"Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития детей дошкольного возраста"
консультация

Шакирова Эльвира Альфредовна

Метод кейсов - техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Для чего нужен кейс? Кейс даёт возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_-_dekabr_2019g.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                          «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Эллуки»                                                           п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития                                                              детей дошкольного возраста.

/консультация для педагогов/

                                  Воспитатель

1 квалификационной категории

                                    Шакирова Э.А.

Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение.                                                                     Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Кейс – метод развивает: умственные, сенсорные и речевые способности; аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы; формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать); практические умения, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

В дошкольном образовании используют следующие виды кейс технологии          в ДОУ: - игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Эта технология мы используется в разных вариантах.           Метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование; метод ситуационного анализа.

Для дошкольников чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций - кейс – стади;

- кейс – иллюстрации;

- фото-кейсы.

Прежде всего мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».

3. Определение контекста.

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала.

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.

6. Описание и редактирование кейса.

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

  • Первый этап: подготовительный.
  • Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Технология кейс – стади.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрим Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа).

Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

продолжение формирования культуры общения; воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог, предлагая проблемную иллюстрацию, занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

  1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
  2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.
  3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
  4.  Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Фото-кейс «Дети обедают».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит:  

1. Фото «Дети обедают».

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать.                    И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д. Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. Если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством                           кейс – технологии «ролевое проектирование».

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...

"Куб-трансформер" как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие, «куб-трансформер» как эффективное средство речевой и познавательного развития детей дошкольного возраста. Игра- огромное окно, через которое в духовный мир ребенка в...

Проект по самообразованию «Организация опытно-исследовательской деятельности как эффективного ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста»

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне и это стремление необходимо развивать. Проблема заключается в том, что   часто в детских садах детям  зачастую пе...