете или явлении, ситуации, которые видит дошкольник.

Рассмотрим более подробно виды продуктивной деятельности:

1)Конструирование

Под ним понимается процесс создания определенного результата по поставленной цели. У детей дошкольников среди конструирования можно выделить:

  • конструктор;
  • постройки из кубиков

Конструирование как деятельность имеет особые операции и технические способы и приемы работы, средства. В процессе этого вида продуктивной деятельности  у ребенка в дошкольном возрасте развиваются следующие навыки:

  • соотношение размера детали;
  • соотношение формы детали;
  • изучение конструктивных свойств [14]

В конструктивной деятельности выделяется три вида:

  • Конструирование по образцу

Такая продуктивная деятельность осуществляется по определенному образцу, который показывают дошкольнику. Деятельность не требует включения мышления и творческого воображения, однако требует сосредоточенности внимания;

  • Конструирование по условиям

Главный критерием продуктивной деятельности выступает условие, на основе которого необходимо осуществлять работу. Условия перед дошкольников выдвигает взрослый или правила игры;

  • Конструирование по замыслу

Такой вид деятельности не ограничивает воображение ребенка. Такой тип продуктивной деятельности обычно требует игра. Использовать можно не только специальные средства, но также любые подручные:

  • мебель;
  • палки;
  • одеяла или подушки;
  • куски ткани;
  • зонт и др.

Каждый вид продуктивной конструктивной деятельности формирует и развивает определенные способности. Основополагающим умением по мнению Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько, которое развивается в процессе деятельности – мыслительная аналитико-синтетическая деятельность. Она направлена на обследование предметов в установлении структуры объекта, его частей и логики их соединений [31].

Л.Н. Галигузова выделяет следующие особенности личности, которые развиваются в ходе занятий по конструированию:

  • наглядно-образное мышление;
  • восприятие;
  • мелкая моторика рук

Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Н.Н. Поддъяков видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях [29].

2)Лепка

Под лепкой понимается вид продуктивной деятельности в ходе которой дошкольник передает форму предметов, человека, птиц, животных, фруктов, посуды.  Свойства материалов, которые используются в деятельности можно менять форму, изображая трехмерное пространство предметов, при этом достигая необходимой выразительности. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте важно умения ребенка лепить, например, человека определенного возраста или определенного героя сказки.

3)Аппликация

В ходе такой продуктивной деятельности дошкольники учатся вырезать и наклеивать разнообразные узоры, орнаменты, картинки на определенный цветной фон.

Аппликация способствует развитию:

  • аккуратность;
  • усидчивость;
  • приемам вырезания;
  • подчиняться правилам работы

4)Рисование

Такой вид деятельности становится наиболее актуальным к 5-6 годам, в нем проявляется стремление к познанию окружающего мира, который дошкольники выражают по рисунку.

Рисование способствует развитию:

  • восприятия;
  • наблюдательности;
  • конкретности;
  • образности

Рисование как изобразительная деятельность связана с мышлением, памятью и воображением, также проявляется интересы ребенка, темперамент, гендерные различия [2].

К. Риччи – итальянский психолог выделяет следующие стадии развития изобразительной деятельности:

  • стадия каракули – 2 года;
  • стадия до изобразительного периода – 2-3 года;
  • стадия изобразительная – 3-5 лет;
  • стадия правдоподобных изображений – 5-7 лет [31]

По мнению Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько в изобразительной деятельности у дошкольника формируется стремление к познании окружающего мира, а в рисунке отображается уровень его познания. Они доказали, что чем больше развито восприятие и наблюдательность, тем полнее и точнее они отображаются действительности.

5)Художественная деятельность

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько отметили, что в ходе творческой деятельности развиваются:

  • способности;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательная сфера;
  • сенсорная сфера;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • воля [31]

Таким образом, рассмотрев понятие продуктивная деятельность, мы установили, что под ней понимается деятельности, которую организует взрослый, в ходе которой создается определенный продукт. Среди основных видов продуктивной деятельности в дошкольном возрасте выделяется: рисование, аппликация, конструирование, художественная деятельность, лепка. В них происходит развитие основных важнейших характеристик и особенностей личности ребенка:

  • развивается память и ее свойства;
  • развивается внимание;
  • развивается познавательная активность;
  • развивается воображение;
  • развивается эмоционально-волевая сфера.

        Вывод

Период дошкольного детства начинается с момента, когда ребенок осознает себя членом человеческого общества в период примерно от 2 до 3 лет и заканчивается систематическим обучением в период 6-7 лет. Решающую роль в формировании личности для детей дошкольного возраста оказывают социальные факторы.

В научной психолого-педагогической литературе под продуктивной деятельностью понимается организационная деятельность, руководство которой осуществляет взрослый. На завершающем этапе данной деятельности обязательно возникает определенный продукт, как ее результат.

Выделяются следующие виды продуктивной деятельности:

  • конструирование,
  • рисование,
  • лепка,
  • аппликация,
  • театральная деятельность и др.

В ходе занятия которыми происходит интенсивное развитие и совершенствование основных психических процессов личности: память, внимание, мышление, воображение, речь, что дает ему дальнейшую способность познавать окружающий мир, развиваться, воспитываться и обучаться.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ  

        2.1 Организация и обоснование методов эмпирического  исследования

Экспериментальная часть исследования в нашей работе проводилась с детьми старшей группы МБДОУ №36 г.о. Самара. В исследовании учувствовали 10 детей в возрасте 5-6 лет, из них 5 мальчиков и 5 девочек.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении о том, что для исследования эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте можно использовать один из видов продуктивной деятельности – художественно-изобразительную деятельность.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  • Подготовительный этап: теоретическое изучение особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте, подбор методик, формирование выборки;
  • Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию;
  • Преобразующий этап: проведение экспериментального обследования детей дошкольного возраста, количественный и качественный анализ, формулирование выводов по теме исследования;
  • Контрольный этап: интерпретация полученных результатов, подведение итогов.

В нашем исследовании были использованы и применены:

  • метод наблюдения;
  • беседа;
  • методика «Кактус»;
  • тест-опросник тревожности (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Рассмотрим более подробно каждый метод и методику:

  • Метод наблюдения

Под наблюдением понимается восприятие внешнего мира с определенной целью. Цель данного метода – изучение и раскрытие смысла в явлениях.

Различают несколько видов наблюдения:

  • простое или обычное наблюдение

В таком виде наблюдения события, предметы и явления регистрируются со стороны;

  • включенное наблюдение

В таком виде наблюдения, наблюдатель находится изнутри метода, анализирует тем самым события или явления, интерпретирует, подводит итоги [20].

  • Метод беседы

Под беседой понимается психологический метод, который имеет вербально-коммуникативный характер. Его суть заключается в проведении диалога, имеющего специальную тематику, вследствие чего формируется диалог между психологом и респондентом. Результатом данного метода является получение необходимых для психолога сведений [23].

Различают несколько видов бесед:

  • клиническая;
  • диагностическая;
  • исследовательская;
  • терапевтическая

В нашем исследовании мы использовали диагностическую беседы, с целью выявления необходимых для экспериментального исследования данных.

В научной психолого-педагогической литературе выделяется несколько критериев, по которым необходимо вести метод беседы. Среди них выделяют следующие:

  • планирование содержания беседы;
  • построение плана беседы;
  • установление хорошего контакта для благоприятной и эффективной беседы;
  • вопросы для респондента должны быть построены в понятной и достаточно простой форме;
  • включение наводящих вопросов;
  • постановка перед респондентом неожиданных вопросов, которые смогут раскрыть некоторые стороны испытуемого, его поведение, для сравнения с обычными результатами беседы;
  • обязательно записывать беседу;
  • обязательное анализирование беседы

Важно отметить, наличие не только полноты ответов респондента, а также его поведение, какие то обмолвки или недоговоренные слова [16].

В нашем исследовании были применены 2 методики-тесты:

  • Рисуночный тест «Кактус»

Автором данной методики является доцент кафедры клинической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова – М.А. Панфилова.

Данная методика предлагается для испытуемых дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, но использовать для эксперимента со взрослыми не запрещается. Ее целью выступает раскрытие состояний эмоциональной сферы личности ребенка в дошкольном возрасте, а также выявление уровня агрессии, ее направленность и интенсивность.

Чтобы выполнить рисуночный тест «Кактус» необходимо приготовить чистые белые листы размера А4, простые и цветные карандаши, хорошо наточенные, средней твердости.

Инструкция методики представляет собой следующие указания: необходимо нарисовать кактус, такой как представляет себе ребенок дошкольного возраста. Важно отметить, что дополнительных объяснений не должно присутствовать.

После завершения рисования кактуса, психолог проводит аналитическую беседу, задавая целенаправленные вопросы, которые помогут раскрыть и  интерпретировать картинку более точно.

Анализ и интерпретация рисунков:

  • расположение рисунка на листе;
  • размер;
  • характеристики линий;
  • нажим карандаша

Результаты диагностики описывают следующие качества личности дошкольника, представленные в таблице №1.

Таблица №1 – Характеристика Рисуночного теста «Кактус»

п/п

Качество личности

Характеристика

Агрессия

  • большое количество иголок у кактуса;
  • ее высокая степень характеризуется длинными, близко расположенными иголками, торчащими на рисунке

Импульсивность

  • сильный нажим карандаша;
  • отрывистые линии

Лидерство

  • крупный рисунок;
  • расположение по центру листа

Неуверенность

  • расположение внизу листа;
  • маленькие размеры

Открытость

  • необычная форма

Скрытность

  • наличие зигзагов внутри рисунка или по контуру

Оптимистичность

  • яркие цвета;
  • «радостный» кактус

Тревожность

  • темные цвета;
  • внутренняя штриховка;
  • прерывистые линии

Женственность

  • украшения;
  • мягкие линии;
  • закругленные формы

Экстровертированность

  • другие цвета, отличные от цвета кактуса

Интровертированность

  • один кактус

Одиночество

  • кактус дикий, пустынный

Семейность

  • кактус в горшке

В качестве второй методики мы использовали:

  • Тест-опросник тревожности (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (приложение №1).

Данная методика является детским тестом, в котором психолог может определить наличие и уровень тревожности и переживания дошкольника. Авторами, которые разработали данную методику, являются американские психологи:

  • Р. Тэммл;
  • М. Дорки;
  • В. Амен.

Данная проективная методика помогает раскрыть тревожность дошкольника в жизненных ситуациях. Под тревожностью понимается такая черта, ее функция необходима обеспечивать безопасность психики ребенка, в тоже время она имеет отрицательные последствия.

Психодиагностика выявляет:

  • отношение к социуму;
  • взаимоотношения к окружающим;
  • желание находиться в детском образовательном учреждении.

Проективная методика направлена на изучение уровня тревожности детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В качестве наглядного материала используются картинки размером 8 см*11 см, которые в определенной последовательности представляют собой серию жизненных ситуаций, которая подходит для дошкольного возраста. Отдельно выделяют серию жизненных ситуаций:

  • для девочек;
  • для мальчиков

При проведении проективной методики дошкольник идентифицирует себя с ребенком, который изображен на картинке. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом - печальное.

Именно двусмысленные рисунки имеют проективную диагностическую нагрузку, ведь именно то эмоциональное состояние, которое выбирает ребенок соответствует его внутреннему миру в подобных для дошкольника ситуациях.

Дошкольнику представляется для внимания 14 картинок, а которых он должен выбрать грустное или веселое лицо.

Ключ к методике:

Количественный анализ -  вычисляется индекс тревожности, на основе которого определяется уровень тревожности. Индекс высчитывается по формуле:

ИТ = п – негативные эмоции/на 14 рисунков * 100%

3 уровня тревожности:

  • высокий – индекс от 50%;
  • средний – индекс 20-49%;
  • низкий – индекс ниже 20%

Качественный анализ – определяется характер эмоционального опыта дошкольника по картинкам в определенных ситуациях.

Важное значение имеют картинки:

№4 – одевание;

№6 – укладывание спать;

№14 – еда в одиночестве.

Если у этих детей будет стоять отрицательные эмоции по данным вопросом, это означает высокий уровень индекса тревожности от 50%.

№2 – ребенок и мать с младенцем;

№7 – умывание;

№9 – игнорирование;

№11 – собирание игрушек.

Негативные реакции по данным вопросам будут означать высокую или среднюю тревожность дошкольников.

Наибольший уровень тревожности закладывается в отрицательных реакциях на следующие картинки:

  • игра с младшими детьми;
  • агрессия;
  • игра со старшими детьми;
  • нападение;
  • изоляция

Таким образом, в нашем экспериментальном исследовании, которое мы проводим с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовании учреждении, мы использовали несколько методов и методик:

  • метод наблюдения;
  • метод беседы;
  • рисуночный тест «Кактус»;
  • тест-опросник тревожности американских психологов Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

        2.2 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

В дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка сада 1 категории №36 г.о. Самара эмпирическое исследование детей в возрасте 5-6 лет в количестве 10 человек, из которых 5 мальчиков и 5 девочек. Средний возраст экспериментальной группы детей от 5 до 6,5 лет.

Для того, чтобы определить уровень тревожности детей дошкольного возраста, мы предложили пройти тест-опросник тревожности «Выбери нужное лицо». Обработав результаты, которые представлены в рисунке №1, мы выявили следующие результаты.

Рисунок №1 – результаты теста-опросника тревожности «Выбери нужное лицо»

Анализ и интерпретация результатов:

У большинства испытуемых 80% - 8 человек преобладает средний индекс тревожности, что говорит нам о том, что у детей:

  • достаточно хорошая эмоциональная приспособленность;
  • адаптированность к жизненным ситуациям;
  • низкий уровень беспокойства;
  • отсутствие глубокого внутреннего переживания

В качестве второй методики мы использовали рисуночный тест «Кактус», который направлен на изучение определенных качеств личности, которые возможно раскрыть с помощью рисунка и последующей беседы с дошкольниками. Результаты методики представлены в таблице №2.

Таблица №2 – Результаты рисуночного теста «Кактус»

п/п

Качества личности

Количество человек

Агрессия

2

Импульсивность

2

Лидерство

3

Неуверенность

1

Открытость

8

Скрытность

1

Оптимистичность

8

Тревожность

1

Женственность

5

Экстровертированность

2

Интровертированность

4

Одиночество

2

Семейность

7

Анализ и интерпретация результатов:

Из таблицы №2 видно, что в исследуемой группе дошкольников преобладают следующие качества личности:

  • открытость;
  • семейность;
  • оптимизм;
  • для девочек – женственность.

Слабо выражены следующие качества:

  • агрессия;
  • одиночество;
  • тревожность;
  • скрытость.

Данная методика «Кактус» показала, что дошкольники достаточно общительны, эмоционально оптимистичны, спокойные, уверенные в себе личности.

Таким образом, использование такой продуктивной деятельности как рисование возможно для диагностики эмоциональных состояний дошкольников.

        Вывод

Экспериментальная часть исследования в нашей работе проводилась с детьми старшей группы  в возрасте 5-6 лет количеством 10 человек.

В нашем исследовании были использованы и применены:

1) методика «Кактус»

Ее целью выступает раскрытие состояний эмоциональной сферы личности ребенка в дошкольном возрасте, а также выявление уровня агрессии, ее направленность и интенсивность.

Данная методика «Кактус» показала, что дошкольники достаточно общительны, эмоционально оптимистичны, спокойные, уверенные в себе личности.

2) тест-опросник тревожности (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Методика помогает раскрыть тревожность дошкольника в жизненных ситуациях.

Анализ результатов по данной методике показал, что у большинства испытуемых 80% - 8 человек преобладает средний индекс тревожности, что говорит нам о том, что у детей:

-достаточно хорошая эмоциональная приспособленность;

-адаптированность к жизненным ситуациям;

-низкий уровень беспокойства;

-отсутствие глубокого внутреннего переживания. Таким образом, использование такой продуктивной деятельности как рисование возможно для диагностики эмоциональных состояний дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашего исследования – выделение особенностей продуктивных видов деятельности у дошкольников, была достигнута.

В первой главе нашего исследования, мы изучили психологические особенности детей дошкольного возраста и выявили, что период дошкольного детства начинается с 3 лет и заканчивается 6-7 годами, в ходе которых происходит интенсивное развитие и совершенствование основных психических процессов личности: память, внимание, мышление, воображение, речь, что дает ему дальнейшую способность познавать окружающий мир, развиваться, воспитываться  и обучаться.

Далее мы изучили  сущность понятия продуктивная деятельность, под которой понимается деятельность под руководством взрослого, имеющая конечный результат – какой-либо продукт.

Мы выяснили, что среди видов продуктивной деятельности выделяют следующие:

  • лепка;
  • рисование;
  • конструирование;
  • художественная деятельность и др.

Во второй главе нашего исследования мы провели эмпирическое исследование, так как поставили следующую гипотезу, которая требует подтверждения. Она основана на предположении о том, что для исследования эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте можно использовать один из видов продуктивной деятельности – художественно-изобразительную деятельность.

В качестве художественно-изобразительной деятельности мы использовали методику рисуночный тест «Кактус», с помощью которого определили наличие необходимых качеств личности, а также использовали тест тревожности «Выбери нужное лицо», в котором также дети имели дело с картинками, раскрывающие различные жизненные ситуации.

Таким образом, анализ результатов показал, что в группе дошкольников преобладает средний уровень тревожности, а также пришли к выводам, что чем ниже ее уровень, тем выраженнее проявляются такие качества, как:

  • оптимизм;
  • семейность;
  • открытость;
  • способности к взаимодействию с окружающими.

Гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М., 2005.
  • Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
  • Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 2007. – Т.13 – №5.
  • Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2003.
  • Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008.
  • Бреслав, Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Педагогика, 2007.
  • Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.
  • Дьяченко, О.М. Психолог в дошкольном учреждении. - М.: Гном и Д, 2002.
  • Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, - М., 2008.
  • Ковалёв, С.В. Психология современной семьи. - М., 2007.
  • Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2006.
  • Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  • Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии, 2009. – №1.
  • Лиштван, З.В. Конструирование. - Москва, 2009.
  • Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад //Психологическая наука, 2003. – №2.
  • Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. - М., 2008.
  • Овчарова, Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. - М., 2005.
  • Осипова, А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.
  • Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Триволта, 2007.
  • Психологический словарь/под ред. Давыдова В.В. - М., 2004.
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ Д.Я. Райгородский. - Самара, 2009.
  • Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2004.
  • Псих. словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук - М.: Педагогика, 2003.
  • Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование., 2007. – №2.
  • Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2007.
  • Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.- СПб, 2002.
  • Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 2007.
  • Славина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и семейная терапия., 2002. – № 3.
  • Толкачева, С. Конструирование и детский дизайн.- Минск - Новое знание, 2010.
  • Тэммл, Р., Дорки, М., Амен, В. Тест тревожности. - М., 2006.
  • Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  • Хок, Р.Р. 40 исследований которые потрясли психологию. - СПб., 2003.
  • Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России., 2009.
  • Шапарь, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2002.

Приложение №1

Тест тревожности
(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

  • Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  • Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  • Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  • Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  • Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  • Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  • Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  • Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  • Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  • Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  • Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  • Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  • Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  • Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Материал к тесту для девочек














Материал к тесту для мальчиков
 













Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ =

Число эмоциональных негативных выборов
14

х 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...

"Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт работы воспитателя по коммуникативности, самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста....

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Минсадыкова Г.Ш., старший воспитатель,Сухова М.С., воспитатель, Тангина О.П., воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –детский сад № 6&raqu...

Курсовая работа "Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте"

Актуальность исследования. Одной из важнейших предпосылок к формированию новой социальной ситуации развития у детей в дошкольном возрасте выступает отделение ребенка от взрослого. Впервые ребенок к ко...