Главные вкладки

    Теоретические и методологические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
    проект по теме

     Знакомство  детей с гжельским промыслом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ПРОЕКТ102.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    Теоретические и методические основы продуктивных видов

    деятельности детей дошкольного возраста

                                      Воспитатель: Корпенко  И.Л.        

    МБДОУ детский сад №89 «Дельфинёнок»

    1. Цель проекта: Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями. Познакомить с видом народно-прикладного искусства - гжельским промыслом.

    Причины: Недостаточно уделяется времени в свободной совместной деятельности для ознакомления с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства, в НОД - для декоративного рисования.

    Родители не уделяют внимания этой проблеме.

    Задачи: Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом, формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора, украшение каймой.

    Совершенствовать умение составлять узор в полосе, в различных формах, на готовых силуэтах посуды.

    Совершенствовать умение рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок, спиралек; рисовать простейшие цветы из «капелек», завитков, мазков; расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.

    Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

    Тип проекта: информационно – практико – ориентированный; долгосрочный (2 месяца, групповой, межпредметный.

    План подготовки и реализации проекта:

    Деятельность педагогов:

    *Разработать цикл мероприятий по теме проекта.

    *Подобрать художественную и познавательную литературу.

    *Подготовить наглядный материал: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.

    *Подготовить дидактические игры по ознакомлению с народно-прикладным искусством.

    Деятельность детей:

    *Участие в беседах, мероприятиях по художественной деятельности.

    *Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы.

    *Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки.

    *Разучивание пословиц о труде.

    *Рисование рисунков, выполнение работ по лепке и ручному труду по теме проекта.

    *Участие в развлекательных мероприятиях фольклорного содержания.

    Деятельность родителей:

    *Чтение детям русских народных сказок, потешек, песенок, беседа по содержанию.

    *Совместные рисунки и поделки (доски, посуда, и др.) детей и родителей.

    *Изготовление костюмов (с гжельским рисунком)

    Результат:

    *Конспекты мероприятий.

    *Выставка рисунков и поделок: «Сказочная гжель».

    *Оформление и пополнение изоуголка пособиями по народно – прикладному искусству.

    Ресурсы:Дети, воспитатели, родители.

    Книги, иллюстрации, предметы гжельского промысла;

    дидактические и настольные игры;

    бумага, карандаши, краски; глина, пластилин;

    художественные произведения.

    Форма презентации: Интегрированное развлечение:

    «Гжельская ярмарка»

    (художественное творчество, познание, социализация, музыка, коммуникация, здоровье)

    Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о видах народно – прикладного искусства.

    Дети знакомы с гжельским промыслом, его происхождением, цветовой гаммой, видами росписи.

    Формирование социальной компетенции: умения общаться с детьми, взрослыми.

    Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.

     

     

     

    1. Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
      Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
      Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
      развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
      развивать чувство цвета;
      развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
      совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
      Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
      Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
      Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
      В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
      Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
      Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
      Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
      Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
      Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
      развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
      развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
      развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
      развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
      Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
      Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
      Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

    Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

    Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

    В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

    Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

    Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

    Детей необходимо научить:

    симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

    использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

    находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

    умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

    Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

    Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетка и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

    В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

    В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

    В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

    В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

    Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

    развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

    развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

    учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

    совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

    В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

    Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

    Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

    Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

    Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

    Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

    В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

    В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

    В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

    3.Гжель – Роспись ЧАЙНИКА.

    Программное  содержание:

    Программное  содержание:

    1. Учить  детей  рисовать  узор  на  форме  чайника  по  мотивам  Гжельской  керамики,  передавая  характерные  элементы  росписи, цвета,  от  бледно – голубого  до  тёмно – синего.  Учить  красиво  располагать  узор  на  форме.

    2. Учить  рисовать  концом  кисти  цветок  трилистника, ветки, травку, за –витки . Закрашивать  округлые  формы  сначала  по  краю , потом  в  середи – не  слева  на  право , сверху  вниз  слитными  линиями . Учить  детей  разво –дить  краску  пользуясь  палитрой .

    3. Воспитывать  интерес  к  Гжельской  керамики,  желание  передать  сочность,  живописность  росписи.

     Предшествующая  работа:

     Дети  знакомились  через  рассказ  с  историей  возникновения  этой  рос–писи  о  мастерах.  Знакомство  с  иллюстрациями , просмотр  диафильма  

    « Русские  мастера ».  Экскурсия  в  музей  им.  Полетаева  на  выставку  

    « Прикладное  искусство ».

     Материал:

     Большой  лист  в  форме  чайника,  кисти,  подставки,  палитра,  акварель, краски.

      Ход  занятия:

      Край  фарфорового  чуда,      

        А  кругом  него  леса …

        Синеглазая  посуда -

        Вазы,  чайники  и  блюда

        Ярко  светится  оттуда,

        Как  родные  небеса!

     Вот  с  этого  красивого,  нежного  стихотворения  я  и  хочу  начать  экскурсию  в  музей.  В  музей,  где  находятся  иллюстрации  посуды,  да  не  простой  посуды,  а  Гжельской  керамики .

     И  так.  В  некотором  царстве,  в  Российском  государстве, недалеко  от  Москвы, средь  лесов  и  полей  стоит  городок  Гжель .

      Давным – давно  жили – были  там  смелые  да  умелые,  весёлые  да  кра –сивые  мастера . Собрались  они  однажды  и  стали  думу  думать , как  бы  им  лучше  мастерство  своё  показать , всех  людей  порадовать  да  край  свой  прославить . Думали – думали  и  придумали . Нашли  они  в  родной  сторонушке  глину  чудесную , белую – белую , решили  лепить  из  неё  по –суду  разную , да  такую , какой  свет  не видывал . Стал  каждый  мастер  своё  умение  показывать. Один  чайник  слепил,  другой  мастер  посмотрел  и  не  стал  лепить  чайник,  а  слепил  кувшинчик, а  третий  блюдо.  Каждый  мастер  стал  лепить  свою  посуду  и  не  было  ни  одного  изделия  похоже –го  на  другое.  Но  не  только  лепниной  украшали  Гжельские  мастера  свои  изделия,  расписывали  посуду  синей  краской  разных  оттенков.  Рисовали  на  посуде  различные  узоры  из  сеточек,  полосочек,   цветов.  Очень  затейливая,  нарядная  получалась  роспись.  Полюбилась  людям  красивая  по суда  и  стали  называть  её  «нежно –голубое  чудо».  На  весь  мир  просла – вили мастера  свой  любимый  край,  всем  поведали  какие  умелые  масте –ра  живут  на  Руси.  Сказка – рассказ  рассказывается  воспитателем  под  русскую  народную  мелодию  « Вдоль   по  Волге  – матушке ».

    Сегодня  мы  с  вами  побываем  на  выставке  Гжельской  керамики.  По –смотрите  и  скажите,  пожалуйста,  какие  же  предметы  расписывали  Гжельские  мастера ?  А  какие  элементы  росписи  они  использовали  укра –шая  свои  изделия? (цветы,  траву,  листья,  завитки,  ветки).  А  какие  осно - вные  цвета  используют  мастера  в  своих  изделиях?

     А  сейчас  я  хочу  предложить  вам  стать  Гжельскими  мастерами.  Да –вайте  мы  все  сядем  за  свои  столы. А  расписывать  мы  будем  чайник.  Посмотрите  как  расписала  чайник  я.  Какие  элементы  использованы  в  росписи  чайника.  А  теперь  я  вам  покажу  в  какой  последовательности  рисовать  эти  элементы.  Начнём  рисовать  с  цветка  трилистника.  Сначала  рисуем  большой  лепесток  в  центре,  потом  два  маленьких  по  бокам.  За –крашивать  лепесток  будем  бледно – голубым ,  краску  разведём  в  палитре  ( воды  в  палитре  совсем  немного,  потому  что  краска  должна  высохнуть  быстро ).  Закрашиваем  лепесток   по  краю  слева  на  право  слитными  линиями  без  просветов.  Работаем  голубой  краской.  А  теперь  пусть  цветок  подсыхает,  а  мы  нарисуем  концом  кисти  ветку,  травку,  завитки,  по  верхнему  и  нижнему  краю.  Вы  это  знаете  и  я  показывать  не  буду.  Наш  цветочек  подсох  и  теперь  мы  его  украсим.  Украсим  его  тёмно – синей  краской.  Мы  работаем  такими  красками  как  настоящие  мастера.  Для  этого  нужно  взять  концом  кисти  тёмно – синей  краски  и  провести  по  краю  цветка  тонкой  линией.  

        А  сейчас  скажите  пожалуйста,  с  чего  мы  начнём  рисовать  наш  чай –ник.  А  когда  мы  начнём  украшать  цветок  тёмно – синей  краской.

        Самостоятельная  работа  детей  выполняется  под  звучание  русских  инструментов.  Воспитатель  проводит  индивидуальную  работу.  По  окон –чанию  работы  дети  организуют  выставку  своих  работ и  анализируют  их.

     После  выставки  воспитатель  приглашает  детей  на  чаепитие  из  Гжель –ского  сервиза.

    рисунок гжельский чайник.jpg

    4. А) Декоративное рисование "Тарелочка" (гжельская роспись).

    Задачи: Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и располагать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять умение рисовать кистью и красками; Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.

    Материалы: Гжельская керамика, таблицы с элементами гжельской росписи, белые тарелочки для росписи, тряпочки, кисти, ватные палочки, гуашь синего цвета, баночки с водой.

    Ход занятия:

    Воспитатель:-Ребята, вспомните ,о каких видах росписи мы с вами говорили(хохломская, гжельская, городецкая). Послушайте стихотворение, о чем в нем говорится?

      Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

      Животные и птицы -невиданной красы.

      Деревня в Подмосковье прославилась теперь

      Известно всем народам ее названье-Гже

      Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

      Не встретите на свете вы красоты такой!

       Голубизну небесную, что сердцу так мила

       Кисть мастера на чашку легко перевела.

      -Почему эту роспись так назвали?

     Гжель - название одного из сел. Люди, жившие в этом селе, занимались гончарным промыслом, делали посуду из глины, фарфора. Мастера делали кружки, бокалы,  кувшины,  конфетницы,  чайные сервизы, сахарницы, статуэтки.

     ( Воспитатель показывает предметы из гжельской керамики и фарфора).

      - Чем гжель отличается от других видов росписи? ( синий и голубой цвет)

      - Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы. В росписи использовался белый и синий цвет, но опытный мастер может получить больше 30 оттенков цвета. Мы будем использовать с вами синий, белый и голубой цвета.

     - Как можно получить голубой цвет? ( синий смешать с белой краской или в синий цвет добавить побольше воды).

     - Из каких элементов состоит гжельская роспись?

      Капелька: Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может иметь прямую или наклонную форму.

     Бордюры и сеточки: Это полосы, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек и сеточек.

      Простые растительные узоры: Веточки,  листочки, усики, цветочки.

     ( Провести физкультминутку).

     -Сегодня мы с вами будем расписывать тарелочки, используя элементы гжельской росписи. Не забудьте, что узор должен быть в центре тарелочки и по ее краям. Посмотрите, какую тарелочку сделала я, а вы придумайте свой узор и распишите свои тарелочки.

    (Дети расписывают тарелочки. Во время работы можно включить мелодии русских народных песен).

     В конце занятия работы детей выставляют на выставку.

    Б) Тема: « ПОСУДА ДЛЯ БАБУШКИ ФЕДОРЫ»

    Предварительная работа.

    Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

    Материал к занятию.

    Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Открытки, альбомы с Гжелью. Гжельская посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.

    Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

    Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.

    Ход урока

    I. Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.

    Воспитатель: Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.

    Воспитатель дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.

    Воспитатель:

    Снова горе у Федоры
    Не пошел ей впрок урок.
    В доме вновь порядка нету
    И опять переполох.

    Раскололась вся посуда
    Нет тарелок, а еда
    Фрукты, овощи, продукты
    Раскатились кто куда!

    Воспитатель: Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все тарелки побила .  Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.

    Д/и «Собери осколки»(Разрезные картинки). Игровая задача: собрать иллюстрацию. Ход игры: дети собирают разрезную  посуду на столе

    .Часть посуды мы с вами собрали . А остальная посуда  чашки , блюдца ,чайник в страхе разбежались. Посмотрите , может они спрятались где-то здесь ,у нас?

    Д/и «Найди похожую посуду» Игровая задача : найди похожую посуду .украшенную подобным узором . Ход игры: дети выбирают нужную посуду и ставят ее на заранее приготовленное выставочное  место.

    Рассматривание посуды. Беседа с детьми:

    -Из какого материала изготовлена посуда?

    - Что общего у всей посуды, которую мы выбрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)

    - Как называется такая роспись? (Гжель, гжельская роспись)

    - Почему она так называется? (По названию реки “Гжелочка”) (Рассказы детей)

    - Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными – цветы, трава)

    - Какие элементы гжельской росписи вы знаете? (Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр). Игровое упражнение: назови элемент гжельской росписи и найди его на посуде.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали. (Мини-беседа: что такое сервиз)

    Воспитатель: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация). Предполагаемое решение: подарить Федоре ранее сделанные тарелки , украсив их элементами гжельской росписи.

    Воспитатель: Ребята ,сейчас я вам покажу последовательность выполнения  узора на посуде. Беру кисть, набираю необходимое количество синей краски, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию в низу отступая  от края. Воститатель:  как провожу кистью линию?

    Дети: слево – направо ,всей кистью, не отрывая от полоски.

    Воспитатель: В центре чашки рисуем цветок (показ).

    Воспитатель :Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах.

    Но перед тем ,как мы начнем рисовать разомнем , разогреем наши пальчики.

        ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Вот Все пальчики мои ,их как хочешь назови (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)

    И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

    Не сидится им опять (встряхивание кистями).

    Постучали , повертели,

    Рисовать мы захотели,

    II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.

    (Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПОСУДА»

    Вот большой  стеклянный чайник,  (надуть живот ,рука на боку)

    Очень важный ,как начальник (другая изогнута как носик)

    Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе0

    Очень хрупкие , бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца,(кружиться рисуя руками круг)

    Только стукни- разобьются.

    Вот серебряные ложки,(потянуться)

    Вот пластмассовый поднос-

    Он посуду нам принес.(сделать большой круг)

    III. Подведение итогов.

    Воспитатель:

    - Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.

    Чтение стихотворения о Гжели.

    Гжель – белое, синее.
    Лёгкие плавные линии.
    Цветы нездешние яркие
    Кажутся неба подарками!

    Вопросы для самоанализа детей:

    - Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?

    - Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?

    - На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?

    Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные виды деятельности детей дошкольного возраста

    К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятель­ности, которые достигают развернутых форм за пределами этого воз­раста и начинают определять психическо...

    Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности детей дошкольного возраста

            Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно ак...

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

    Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...

    "Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста"

    Опыт работы воспитателя по коммуникативности, самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста....

    Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

    Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование ...

    Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

     Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...