«Развитие ВПФ через проектную деятельность»
статья

Барсегян Светлана Сергеевна

      Особую роль в  формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.

     Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  № 59»

Сообщение  на тему

 «Развитие ВПФ через проектную деятельность»

Составитель:

 музыкальный руководитель

Барсегян С. С.

Находка, 2021

Развитие высших психических функций (ВПФ) через реализацию проектной деятельности в ДОУ.

Актуальность.

      Особую роль в  формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.

     Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.

Задачи:

- воспитывать доброжелательность, умение принять себя и других людей такими, какие они есть;

- способствовать развитию активного восприятия  ребёнком окружающей  его  действительности, формировать умение слушать  и  услышать  другого: (взрослого, ровесника, а также  инструкцию,  просьбу, решение, и т. д.);

 - способствовать умению формировать свою самооценку, осуществлять   саморегуляцию поведения, организацию и планирование   своей когнитивной деятельности, формировать свою самооценку , организацию  деятельности, самоконтроль;

- развивать умение ориентироваться в пространственных и временных «эталонах», координировать  действия  и слова;  

- направлять активную игровую деятельность  ребёнка   на развитие творческих способностей,

 - побуждать  к позитивным  межличностным отношениям  со сверстниками и взрослыми и обогащать  их восприятие положительными  эмоциональными  переживаниями.

Участники проектной деятельности: 203 ребенка, воспитатели детского сада,  родители, социум.

Говоря о гармоничном развитии личности Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта : «Музыкальное воспитание-уникальное средство формирования этого единства поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка-средство эстетического воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.

Песни о Родине, героях, любимом крае пробуждают чувства любви и патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства.

Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.

Занятия музыкой (будь то непосредственно образовательная деятельность, проектная деятельность) влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение , игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.

Исполняя песню , нужно вовремя начать и закончить ее, в танцах, играх уметь действовать ,подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю и развивает высшие психические функции ребёнка.

Восприятие музыки путём слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение .Дети прислушиваются к звучанию, усиленно направляя все свое произвольное внимание, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения, включая в работу все виды памяти, особенно кратковременную, долговременную, оперативную.

Важно обсуждать прослушанное. В результате ребёнок представляет образы, осмысляя услышанное и вспоминая увиденное в презентациях и разнообразных наглядных материалах, наилучшим образом тренируя память и развивая образное мышление.

Отвечая на вопросы ,после того как прозвучало произведение, ребята делают первые обобщения  и сравнения: определяют общий характер пьесы, замечают , что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных упражнений, хороводов, песен. Слушая музыкальное произведение дети интересуются его содержание. У них рождаются вопросы ,связанные с желанием  узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти .Слушание музыки развивает у ребенка умения четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.

Творческие музыкальные задания способствуют поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительными интонациями. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают , комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Танец, песня, пантомима и особенно музыкально- игровая импровизация побуждают детей изобразить картинку жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать ,творить.

     Исходя из анализа учителей СОШ №11, представленного на мероприятии «Круглый стол» - преемственность от 26.11.2020 (инициативность 56%, волевые качества-50%), выявились проблемы в развитии детей и определилось направление работы, направленное на решение этих проблем (старшая, подготовительная группы: развитие речи - 40,9%, несформированность эмоциональной сферы).

     В соответствии с проблемами решено было составить план дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, где прослеживаются данные критерии. Проектная деятельность была выбрана с целью максимального погружения дошкольников в тематические ситуации, в ходе которых на эмоциональном подъеме формируются и волевые качества, и инициативность, самостоятельность и все высшие психические функции (а именно произвольное и непроизвольное внимание, память, речь, воображение)

     

    В работе по взаимодействию с семьями воспитанников(https://youtu.be/fIbuHq1KPmI)  решено было провести анкетирование родителей в электронном виде и опираясь на полученные результаты анкетирования, проектировать дальнейшую работу.

     Анализ анкетирования родителей (приложение 1) показал высокую заинтересованность в нравственно-патриотическом воспитании. Особую надежду родители возлагают на детский сад (72,5%), выразив тем самым доверие педагогическому коллективу в воспитании своих детей

Темы проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

1. Тема: «Всегда великая Россия - непобедима и горда!»

     Данная тема выбрана неслучайно, в следствии недостаточности знаний в силу возраста и исходя из реальности современной жизни, дети не имеют представления  о геройском подвиге и не понимают его смысла, нет также достаточных знаний о героях Родины, понимания важности защищать свою Родину, функции Армии для своего народа, культуре и традициях своего народа, что немаловажно для формирования волевых качеств, эмоциональности. Эмоционально-волевая сфера детей является основой нравственно-патриотического воспитания и тесно связана не только со знаниями, но и пониманием глубинного смысла культуры, традиций своей страны, а также с чувством долга защищать свою семью, близких, Родину, что обосновывает актуальность формирования знаний о Российской армии, служит мотивацией детей стремиться к наилучшему результату, воспитывает инициативность, силу воли.

В ходе проектной деятельности реализован ряд мероприятий:

- викторина «На страже Родины»

- развлечения «Аты- баты шли солдаты»

- социальная акция «Посылка солдату»

- праздники в детском саду, посвящённые 23 февраля «Наша Родина сильна!»

- спортивная игра «Зарница»

- конкурс солдатской песни «Всегда великая Россия –непобедима и горда»

- чтение стихотворений «Есть такая профессия-Родину защищать»

2. Тема: «Широкая Масленица!».

     Формированием чувства принадлежности ребёнка к своему народу стало мероприятие по знакомству детей с культурой своего народа – «Широкая Масленица!».

В дальнейшем планируются мероприятия «Великая Пасха», «9 мая», …

     Результат нравственно-патриотического воспитания недостаточно прослеживается в ДОУ, так как дети в силу своего возраста ещё не способны осознать всю ответственность в глобальных масштабах, чувство долга им еще не совсем понятны, но работая в тесной связи с СОШ № 11, мы прослеживаем положительную динамику нравственно-патриотического воспитания этих же детей в школе. Выпускники детского сада принимают активное участие в мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, проявляют желание и самостоятельность в подготовке  праздникам, ответственно готовятся  к социальным акциям, таким как  «Посылки солдатам», выездные мероприятия в военную часть с благотворительным концертом для солдат, участвуя в городских конкурсах солдатской песни. Даже будучи ещё младшими школьниками, ребята готовы ездить с выступлениями агитбригад в войсковые части выражая уважение и благодарность к защитникам Отечества.

     Таким образом, «зерно» нравственности и патриотизма, заложенное ещё в детском саду в дошкольном возрасте, крепнет, развивается и даёт свои плоды в дальнейшем в школе, показывая хорошие результаты в общественной жизни детей, формируя гражданскую позицию ребёнка как активного члена общества и неравнодушного человека в целом.

     Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует активно продолжать в детском саду и проводить её следует в проектной форме, как наиболее эффективной.

 Приложение 1

Анализ анкетирования родителей по патриотическому воспитанию

     В анкетировании приняли участие 45 родителей. Анализ данной работы показал следующие результаты.

Анкета для родителей

"Патриотическое воспитание дошкольников"     

1.  Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Воспитание любви к родине-21(51,2%)

Воспитание уважения к традициям и обычаям-22(53,7%)

Знание истории своей страны-23(56,1%)

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Да-72,5%

Нет-10%

Затрудняюсь ответить-17,5%

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

Ознакомление с историческим прошлым-46(115%)

Прививать детям уважение к людям своей страны-19(47,5%)

Расширять представления о родной земле, городах-24(60%)

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

Родители 9(23,7%)

Педагоги 2(5,3%)

Совместно 34(75,5).

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?

Да-32(80%)

Нет-5(12,5%)

Затрудняюсь ответить-5(12,5%)

6. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

Дома-28(70%)

В детском саду-17(42,5%)

В школе-16(40%)

7. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?

• экскурсии на предприятия -6(17,1%)

• целевые прогулки в библиотеки и т.п.-5(14,3%)

• изготовление фотогазет-21(60%)

• встречи с интересными людьми-10(28,6%)

Участие в мероприятиях патриотической направленности-1(2,9%)

Затрудняюсь ответить-1(2,9%)

Не могу -1(2,9%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала  воспитатель МБДОУ  "Лямбирский детский сад №3 комбини...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность (консультация для педагогов)

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов особое место занимает познавательный мотив....

Развитие речи через проектную деятельность

Развитие речи через проектную деятельность...