Рабочая программа кружка "Шашки"
классный час (подготовительная группа)

Смирнова Ксения Сергеевна

Обучение детей в игре русские шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shashki.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Рабочая программа

кружка «Волшебные шашки»

Составила:

Смирнова Ксения Сергеевна

Срок реализации программы: 9 месяцев

 

Гусев 2020-2021 г.

Программа кружка «Волшебные шашки»

Актуальность.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Цель:

• Обучение детей игре в русские шашки;

• раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

• организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи:

Образовательные:

• обучение технике игры в шашки;

• ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

• активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

• развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

• обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

• воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

• выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Методы, приёмы и формы работы:

• Беседы.

• Практические упражнения.

• Групповые обсуждения игровых моментов.

• Товарищеские турниры.

• Шашечные турниры с родителями.

Ожидаемые результаты освоения программы:

• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);

• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации программы:

• 1 год обучения.

Возраст обучающихся:

• Дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Формы занятий:

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность: 20 минут.

Методическое обеспечение:

• Учебно-тематический план

• набор шашек и шашечных досок

Диагностика умений дошкольников играть в шашки

Фамилия имя ребёнка, расставляет шашки на поле, начало игры, ход шашек, бой шашек соперника, бой шашек соперника «мостиком», дамка, доводит игру до конца, партия не закончена.

1 2 3 4 5 6 7 8

Методика проведения диагностики:

Диагностика формирования умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Пояснения к пунктам:

1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

• Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;

• Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;

• Синий цвет – ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Ф.И. ребенка

Цвет

Блощук Кирилл

Беляев Глеб

Богданов Глеб

Боярский Марк

Вартанян Виолетта

Голоменцев Игорь

Горячевская Анна

Евдокименко Катя

Еникеев Тимур

Живоглядова Диана

Инсода Иван

Кирайчук Милана

Могилевцева Кристина

Морозова Ксения

Микелевич Алена

Погосян Эвелина

Салина Лиза

Спрогис Даниил

Старченков Влад

Стенюгина Лера

Сузи Даниил

Учаев Федор

Шихмагомедов Артем

Юшина Дуся

Царькова Динара

Краткий список терминов игры в шашки:

• Простая – обычная шашка (не дамка);

• Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;

• Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;

• Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;

• Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;

• Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;

• Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар;

• Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Учебно-тематический план.

Дата

Тема

Цель

3.10.20

Мониторинг

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки

17.10.20г. 

«Волшебная доска». 

Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами.

24.10.20г.

Терминология.

Познакомить детей с понятиями «фигура»«доска»«ход»«бой»

. 31.10.20г

«По местам». 

Учить расставлять шашки на игровом поле

7.11.20г.

Шашечный ход.

Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.

14.11.20г.

Терминология

Познакомить с понятиями «противоположные стороны»«диагонали»«вертикаль»«горизонталь»; развитие интеллектуальных способностей.

. 21.11.20г

Закрепление правила расстановки шашек

28.11.20г.

Д/и «Расставь на доске» 

Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек

5.12.20г

Д/и «Прогуляйся по улице»«Поднимитесь на лифте»«Ракеты»

.. Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.

12.12.20г

Д/и «Письма по адресам» 

Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь»«вертикаль»«диагональ».

19.12.20г

Игра.

Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций

26.12.20г.

Игра.

. Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций

9.01.21г.

Дамка.

Продолжить учить игре «шашки»; познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание.

10.01.21г

Игра с соперником

Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику

11.01.21г

Игра с соперником.

Развитие и совершенствование мыслительных операций

12.01.21г.

Интеллектуальная разминка.

Совершенствование знаний правил игры в шашки, развивать мышление.

16.01.21г.

«В царстве смекалки».

Закрепить знания о правилах игры; развивать логическое мышление

23.01.21г

Игра с соперником

... Развитие и совершенствование мыслительных операций.

30.01.21г

Индивидуальные и подгрупповые занятия

... Знакомство с правилами игры: ничья в шашках; учить анализировать сыгранные партии

6.02.21г

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

 13.02.21г

Соревнования по шашкам.

Учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; развивать интерес к игре.

20.02.21г. 

. «Поддавки» 

Учить играм в «поддавки», показ и объяснение ходов игры.

27.02.21г. 

. «Поддавки» 

Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей.

6.03.21г.

Парные игры детей.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

 13.03.21г.

Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» 

Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки»; развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим.

27.03.21г.

Игры между соперниками

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

3.04.21г.

. Р/и «Игры со спичками», А. Т. Улицкий

Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания

10.04.21г. 

«Уголки» 

Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей.

17.04.21г. 

«Уголки» 

Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание.

24.04.21г

 Игра между соперниками

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

8.05.21г.

Соревнование по шашкам 1 тур.

 Учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость

15.05.21г

Соревнование по шашкам 2 тур.

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

22.05.21г.

Мониторинг.

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

29.05.21г

Игра в «шашки» с родителями.

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

Список литературы:

1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

2. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

3. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

4. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

6. Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.

7. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

8. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...