Педагогическая находка воспитателя «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
материал

Светлана Владимировна Алешкина

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, новизна данной технологии заключается в том, что у дошкольников формируется нравственная система ценностей, формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе, а именно:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;
  • самоорганизация (умение ставить цели,  планировать);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).

Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика  в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?»

Я вижу основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Таким образом, детская журналистика стала неотъемлемой частью  педагогической деятельности. Она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла  творческий потенциал дошкольников.

Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.

Задачи:

  • развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала    каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
  • овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
  • сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.

Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:

  • развивающая предметно – пространственная среда;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.

Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:

I  этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги могут использовать нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование» и «изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса можно применять  такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.

Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке:

  • Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
  • Изготовление «Ромашки вопросов».
  • Составление алгоритма подготовки интервью.
  • Анкетирование и оформление родительского уголка:  консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
  • Знакомство с разными журналами и газетами.
  • Чтение произведений  поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
  • Проведение экскурсий  в редакцию газеты «Железногорские новости» и телерадиокомпанию «СТВ».
  • Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
  • Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.

II  этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием видеожурнала. В нашем пресс-центре работает группа фантазеров, исследователей, художников и социологов. Каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.

В ходе реализации  детской журналистики  используем инновационные методы и приемы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку»,  «Тема одна - сюжетов много».  Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Журналист - работа творческая», которые завоевали детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.

          Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия?», «Не ошибись» и т.д.

         Также на  познавательном этапе предлагается организация экскурсий (в местную типографию, городскую телекомпанию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.    

          Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города»,  «Животный мир Курского края», «Наш славный город - горняков» и т. д.

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной  были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

            Помимо групповых занятий, проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

Считаю, что  работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу.

В ходе реализации данной технологии, на мой взгляд, развиваются и детско - родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников.  

         Составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению. Взаимодействие с родителями планируется через следующие формы:

- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;

- знакомство родителей с циклом коммуникативных игр;

- привлечение родителей к выпуску «Детские вести».

Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.

Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка,  стало эффективным фактором развития их познавательного интереса; дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.  

           И в заключении, хочется дать ответы на поставленные в самом начале вопросы: «Нужна ли в ДОУ  журналистика и  какова ее роль в развитии старших дошкольников?»  Ответ, на мой взгляд, однозначный: «Да, нужна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»   Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...

"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс  для педагоговТехнология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.Цель: Ознакомление педагогов с технологие...