"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Соболева Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_-_tehnologiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольную образовательную организацию необходимо рассматривать как постоянно развивающуюся целостную систему, со своими устоявшимися компонентами.  Как и любая другая система, ДОО должна постоянно совершенствоваться и меняться, так как общество меняется достаточно стремительно, а также должна соответствовать запросам общества, так как зависит от него.

Для правильной организации деятельности детей в ДОО необходимы инновационные средства и подходы в работе. Инновации должны затронуть все компоненты системы ДОО, проникнуть в каждую сферу деятельности.

В статье Кривенковой Ю.Е. приводится понятие инновации: «инновации в дошкольном образовании – это создание социально-педагогических новшеств, возникающих и поддерживаемых в детских образовательных учреждениях, институтах внесемейной социализации и семье, их оценка и освоение педагогическим сообществом, использование и применение на практике». [2, 200]

 Действительно, инновации должны создаваться, поддерживаться, использоваться и применяться на практике для успешного их закрепления на постоянной основе. Инновации в дошкольном образовании – это набор методов, средств, приемов, которые могут являться новыми, а могут и дополнять старые, используя современные технологии.

Существуют факторы, влияющие на возникновение инноваций в сфере дошкольного образования, по мнению Кривенковой Ю.Е.,  например такие как: принятие новых законодательных документов, стандартов, актов, программ. Смена и дополнение нормативно-правовой базы ставит новые определенные условия и требования для дошкольного образования. Педагогам необходимо внедрять инновации для того, чтобы соответствовать выдвинутым требованиям.

«Условия успешности инновационного процесса: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, гуманизация современного образования». [2, 201] Нельзя не согласиться с мнением Кривенковой Ю.Е., так как инновации должны успешно внедриться в жизнь ДОО, закрепиться и использоваться на практике.

Инновации необходимо вводить, учитывая условия их успешного внедрения, а также необходимо учитывать возможные трудности на пути  их введения. Данные трудности можно объяснить следующими факторами: разногласия в педагогическом коллективе,  профессиональная подготовка педагогов, педагогические установки, недостаток материального оснащения ДОО, недостаточная  осведомленность администрации ДОО. В таком случае необходима поддержка и мотивация администрации ДОО, активное практическое использование инновационных средств и приемов, обеспечение всеми необходимыми материалами для использования инноваций.

Инновации должны затрагивать все области дошкольного образования, внедряться в каждую сферу деятельности, касаться всех работников ДОО. Для соответствия работы ДОО Федеральному государственному стандарту дошкольного образования инновации должны опираться на требования стандарта, исходить из необходимых условий для работы ДОО.

Одной из современных инноваций в сфере дошкольного образования являются кейс-технологии. О данном методе в своих трудах пишет М.А. Дружинина: «Кейс-технология – это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, столько на формирование у дошкольников новых качеств и умений». [1,2]

Существуют разные виды кейс-технологий, например, такие как печатные, мультимедийные и видео кейсы. Данная технология подразумевает работу как с большой или малой группой детей, так и индивидуально. Кейс-технология направлена не столько  на получение определенных знаний, сколько на сам процесс работы, в ходе которой происходит сотворчество детей и воспитателя. Соответственно, результатом такой работы будут не только знания, но и навыки работы ребенка в коллективе и совместной работы с воспитателем.

На основе изученного мною материала по методу кейс-технологии, я составила план работы по данному методу:

  1. Определение темы;
  2. Подбор материала, определение направления работы;
  3. Описание проблемы;
  4. Выбор творческой деятельности, проработка;
  5. Апробирование и анализ работы.

Создание кейс-технологии возможно на основе литературных произведений, сказок, рассказов, стихотворений. Суть данной технологии в постановке проблемной ситуации и дальнейший ее разбор в ходе беседы или иной деятельности. Разработанный мною ход работы по методу кейс-технологии на основе литературного произведения:

-выразительное прочтение произведения;

-постановка проблемы совместно с детьми путем беседы и наводящих вопросов;

-обсуждение проблемы и способов ее решения;

- какая-либо творческая деятельность, приводящая к решению проблемной ситуации, выводу.

Моя работа опирается на печатный метод кейс-технологии.  Проблема опирается на литературное произведение, а именно на сказки. Разрабатывается беседа по сказке, затем деятельность, которая является заключающей в данном методе. В качестве деятельности, подводящей итог, я использую совместное создание настольного подвижного театра по прочитанной сказке, создание живой книги, лэпбука, плаката-выставки с работами. Данная методика работы со сказками может быть как краткосрочной, так и долговременной.

Творческая деятельность как закрепляющий вид работы в кейс-технологии является самым эффективным путем решения и обдумывания проблемы. Во-первых, ребенок занят творческим делом, во-вторых, во время такой деятельности он всесторонне развивается, в-третьих после проделанной работы идет обсуждение проблемы и подведение итогов, приводящих к осмыслению проблемы.  Разберем несколько методов творческой деятельности, которые следуют после прочтения литературного произведения и постановки проблемы путем беседы.

  1. Изготовление лэпбука.

Лэпбук – это книга, которая может быть представлена в разном виде, например как большая открытка, многослойная картина, блокнот, откидная книжка. Лэпбук состоит из разного рода информации по какой-то определенной теме. Он может включать задания, загадки, пословицы, интересные факты, раскраски, мини-квесты и многое другое. Данный вид работы очень интересен детям, так как они полностью включены в работу, а дети старшего дошкольного возраста могут сделать лэпбук сами из подобранной воспитателем информации. Лэпбук по сказкам довольно распространенная творческая деятельность, завершающая метод кейс-технологии. Его можно использовать, начиная со средней группы, так как дети должны принимать участие в его создании.

  1. Живая книга.

Данный вид работы предполагает создание книги в виде брошюры, раскладной книги, книги стандартного формата.  Мы рассматриваем формат раскладной книги, так как эта работа наиболее увлекательна для детей. В работе воспитатель заранее изготавливает шаблон раскладной книги, затем детям предлагается сделать своими руками украшения и содержание для нее. Совместно с воспитателем дети оформляют книгу, далее можно сделать выставку.  Такая работа может предлагаться детям средней и старшей группы.

  1. Настольный подвижный театр.

Данная деятельность отлично подходит для работы со сказками, так как их легко обыграть.  Существует  несколько подходов к созданию такого театра, нам близок следующий: заранее заготовить макеты героев, декораций, установок и собрать его вместе с детьми. Такой прием сосредоточит детей на сказке и на проблематике.  Можно сделать театр своими руками вместе с детьми, это увеличит время работы на несколько дней или недель.  Создание театра интересно тем, что в дальнейшем действие сказки будет проигрываться, что закрепит понимание содержания, смысла и основной мысли.

Выбор метода работы по закреплению понимания проблемы из предложенных мною вариантов состоит из возрастных особенностей, содержания выбранной сказки, материальной оснащенности, возможностей воспитателя.  Для работы я использовала сказку в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр». (средняя группа)

Фрагмент занятия был построен следующим образом:

  1. Чтение сказки детям с показом иллюстраций;
  2. Беседа по заранее подготовленным вопросам;
  3. Изготовление лэпбука совместно с детьми;
  4. Совместное обсуждение результатов работы.

Темой нашего лэпбука стала личная гигиена, полезные ежедневные привычки и необходимые процедуры. Дети придумывали содержание лэпбука самостоятельно, а также по наводящим вопросам и загадкам. Также дети рисовали картинки, разукрашивали и приклеивали все материалы, распределяли по заготовленному шаблону. Такая работа была нова для детей, они были увлечены, их внимание было сосредоточено на лэпбуке.

Можно сделать следующий вывод по данному методу: данная методика отлично подходит для работы в дошкольной образовательной организации, так как она несет в себе несколько функций, интересна и нова детям, проста в использовании и понятна каждому ребенку.

Список литературы:

  1. Дружинина М. А. Кейс-технологии в образовательной деятельности детского сада: учебно-методическое пособие/под ред. И. В. Руденко. Тольятти: Технокомплект, 2014.-87с.
  2. Кривенкова, Ю.Е. Инновации дошкольного образования в современной России // Электронный журнал "Инновации дошкольного образования в современной России" Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»,2011.-503с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта .Доклад на РМО по теме"Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста".

Доклад на тему:»Дидактическая  игра как  средство  социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через к...

Педагогическая находка воспитателя «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализиро...

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Мастер-класс для педагогов Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс  для педагоговТехнология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.Цель: Ознакомление педагогов с технологие...