Картотека экологических сказок через культурные практики для детей старшей группы.
картотека (старшая группа)

Эреджепова Милана Довлейяровна

Картотека экологических сказок через культурные практики для детей старшей группы.

Знакомство детей с экологическими сказками через культурные практики, обобщаю теоретические основы и применяя их на практике. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека экологических сказок через культурные практики для детей старшей группы.

1. Л. Толстой

«Белка прыгала с ветки на ветку»

Знакомство детей со сказкой Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».

Помоги белке.

Педагогические задачи: учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение детей поступком мальчика.

Содержание и методика: воспитатель просит отгадать загадку:

Кто в дупле живёт, орешки грызёт,

На деревьях резвится, упасть не боится?

Пушистый хвост мелькнёт в вышине,

И вместе с ней исчезнет в сосне? (белка)

Воспитатель читает детям сказку. После прочтения задаёт вопросы:

- хорошо ли поступили Саша и Митя? Почему вы так думаете?

Далее педагог рассказывает детям о том, как живут белки, чем питаются, как находят себе корм, как делают запасы на зиму (при рассказе использовать наглядный материал: карточки с изображением животного, леса, презентации и т. д.) .

После рассказа предложить детям помочь белке сделать запасы. Детям предлагается сделать грибы и орехи из любого изоматериала (на усмотрение детей, а затем можно сделать выставку.

Экологические понятия: животные, дикие животные, травоядные животные, цепь питания, этажи леса.

2 -3 Лиса и медведь (Мордовская сказка)

Знакомство детей со сказкой.

Лисица.

Педагогические задачи: познакомить детей с животными нашей фауны, познакомить с жизнью лисы в природе.

Содержание и методика:

Загадка:

Хвост пушистый, мех золотистый,

Бегает ловко, рыжая плутовка (лиса).

Чтение детям сказки.

После прочтения можно спросить, как называют лису в сказках (хитрая кума, плутовка, почему её так называют? Далее идёт рассказ о повадках лисы, о месте её обитания, о том, чем лиса питается, как ищет себе корм зимой. Рассказать о том, что лиса очень любопытна, что у неё острые зрение, слух и нюх. Рассказать о пользе, которую приносит лиса (поедает полёвок и мышей, приносящих вред сельскому хозяйству).

Воспитатель предлагает детям игру: «Лиса, охотник и куры».

Экологические понятия: цепи питания, хищные животные.

Медведь

Педагогические задачи: дать детям представление об образе жизни зверя, которого они хорошо знают из сказок.

Содержание и методика:

Загадка:

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

После того как дети отгадают загадку, можно спросит у них. Почему они думают, что это медведь? Есть ли ещё животные, которые устраивают себе берлогу? Какие сказки с участие медведя дети знают? Можно ли из сказок понять, какой у медведя характер?

Далее следует рассказ о медведе, о том, где преимущественно медведи живут, чем питаются? Можно рассказать о том, что зимой они скорее дремлют, чем спят, и в случае опасности покидают берлогу. Зимой не едят, живут за счёт накопленного летом и осенью жира. Медведь – очень проворный и ловкий зверь, и поговорка «неуклюжий как медведь» не соответствует действительности. Свой рассказ нужно подкреплять различным материалом: наглядным, видео.

Педагог предлагает детям поиграть в такие игры как: «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы» и др.

Экологические понятия: животные, цепи питания, хищные животные.

4 В. Даль «Война грибов и ягод»

Знакомство со сказкой. Практическое занятие.

Педагогические задачи: рассказать детям о том, что есть съедобные грибы и ядовитые. Дать представление о правилах сбора грибов. Научить по картинкам и основным характерным признакам различать некоторые грибы.

Содержание и методика: Чтение сказки.

Затем воспитатель приглашает детей в «лес» за грибами, читает стихотворение П. Синявского «Грибная электричка».

После прочтения стихотворения, дети «делают остановку» на станции «Загадкино».

Далее педагог загадывает загадки о грибах (в загадках отмечаются характерные признаки грибов):

- растут в лесу сестрички, рыжие (лисички);

- я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик);

- на пеньке растут в лесу эти дружные ребята,

называют их (опята);

- а этот красавец на беленькой ножке,

он в красненькой шапке,

на шапке горошки (мухомор);

- на толстой белой ножке коричневая шапка,

наверняка любой грибник найти мечтает (боровик) и др.

Затем идёт рассказ о том, что грибы надо правильно собирать (можно спросить детей, а как они собирают грибы, и выяснить правильно или нет). Рассказать о том, что несъедобные грибы не собирают, но их нельзя топтать, сбивать ногами, т. к. они нужны лесу и его жителям (объяснить зачем). Нужно обязательно заострить внимание детей на то, что грибы – это пища для многих животных.

Экологические понятия: грибы, съедобные грибы, несъедобные (ядовитые, цепи питания).

5. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Чтение детям сказки.

Педагогические задачи: изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны они природе.

Содержание и методика:

Загадка:

У болотной мягкой кочки,

Под зелёненьким листочком,

Притаилась попрыгушка, пучеглазая (лягушка).

Выяснить у детей, что они думают о том, полезные или нет лягушки? Почему они так думают? Объяснить детям, что лягушки исключительно полезны. Они питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Собратья лягушек – жабы, которые помогают человеку справиться с вредителями огородов.

Да и сами лягушки для многих животных являются кормом. Из рыб лягушками питаются – сомы, судаки, щуки; любят лягушек и многие птицы – аисты, чайки, совы, цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться. Для человека лягушки – друзья, и человек должен платить им тем же.

Далее можно поиграть в игру «Лягушки и цапли».

Экологические понятия: водная среда, живая природа, цепи питания, насекомые, птицы.

6-9 С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Времена года.

Педагогические задачи: учить различать особенности времени года (сезона). Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и закономерные изменения, в ней происходящие. Показать разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Содержание и методика: работа по картинкам с различными временами года (сезонами). Педагог читает стихи, а дети показывают нужное время года (определяя по характерным признакам).

Весна

Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса, ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

На полянке, у тропинки, пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.

Лето

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы.

И светла, и широка, наша светлая река,

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

Осень

Вянет и желтеет трава на лугах,

Только зеленеет озимь на полях,

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Завтра утром в лес пойдём,

И опята, и маслята, и груздочки соберём.

Зима

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет и ель свозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

Экологические понятия: времена года, особенности сезона (сезонные изменения, живая природа, неживая природа.

10. «Герои сказок» Закрепление у детей теоретических знаний о животных из сказок.

Цель: закрепить знания детей о животных, наиболее часто встречающихся в сказках. Воспитывать чувство уважения, сопереживания к другим сообществам.

Содержание: Дети делятся на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Волка, Лисицы, Медведя, Зайца, Мыши, Лягушки, Собаки, Кошки (по выбору детей).

Дети изображают его на листе бумаги, пытаются изобразить его в движении, повадках, имитируют голос.

Затем каждая подгруппа показывает фрагмент какой-либо сказки, где встречается это животное. Составляется целая галерея портретов героев сказок (животных, чьи образы знакомы детям.

Экологически понятия (повторение): животные, дикие животные, домашние животные, хищные животные, травоядные животные, цепи питания, этажи леса, грибы (ядовитые, съедобные, водная среда, живая природа, неживая природа, насекомые, времена года, сезонные изменения, особенности сезона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

         В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...

Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы.

Конспект занятия в области речевого развития "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина" для детей старшей группы....

Использование сказок в процессе математической подготовки детей старшей группы на занятиях

В данной презентации содержится материал по использованию сказок на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет) Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет)  Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»...

Конспект НОД с применением культурных игровых практик для детей старшей группы Тема: «Космос – это интересно!»

Цель: ознакомление с окружающим миром, посредством культурных практик, через продуктивную деятельность (коллективная работа),расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гаг...