Основы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Засемкова Ангелина Леонидовна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Данная публикация расскажет следующее:

Психофизиологические особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира у детей раннего возраста

-Использование дидактической игры в сенсорном  развитии

-классификация игр

-методика организации дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Основы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

  1. Психофизиологические особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира у детей раннего возраста.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

- наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными;

- состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать;

- развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Например, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы - «сенсорные эталоны».

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

2. Использование дидактической игры в сенсорном  развитии

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов

На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществит всех задач сенсорного воспитания. И поэтому роль дидактических игр остается очень важной в процессе сенсорного воспитания дошкольника. В одних случаях дидактические игры могут выступать своеобразной игровой формой занятия и проводиться со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – могут использоваться в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность опирается на осознание ребенком этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

В дидактической игре выделена определенная структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия. Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме; это достигается определенными игровыми действиями.

В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В.М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.

В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности. Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствуют соревновательный компонент и выигрыш, как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному, а главное сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли взрослого.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

Исходя из опыта сенсорного воспитания можно выделить следующие виды дидактических игр по игровому действию:

- Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

- Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

- Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

- Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

- Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

  Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил и дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

             В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время занятия по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что при руководстве  дидактическими играми воспитатель должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

3. Классификация игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

4. Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.(5)

- Определение наиболее  удобного времени проведения дидактической игры.

- Выбор места.

- Определение количества играющих.

- Подготовка необходимого дидактического материала.

- Подготовка к игре самого воспитателя.

- Подготовка к игре детей.

Проведение игры:

- Ознакомление детей с содержанием игры.

- Объяснение хода и правил игры.

Правила игры:

- Основная цель правил игры - организовать действия, поведения детей.

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре.

От детей требуется:

- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Продолжаем знакомиться с материалом по сенсорному воспитанию детей. Надеюсь, вам пригодиться....

теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста

   К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенносте...

«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...