ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

комиссарова оксана николаевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Какм и обещала, хочу продолжить обсуждение темы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста". Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто занимался данным вопросом. На что направлено сенсорное воспитание детей, что такое сенсорные эталоны и значение своевременного формирования предпосылок к освоению сенсорной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

В теории и практике дошкольного образования сенсорному воспитанию детей всегда уделялось существенное внимание, а зачастую отводилось центральное место в педагогическом процессе. Все видные деятели зарождающейся дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Ф. Фребель и др.) обращались к проблемам сенсорного воспитания и предлагали свои методические системы. Во второй половине ХХ века различные аспекты развития детского восприятия интенсивно исследовали Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др. Факт пристального внимания ученых к проблемам сенсорного развития и воспитания детей свидетельствовал о потребностях педагогической практики. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чувственное и рациональное представляют собой разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Поэтому развитие сенсорных процессов имеет самое ценное значение и вместе с тем оказывает влияние на становление всех психических функций и освоение различных видов деятельности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

В широком смысле слова, сенсорное воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию восприятия ребенка и формированию у него представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. В контексте культурологического подхода, активно разрабатываемого в отечественной науке, целью и результатом сенсорного воспитания является овладение ребѐнком сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры необходимо систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.

Между тем Л.А. Венгер и А.В. Запорожец отмечали, что сенсорная культура человека складывается на основе его приобщения к сенсорной культуре социума, важнейшим компонентом и продуктом которой являются сенсорные эталоны – исторически выработанные общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений (цветовой спектр, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка и т.д.). По словам А.В. Запорожца, «отдельный индивид на протяжении детства научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта».

По мнению Л.А. Венгера, постепенность усвоения общечеловеческого сенсорного опыта заключается, прежде всего, в том, что овладению общепринятыми видами эталонов предшествует формирование «индивидуальных предэталонов», несущих ту же функцию, но имеющих иное психологическое содержание. На первом году жизни начинается формирование «сенсомоторных предэталонов», представляющих собой отображение пространственных свойств объектов в единицах двигательных возможностей самого ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» – образы свойств конкретных единичных предметов, применяемые в качестве «меры» для обследования свойств других объектов. Предметные предэталоны создают необходимую основу для усвоения детьми системы сенсорных эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета, что поднимает восприятие ребенка на качественно новый уровень.

Общепринятые сенсорные эталоны, как и индивидуальные предэталоны, в соответствии с признанным в нашей стране деятельностным подходом к изучению психики, рассматриваются в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской и их коллег в качестве средств осуществления перцептивных действий. В исследованиях названных авторов представлена характеристика функций перцептивных действий в построении образов и ориентировании поведения, установлены этапы осуществления перцептивного действия, выделены особенности и роль моторных компонентов, функционирующих в его составе, проведен подробный анализ некоторых конкретных видов перцептивных действий. Исходным моментом формирования перцептивного действия является овладение практическим действием, которое ставит перед восприятием определенные задачи, требуя выявления и учета тех или иных свойств предметов. Поэтому сенсорное воспитание должно строиться в контексте формирования у детей различных видов содержательной деятельности. В период раннего возраста, согласно концепции детского развития Д.Б. Элькинина, ведущим видом деятельности является предметная, оказывающая наиболее значимое влияние на развитие всех психических функций, в том числе восприятия. Именно освоение разнообразных предметных действий (прежде всего, орудийных и соотносящих) ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. При этом опосредованный характер предметных действий побуждает ребенка выделять свойства одних объектов в их отношении к свойствам других. Соответственно сенсорное воспитание детей раннего возраста, по мнению Ю.М. Хохряковой, можно определить как целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие педагога с воспитанниками, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....

Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Методическая копилка педагога: сборник методических статей - Вып.23 АНО ДПО "Институт современного образования" 2022 - 52с....

Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания детей

Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении и в семье, должно обеспечивать формирование у ребенка любви к ближнему и к своей Родине, творческое отношение к труду, бережное от...