ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал (младшая группа)

комиссарова оксана николаевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Продолжаем знакомиться с материалом по сенсорному воспитанию детей. Надеюсь, вам пригодиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_3.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

3.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни, расширение горизонта его ума должно совершатся на основании: «…… стройного и равномерного расширения горизонта его ума, его представлений….». По мнению Тихеевой свобода и ограничение почти синонимы. Всякий индивидуум должен быть ограничен, уметь обуздать свои мимолетные прихоти, капризы, колебания воли и вкусов. Без этого он истинной свободы не достигнет: «Ребенку надо предоставлять свободу выбора, чем ему заниматься, к чему его влечет. Он должен, то, что начал, довести до конца. Такого рода отношения надо воспитывать систематически. Ребенок должен уметь подчинятся, подавлять свои низшие импульсы и желания, подчинять свои личные интересы, интересам общественным, законам и предписаниям справедливости и здравого смысла, отмечает педагог.

Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

Продолжение следует…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар –практикум для родителей     «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...

теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста

   К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенносте...

Основы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Данная публикация расскажет следующее:- Психофиз...