Самообразование педагога
консультация

Кулюкина Анна Сергеевна

Решение новых социальных задач, которые выдвигает общество, современная образовательная ситуация объективно требуют от учителя осознания необходимости собственного самопознания, самовоспитания, самообразования. Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразовательная деятельность, приёмы её организации

...Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. И. Чуковский

Самообразование – самостоятельная познавательная деятельность человека, включающая следующие компоненты:

  • целенаправленная самореализация на основе внутренней свободы личности, предпосылкой которой являются: наличие способности индивида к познанию и наличие самосознания;
  • удовлетворение потребностей в социализации;
  • продуктивная активность личности на основе осознания познавательных потребностей (самостоятельные: постановка проблемы – творческий поиск – открытие);
  • специально организованная самодеятельная систематическая познавательная деятельность по достижению целей, связанных с личностным (в том числе профессиональным) развитием.

От сюда следует, что самообразование – это системная целостность, функционирование которой может обеспечить только сама личность, а результат воплотится в ее развитии.

Решение новых социальных задач, которые выдвигает общество, современная образовательная ситуация объективно требуют от учителя осознания необходимости собственного самопознания, самовоспитания, самообразования. Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу.

Ещё К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами.

Много интересных мыслей об организации самообразования высказал Н. А. Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель), составив за свою жизнь 15000 индивидуальных программ и более 20 руководств по самообразованию. Он различал самообразование общее и специальное, подчеркивая их диалектическую взаимосвязь: «без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит — он не может быть хорошим специалистом». Особенно актуальны эти мысли Н. А. Рубакина для учителей: «...специальное образование должно не заглушать, а дополнять общее. Одно для другого необходимо; одно без другого немыслимо». Он подчеркивал важность органической связи самообразования с практикой. «Первое и главное правило: надо начинать самообразование не с книги, а с жизни». Это особенно важно для педагогического самообразования, которое превращается в формальность без глубокого педагогического самоанализа.

Основные задачи самообразования педагога:

  • формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя;
  • развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира;
  • активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности;
  • совершенствование личностных качеств.

Целью профессионально-педагогического самообразования можно считать личное и профессиональное самосовершенствование, что позволяет достичь профессиональной компетентности, высокого общекультурного уровня, повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях развития личности школьника, то есть достижения высокою уровня педагогического мастерства и творческого отношения к делу.

Профессиональное самообразование шире, чем профессиональное педагогическое, так как самообразованием занимаются в любой сфере человеческой деятельности. Педагогическое самообразование, психолого-педагогическое самообразование только из контекста понимается как общее профессиональное самообразование. Вне контекста сами понятия больше ориентируют на одну сторону самообразования педагога – психолого-педагогическую, которая не может исчерпать все содержание самообразовательной деятельности в сфере педагогического труда.

Самообразование учителя выполняет следующие функции:

  • дополняет, уточняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
  • компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
  • способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
  • является средством самопознания и самосовершенствования.

Таким образом, самообразование педагога – сложное явление в том плане, что практически вся окружающая его среда является постоянным источником самообразовательной деятельности. Выделяют два вида педагогического самообразования: когда педагог совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, и самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений педагога, его деятельность и мастерство. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют друг друга. Более узко педагогическое самообразование понимается как самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом. Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности.

Самообразование учителя зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Исследования показали, что учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, сами практические методы становятся стимулятором в области самообразования. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, новые педагогические технологии, введение Федеральных государственных стандартов. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с гражданским воспитанием и др.

Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Наиболее часто используемые формы организации самообразования:

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
  1. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы чаще всего проводятся на платной основе;
  • не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
  1. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

  1. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап — практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап — внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тематикой самообразования может являться:

  • одна из задач образовательного учреждения;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по самообразованию. На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы,
  • цель,
  • задачи,
  • предполагаемый результат,
  • формы самообразования,
  • этапы работы,
  • сроки выполнения каждого этапа,
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
  • способ демонстрации результата проделанной работы,
  • форма отчета по проделанной работе.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на определенном этапе могут быть:

  • повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные методические пособия, статьи, программы;
  • исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;
  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей. Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:

  • трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;
  • планирование самостоятельной работы;
  • недостаточные рефлексивные умения;
  • недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....