Детские подвижные игры народов России
статья (средняя группа)

Курдюмова Ирина Александровна

            Детские подвижные игры народов России.

 

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представили культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колодцца, Г.А. Виноградов и другие) ещё до октябрьской революции, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, признавали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции, ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического восприятия дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение в культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Неизгладимые впечатления даёт детям знакомство с особенностями жизни народов России – дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.

Игровая деятельность в которой проходило детство русских крестьян, представляло собой очень интересное явление. Она как бы моделировала жизнь взрослых людей. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. Игра моделировала ситуации, требовавшие от человека напряжения всех его душевных и физических сил. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в обществе, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости.

Осмысление детства как времени игры, а игры как средство подготовки к будущей жизни было одним из главных положений русской народной педагогики.

Педагог помогает дошкольникам понять, что люди разных национальностей объединяет любовь к стране, интерес к её многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к трудящемуся человеку; что особенности жизни и труда людей зависит от природно-климатических условий (на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т.д.). Это находит отражение в народных песнях, в сказаниях, в движениях танца и игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ      ( «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т. д. ).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего развитию его мышлению и самостоятельных действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, и взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Но в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Они сохраняют художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют основу начального формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство – моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_podvizhnye_igry_narodov_rossii.doc788.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки с подвижными играми по книге А.В.Кенемана «Детские подвижные игры народов СССР».

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что именно в дошкольном возрасте, ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Большую роль в этом играет приобщение к кул...

"Подвижные игры народов России" Русская народная игра

Подвижные игры народов РоссииРусская народная игра«Горелки»Ход игры: играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:Гори, гори ясно,Чтобы не по...

Детские подвижные игры народов России

Данную презентацию педагоги могут использовать в своей работе с  детьми.Материал знакомит их с народами России, их деятельностью и с их национальными подвижными играми....

Детские подвижные игры, народов России.

Детские подвижные игры народов России...

Детские подвижные игры народов России

Детские подвижные игры народов России...

Детские подвижные игры народов России

Картотека подвижных игр народов Росии для детей  старшего дошкольного возраста...

Подвижная игра «Змея» Проектная деятельность «Подвижные игры народов России»

Подвижная игра «Змея»Проектная деятельность«Подвижные игры народов России»...