«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
статья

Бедак Екатерина Михайловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Тема «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

Бедак Екатерина Михайловна

Рубцовск, 2019

Сегодня мы будем говорить об игре. Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Конечно, и в рамках ММО и в ваших детских садах вы уделяете этой теме большое внимание. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги должны знать эти изменения, особенности современных детей и выстраивать работу с ними, опираясь не только на знание психологических и возрастных особенностей, но и шагая в ногу с достижениями современной науки и техник.

Александр Григорьевич Асмолов – российский ученый, политик, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО).

Послушайте высказывание А.Г. Асмолова о современных детях:

Появились различные определения современных детей: рожденные цифровыми, дети информационной социализации, информационные акселераты, информационные вундеркинды. За этим стоит убеждение взрослого сообщества, что наши дети меняются, что они другие. Наши дети – дети сетевого столетия.

Сегодняшнее детство часто называют детством информационной социализации.

Всем вам известно, что Александр Григорьевич – руководитель рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Который 1 января 2014 года вступил в силу.

        ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 2, п. 6)).

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с  особенностями организация игры в ДОУ, представленной в программе «Открытия» под редакцией Юдиной Елены Георгиевны.  Научный руководитель — Александр Григорьевич Асмолов.

Юдина Елена Георгиевна — кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой «Управление дошкольным образованием», руководитель магистерской программы «Управление программами дошкольного образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Игра традиционно считается любимым занятием детей-дошкольников.

К настоящему времени накопилось большое количество исследований, проведенных как российскими, так и зарубежными учеными, в которых демонстрируется влияние игры на развитие различных компетенций у детей дошкольного возраста.

- Как вы понимаете, что такое «компетенции»?

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция — круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность — способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Дети, испытывающие трудности в какой-либо сфере развития, зачастую преодолевают эти трудности в игре быстрее, чем в процессе специальных индивидуальных занятий. Сравнительные исследования подтверждают устойчивость положительных эффектов дошкольных программ, ориентированных на игру, демонстрируя преимущество таких программ перед программами, узко нацеленными на подготовку детей к школе, как в области учебных компетенций, так и в области эмоционального благополучия детей.

К сожалению, на практике зачастую развитию игры у детей не уделяется такого же внимания, как, например, познавательному развитию или развитию речи, мелкой моторики. При этом социальная ситуация развития сегодняшних детей выглядит так, что катострофически сокращается количество времени, которое дети проводят в свободной игре. Причём как в ДОУ, так и за пределами дошкольного учреждения. В результате уровень игры сегодняшних старших дошкольников нередко не поднимается выше уровня, который раньше был свойственен детям средних групп. Это ставит перед педагогами новую задачу, которая никогда ранее так остро не стояла – научить детей играть.

Успешное решение этой задачи требует, прежде всего, более точного определения 1) понятия игры; 2) видов игр, в которые играют дети-дошкольники; 3) понятия уровней игры и, наконец, 4) понятия педагогической поддержки игры.

- Давайте попробуем вместе дать определение понятию «Игра».  Этих определений очень много. Некоторые из них вы видите на экране.

Давайте посмотрим, как определено понятие «игра» в ФГОС ДО.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности ребенка, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

Важно отличать игру от игровых методов обучения или игровых приемов, используемых в разные моменты организации жизни детей.

Приведем примеры игровых приемов, используемых педагогами для обучения или организации жизни детей.

• Воспитатель носит на шее специальный «волшебный» карандаш, который он использует, когда нужно что-нибудь написать или нарисовать. Когда у одного из детей не получается что-то написать или нарисовать, воспитатель снимает с шеи карандаш, произносит «волшебное» заклинание и вручает карандаш ребенку, объясняя, что при помощи этого карандаша он сможет написать или нарисовать все, что ему хочется.

• Дети увлечены игрой в «цирк» на улице и не хотят идти назад в помещение. Воспитатель предлагает детям поиграть в лошадок, которые сначала бегают по кругу, а потом убегают «за кулисы».

Применение игровых приемов обычно повышает интерес детей к этой деятельности. Однако следует помнить, что применение игровых приемов не заменяет свободной игры детей.

- Ответьте, пожалуйста на вопрос, в какие игры играют дети?

        

Игры, инициаторами которых становятся дети (самостоятельные игры):

- сюжетно-ролевая игра;

- режиссёрская постановка;

- театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых (обучающего характера):

- дидактические игры;

- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

- подвижные игры.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

- развлекающие игры/ народные игры и фольклорные традиции

- интеллектуальные головоломки и состязания;

- театрально-костюмированные.

Эти категории различаются по тому, какое именно влияние игра оказывает на развитие ребенка. Кроме того, развивающее влияние игры зависит от возраста ребенка. Так, например, игры с предметами, направленные на их обследование или манипулирование ими, крайне важны для развития детей раннего возраста. Однако если такой вид игры остается доминирующим у старших дошкольников, эти дети могут не полностью развить компетенции (например, коммуникативные), которые необходимы им в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом мы подошли к понятию «Уровни игры».

- Предлагаю вам посмотреть на экран и попробовать распределить представленные характеристики особенностей игровой деятельности по возрастам.

- Давайте проверим себя. Какие характеристики свойственны для 1 уровня игры? А для какого возраста характерны данные проявления?

По аналогии по каждому возрасту.

Конечно, в рамках каждого возраста так же можно выделить свои уровни развития игры, которые зависят как от уровня индивидуального развития ребёнка, его социального опыта, уровня развития коммуникативных навыков и т.д.

Предлагаю рассмотреть направления развития игры и определить переход к какому более высокому уровню игры возможен от начального этапа её развития.

В первом столбике прописаны направления развития игры характерные для её начального этапа. Необходимо определить к какому более высокому этапу игры возможен переход.

 

От игры исключительно с реалистичным игровым материалом к использованию все более разнообразных и многофункциональных предметов-заместителей

От игры с ограниченным количеством сюжетов – к игре с разнообразными сюжетами, развивающимися и изменяющимися по ходу игры. Такой переход не свойственен исключительно ролевым играм, а может происходить и в других типах игры. Например, в строительных играх, дети начинают с постройки простых и однотипных сооружений (башенок) и постепенно осваивают строительство различных зданий, мостов, дорог, и т.д.

От игры без правил – к игре с правилами. При этом само развитие правил также идет по разным направлениям: от простых - к сложным; от скрытых – к явным; от правил, задаваемых извне – к правилам, задаваемым самими детьми.

От игры в одиночку – к игре со сверстниками. С одной стороны может возрастать количество детей, одновременно участвующих в игре и способных координировать между собой свои роли. С другой стороны изменяется характер взаимоотношений детей в игре: от «игры рядом» - к «игре вместе».

От игры, задаваемой имеющимися материалами и организацией среды – к игре, в которой дети сами организуют среду и выбирают или изготавливают материалы, согласно их собственным идеям.

От игры, существующей на протяжении нескольких минут – к игре, разворачивающейся на протяжении нескольких часов, дней или даже недель. При этом от одного игрового эпизода к другому сохраняется определенная преемственность ролей, тем и игровых сценариев.

В чем состоит педагогическая поддержка игры?

Поскольку многие современные дошкольники не могут рассчитывать

 не естественную поддержку игры, предоставляемую в прошлом детским сообществом, задача поддержки игры во многом перекладывается на плечи воспитателей. Поэтому изменяется и роль взрослого в организации детской игры.

- В чём, по вашему мнению, должна заключаться роль взрослого в организации поддержки свободной игры?

Роль взрослого состоит в предоставлении детям времени для игры и в организации среды.

Даная точка зрения рассматривает игу, как спонтанно развивающуюся деятельность. В действительности же спонтанные игры часто возникают за пределами дошкольного учреждения (в семье, во дворе и т.д.), поэтому механизмы обучения остаются скрытыми для педагога.

Мы можем предоставить ребенку время для игры, игровой материал в том случае, если у него уже имеются определённые игровые навыки. Если ребёнок не овладел игровыми компетенциями на начальном уровне, не может быть речи о дальнейшем развитии игры. Развитие игровой деятельности может происходить только в тех случаях, когда в группе присутствует достаточно много игровых «менторов». Это дети, которые способны демонстрировать сверстникам более развитые модели игры и вовлекать их в участие в более развернутых игровых сценариях. В случае отсутствия таких «менторов» ограничение роли взрослого предоставлением игрового материала не приводит к спонтанному саморазвитию игры, а иногда напротив, приводит к ее распаду. Педагоги, придерживающиеся данной точки зрения обычно принимают позицию «невмешательства» за исключением случаев, когда возникают конфликты, которые не могут быть разрешены без помощи взрослого.

- На ваш взгляд с детьми какого возраста возможен такой вариант поддержки игры?

Роль взрослого состоит в наблюдении за детской игрой с тем, чтобы при удобном случае воспользоваться игровой ситуацией для представления учебного содержания. В отличие от первого, такой взгляд рассматривает игру как средство достижения более важных учебно-воспитательных задач. Воспитатели, придерживающиеся 2-го взгляда на свободную игру, более склонны замещать ее другим видами деятельности, направленными на выполнения дидактических задач.

Для полноценного развития игры в условиях дошкольного учреждения, необходим пересмотр представлений о том, какую же роль играет взрослый применительно к различным уровням развития игры.

- Давайте попробуем вместе с вами выстроить уровни развития игры на примере сюжетно-ролевой игры. Предлагаю, среди предложенных вариантов действий педагога определить, что необходимо развивать на начальном этапе, какую поддержку оказывать на втором этапе и какую на заключительном.

На начальных уровнях развития игры роль взрослого состоит в способствовании развитию у детей игровых действий и использование предметов-заместителей. Затем у детей развиваются представления о роли и связанной с ней ролевой речью. После этого отдельные игровые действия выстраиваются в развернутые цепочки действий, образуя своего рода «мини-сценарии».

В зависимости от уровня игры, наблюдаемого у детей, педагогическая поддержка игры может принимать следующие формы:

• Демонстрация символических способов действия с предметом (включая реальный предмет, игрушку и неоформленный или многофункциональный игровой материал).

• Словесное обозначение действий ребенка в целях придания этому действию игрового характера, установления соответствия между этими действиями и конкретной ролью.

• Демонстрация ролевой речи (от отдельных высказываний до развернутых диалогов).

• Расширение и обогащение знаний детей, необходимых для развития игровых тем (посредством чтения книг, показа видео, организации экскурсий и выступлений специальных гостей).

• Помощь детям в изготовлении нового игрового материала или в использовании имеющегося материала в новой функции (включая совместное изготовление материала дома с родителями).

• Индивидуальная работа с детьми, играющими на более высоком уровне, чем их сверстники, в целях последующего использования этих детей в роли игровых «менторов».

• Предыгровая практика, состоящая в обсуждении и проигрывании разнообразных мини-сценариев.

• Организация и проведение планирования игры (в устной, рисуночной или письменной форме) с последующим обсуждением детских планов и того, как они этим планам следуют.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное методическое объединение воспитателей южного района

Рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

Бедак Е.М.

C:\Users\Ахч2\Desktop\0_d9c20_62978a6b_orig.png

  1. Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный воспитательно-образовательный процесс (непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры; ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
  2. При проведении занятий игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
  3.  При проведении игр-занятий воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
  4. Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры:
  • подвижные;
  • дидактические;
  • настольно-печатные;
  • театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);
  • сюжетно-ролевые;
  • игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;
  • коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;
  • профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

  1. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-развивающую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
  2. Педагог гибко реагирует на ситуации, настроение детей и в соответствии с этим проводит ту игру или ее вариант, который сейчас будет интересен детям, а не тот, который был заранее спланирован педагогом. Кроме того, воспитатель грамотно продумывает способы вовлечения детей в ту или иную игру: ситуации удивления, отсроченного ожидания, проблемные вопросы и ситуации, которые помогут детям с интересом включиться в предложенную игру.
  3. Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
  4. Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
  5. В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, должен быть создан и оформлен в групповой комнате в удобном для всех месте.
  6. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является  доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие.
  7. Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала.
  8. Педагог продумывает свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.
  9. При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.
  10. Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии.
  11.  При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.
  12. Педагог вовлекает в игру детей, учитывая их особенности, способности и интересы.
  13. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

В материале предоставлены по одной дидактической игре на каждый возраст с правильным оформленияем с требованиями отвечающими методическим рекомендациям, а так же технологическая карта проведения дидак...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В материале раскрыты такие ключевые определения, как понятие "игры", виды игр, уровни развития игры и понятие "педагогической поддержки игры"....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В статье раскрываются основы организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...