«Развитие ВПФ через проектную деятельность»
статья
Особую роль в формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.
Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 59»
Сообщение на тему
«Развитие ВПФ через проектную деятельность»
Составитель:
музыкальный руководитель
Барсегян С. С.
Находка, 2021
Развитие высших психических функций (ВПФ) через реализацию проектной деятельности в ДОУ.
Актуальность.
Особую роль в формировании личности ребенка играет развитие в нём всех психических процессов: восприятия и ощущения (зрительного, слухового, тактильного, кинетического), внимания, оперативной, кратковременной и долговременной памяти, образного и логического мышления, воображения, связной устной речи (диалогической, монологической).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательную деятельность детей в ДОУ необходимо проектировать с использованием интеграции образовательных областей для наилучшего усвоения детьми получаемой информации и эффективного раскрытия тематического содержания материала, максимально погружая детей в ситуационные события, в результате чего дети наиболее эмоционально отзывчивы, активны, инициативны. Наилучшей формой интеграции образовательных областей по определённому тематическому содержанию в ДОУ является проектная деятельность.
Вовлекая детей в проектную деятельность, мы создаём условия каждому ребёнку не только для раскрытия его творческого потенциала, но способствуем реализации в его дальнейшей жизни.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность, умение принять себя и других людей такими, какие они есть;
- способствовать развитию активного восприятия ребёнком окружающей его действительности, формировать умение слушать и услышать другого: (взрослого, ровесника, а также инструкцию, просьбу, решение, и т. д.);
- способствовать умению формировать свою самооценку, осуществлять саморегуляцию поведения, организацию и планирование своей когнитивной деятельности, формировать свою самооценку , организацию деятельности, самоконтроль;
- развивать умение ориентироваться в пространственных и временных «эталонах», координировать действия и слова;
- направлять активную игровую деятельность ребёнка на развитие творческих способностей,
- побуждать к позитивным межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми и обогащать их восприятие положительными эмоциональными переживаниями.
Участники проектной деятельности: 203 ребенка, воспитатели детского сада, родители, социум.
Говоря о гармоничном развитии личности Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта : «Музыкальное воспитание-уникальное средство формирования этого единства поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка-средство эстетического воспитания ребенка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Песни о Родине, героях, любимом крае пробуждают чувства любви и патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства.
Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
Занятия музыкой (будь то непосредственно образовательная деятельность, проектная деятельность) влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение , игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.
Исполняя песню , нужно вовремя начать и закончить ее, в танцах, играх уметь действовать ,подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю и развивает высшие психические функции ребёнка.
Восприятие музыки путём слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение .Дети прислушиваются к звучанию, усиленно направляя все свое произвольное внимание, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения, включая в работу все виды памяти, особенно кратковременную, долговременную, оперативную.
Важно обсуждать прослушанное. В результате ребёнок представляет образы, осмысляя услышанное и вспоминая увиденное в презентациях и разнообразных наглядных материалах, наилучшим образом тренируя память и развивая образное мышление.
Отвечая на вопросы ,после того как прозвучало произведение, ребята делают первые обобщения и сравнения: определяют общий характер пьесы, замечают , что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных упражнений, хороводов, песен. Слушая музыкальное произведение дети интересуются его содержание. У них рождаются вопросы ,связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти .Слушание музыки развивает у ребенка умения четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Творческие музыкальные задания способствуют поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительными интонациями. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают , комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Танец, песня, пантомима и особенно музыкально- игровая импровизация побуждают детей изобразить картинку жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать ,творить.
Исходя из анализа учителей СОШ №11, представленного на мероприятии «Круглый стол» - преемственность от 26.11.2020 (инициативность 56%, волевые качества-50%), выявились проблемы в развитии детей и определилось направление работы, направленное на решение этих проблем (старшая, подготовительная группы: развитие речи - 40,9%, несформированность эмоциональной сферы).
В соответствии с проблемами решено было составить план дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, где прослеживаются данные критерии. Проектная деятельность была выбрана с целью максимального погружения дошкольников в тематические ситуации, в ходе которых на эмоциональном подъеме формируются и волевые качества, и инициативность, самостоятельность и все высшие психические функции (а именно произвольное и непроизвольное внимание, память, речь, воображение)
В работе по взаимодействию с семьями воспитанников(https://youtu.be/fIbuHq1KPmI) решено было провести анкетирование родителей в электронном виде и опираясь на полученные результаты анкетирования, проектировать дальнейшую работу.
Анализ анкетирования родителей (приложение 1) показал высокую заинтересованность в нравственно-патриотическом воспитании. Особую надежду родители возлагают на детский сад (72,5%), выразив тем самым доверие педагогическому коллективу в воспитании своих детей
Темы проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
1. Тема: «Всегда великая Россия - непобедима и горда!»
Данная тема выбрана неслучайно, в следствии недостаточности знаний в силу возраста и исходя из реальности современной жизни, дети не имеют представления о геройском подвиге и не понимают его смысла, нет также достаточных знаний о героях Родины, понимания важности защищать свою Родину, функции Армии для своего народа, культуре и традициях своего народа, что немаловажно для формирования волевых качеств, эмоциональности. Эмоционально-волевая сфера детей является основой нравственно-патриотического воспитания и тесно связана не только со знаниями, но и пониманием глубинного смысла культуры, традиций своей страны, а также с чувством долга защищать свою семью, близких, Родину, что обосновывает актуальность формирования знаний о Российской армии, служит мотивацией детей стремиться к наилучшему результату, воспитывает инициативность, силу воли.
В ходе проектной деятельности реализован ряд мероприятий:
- викторина «На страже Родины»
- развлечения «Аты- баты шли солдаты»
- социальная акция «Посылка солдату»
- праздники в детском саду, посвящённые 23 февраля «Наша Родина сильна!»
- спортивная игра «Зарница»
- конкурс солдатской песни «Всегда великая Россия –непобедима и горда»
- чтение стихотворений «Есть такая профессия-Родину защищать»
2. Тема: «Широкая Масленица!».
Формированием чувства принадлежности ребёнка к своему народу стало мероприятие по знакомству детей с культурой своего народа – «Широкая Масленица!».
В дальнейшем планируются мероприятия «Великая Пасха», «9 мая», …
Результат нравственно-патриотического воспитания недостаточно прослеживается в ДОУ, так как дети в силу своего возраста ещё не способны осознать всю ответственность в глобальных масштабах, чувство долга им еще не совсем понятны, но работая в тесной связи с СОШ № 11, мы прослеживаем положительную динамику нравственно-патриотического воспитания этих же детей в школе. Выпускники детского сада принимают активное участие в мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, проявляют желание и самостоятельность в подготовке праздникам, ответственно готовятся к социальным акциям, таким как «Посылки солдатам», выездные мероприятия в военную часть с благотворительным концертом для солдат, участвуя в городских конкурсах солдатской песни. Даже будучи ещё младшими школьниками, ребята готовы ездить с выступлениями агитбригад в войсковые части выражая уважение и благодарность к защитникам Отечества.
Таким образом, «зерно» нравственности и патриотизма, заложенное ещё в детском саду в дошкольном возрасте, крепнет, развивается и даёт свои плоды в дальнейшем в школе, показывая хорошие результаты в общественной жизни детей, формируя гражданскую позицию ребёнка как активного члена общества и неравнодушного человека в целом.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует активно продолжать в детском саду и проводить её следует в проектной форме, как наиболее эффективной.
Приложение 1
Анализ анкетирования родителей по патриотическому воспитанию
В анкетировании приняли участие 45 родителей. Анализ данной работы показал следующие результаты.
Анкета для родителей
"Патриотическое воспитание дошкольников"
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
Воспитание любви к родине-21(51,2%)
Воспитание уважения к традициям и обычаям-22(53,7%)
Знание истории своей страны-23(56,1%)
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
Да-72,5%
Нет-10%
Затрудняюсь ответить-17,5%
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Ознакомление с историческим прошлым-46(115%)
Прививать детям уважение к людям своей страны-19(47,5%)
Расширять представления о родной земле, городах-24(60%)
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
Родители 9(23,7%)
Педагоги 2(5,3%)
Совместно 34(75,5).
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
Да-32(80%)
Нет-5(12,5%)
Затрудняюсь ответить-5(12,5%)
6. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
Дома-28(70%)
В детском саду-17(42,5%)
В школе-16(40%)
7. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?
• экскурсии на предприятия -6(17,1%)
• целевые прогулки в библиотеки и т.п.-5(14,3%)
• изготовление фотогазет-21(60%)
• встречи с интересными людьми-10(28,6%)
Участие в мероприятиях патриотической направленности-1(2,9%)
Затрудняюсь ответить-1(2,9%)
Не могу -1(2,9%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-248988-1367085291.jpg)
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-348484-1384803044.jpg)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала воспитатель МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбини...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-732625-1452176837.jpg)
Установление партнерских взаимоотношений ДОУ с семьей в интересах развития ребенка через проектную деятельность.
Консультация для педагогов ДОУ....
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021352-1521103729.jpg)
Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность (консультация для педагогов)
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов особое место занимает познавательный мотив....
Развитие дошкольника через проектную деятельность
Проектная деятельность...