Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школьному обучению (подборка методик).
тест

Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_dlya_podgotov._gr.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика

готовности детей к школьному обучению.

(подборка методик)

Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению
(автор Кумарина Г.Ф.)

Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики НИИ г. Москвы под руководством Г.Ф. Кумариной.

Рекомендуется для фронтального изучения детей, поступающих  в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе и предварительного выделения детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

 Назначение предлагаемых заданий: комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности. Своевременная диагностика низкого уровня готовности ребенка к обучению в школе позволяет, уже на этом этапе, нацелить внимание воспитателей, учителей и родителей на необходимость проведения специальной коррекционной работы с ними.

Диагностический материал состоит из двух частей, что позволяет проводить повторное исследование детей (после проведения коррекционной работы) для определения динамики их развития.

Подобранный диагностический материал может быть использован как на базе дошкольного заведения, так и на базе школы; наиболее целесообразный период проведения диагностики с марта по май месяц.

Организует и проводит работу по изучению детей психолог, завуч (методист), специально подготовленный учитель. Диагностика должна проводиться точно в соответствии с используемым материалом и с соблюдением всех этических и методических требований, предъявляемых к данному виду работы.

Доступность, компактность, системность и информативность данного диагностического материала позволяет рекомендовать его для широкого использования в школах и детских садах.

Задание №1 «Узор»

(адаптация Г.Ф. Кумариной)

Цель методики: комплексная диагностика уровня развития мелких мышц руки, кинестетической чувствительности; способности к тонкому зрительному анализу; умение удержать зрительный образ и перенести его на рабочий лист; уровень развития координации в системе «глаз - рука».

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка – его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания, т.е. при самостоятельном продолжении узора).

Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить результат. Узор выполняется как двухцветный (используются, например, красный и синий цвета).

Материал: Детям раздаются чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор карандашей или фломастеров (не менее шести цветов).

Суть методики:

Работа состоит из 4 частей:

  1. Срисовывание узора.
  2. Самостоятельное продолжение узора.
  3. Проверка ребенком правильности своего узора.
  4. Вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок (при необходимости).

Детям дают следующую инструкцию:

«Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листиках узор, такой, как нарисованный на доске. Рассмотрите узор внимательно. Расположение и цвет линий по клеточкам должны быть точно такими же, как на образце. Это первое, что вы должны сделать. После того, как узор перерисуете, нужно самостоятельно продолжить его до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда роботу закончите, проверьте по образцу, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, то исправлять ее не надо. Переделайте все работу – нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».

Оценивание результатов:

Оценивается лучший из выполненных узоров.

1-й уровень (1 балл): узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные.

2-й уровень (2 балла): узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствует заданным в образце. Рисунок, по существу, можно определить как правильный, но небрежный. Общая небрежность может иметь место на фоне плохой графики.

3-й уровень (3 балла): при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная зависимость в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, горизонтальные линии, соединяющие соседние вершины рисунка, сглажены или совсем не учтены различия в высоте этих вершин).

4-й уровень (4 балла): выполненный рисунок только очень отдаленно похож на образец: ребенок уловил и отразил лишь две особенности: чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора упущены. Не выдерживается подчас даже строка – «ползет» вниз или вверх.

Задание № 2 «Рисование бус»

(адаптация И.И. Аргинской)

Цель методики: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Материал: заранее подготовленный образец с рисунком кривой, изображающей нитку, цветные карандаши для каждого ребенка (не менее 6 штук).

Суть методики:

Работа состоит из трех частей:

  1. Основная – выполнение теста (рисование бус).
  2. Проверка работы.
  3. Перерисовывание бус (при необходимости).

К первой части теста детям дается инструкция:

«Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно изобразить пять круглых бусинок таким образом, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусинки должны быть разного цвета, средняя - синяя. (Этот текст повторяется два раза). Начинайте рисовать».

Ко второй части теста дети получают другую инструкцию:

«Дети, сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусинки, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяются еще раз в медленном темпе, каждое требование выделяется голосом).

Оценивание результатов:

Оценивается лучший из выполненных вариантов.

1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. учтены все пять условий:

                а) положение бусинок на нитке;

                б) форма бусинок;

                в) их количество;

                г) использование пяти разных цветов;

                д) заданный цвет средней бусинки.

2-й уровень (2 балла): при выполнении задания учтено 3 – 4 условия.

3-й уровень (3 балла): при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень (4 балла): при выполнении задания учтено не более 1 условия.

Задание № 3 «Заселение дома»

(адаптация И.И. Аргинской)

Цель методики: выявить способность ребенка к рассмотрению ситуации с разных сторон и умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого (логическое мышление).

Материал: заранее подготовленный образец с изображением дома: три большие карточки с изображение «жильцов дома»: точки, палочки и галочки; ручка или карандаш.

Суть методики:

Работа состоит из четырех частей:

  1. Обучающая.
  2. Основная (исполнительская).
  3. Проверка работы.
  4. Исправление ребенком ошибок (при необходимости).

К первой части теста дети получают такую инструкцию:

«Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты, в которых живут такие жильцы: «точка» (показывают карточку), «палочка» (показывают карточку) и «галочка» (показывают галочку). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (учитель рисует в первом окне образца точку), в средней комнате палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комнате? (Дети обычно называют галочку и учитель рисует ее в третьем окне). Теперь нарисуйте карандашом на своих листочках, в какой комнате и кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, а учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок и помогает те, кто испытывает трудности). Теперь будем заселять пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети подсказывают: «В средней комнате – галочка, в последней - палочка». Размещение «жильцов» рисуется на доске и листочках).

Ко второй части теста дети получают следующую инструкцию:

«Дети, мы вместе узнали, как и где живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы сами заселите. Послушайте внимательно, что нужно сделать. Поселите на каждом из оставшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды).

Оценивание результатов:

Учитывается «заселение» только четырех нижних этажей.

 1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. найдено четыре разных варианта размещения «жильцов», не повторяющих «заселение» 5-го и 6-го этажей.

2-й уровень (2 балла): найдено 2 – 3 разных варианта размещения «жильцов» из четырех возможных.

3-й уровень (3 балла): найден 1 вариант размещения «жильцов» из 4 возможных.

4-й уровень (4 балла): самостоятельных решений не найдено, только повторены решения обучающего этапа или робота не выполнена, т.е. этажи остались незаполненными.

Задание № 4 «Раскрашивание фигур»

(адаптация Н.Я. Чутко)

Цель методики: выявить способности ребенка к классификации наглядного материала по самостоятельно найденному признаку (основанию).

Материал: набор треугольников (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних, 3 - прямоугольных), изображенных в прямом и зеркальном положениях; набор цветных карандашей для каждого ребенка.

Суть методики:

Детям дается следующая инструкция:

«Это задание похоже на то, которое вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно посмотрите на эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно раскрасить одним цветом. Сколько найдете разных групп одинаковых фигур, столько и понадобиться вам разных цветных карандашей. Карандаш для раскрашивания фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз (задание повторяется). Все понятно? Выполняйте».

Оценивание результатов:

1-й уровень (1 балл): классификация выполнена правильно: цветом выделены три группы разных фигур (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних и 3 – прямоугольных треугольников).

2-й уровень (2 балла): одна ошибка, т.е. имеет место неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом или прямом и зеркальном положениях.

3-й уровень (3 балла): две ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом и в прямом и зеркальном положениях.

4-й уровень (4 балла): три ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, а также неразличение фигур разных по форме; бессмысленное или хаотическое раскрашивание фигур.

Задание № 5 «Диктант»

(адаптация Н.В. Нечаевой)

Цель: выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае в кружки (перекодирование).

Материал: листок в клетку размером в треть тетрадного листа и пять строк слов: «ум», «сок», «лапа», «сосна», «звезда», «капитан».

Суть методики:

Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом текстовых задач, но с другим набором слов. Методика проведение таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов – совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.

Детям дается следующая инструкция:

«Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками. Правило такое: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Например, (разбирается образец). Произнесите хором медленно слово «РАК», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: «РАК» - ΟΟΟ. Сколько кружков получилось? – три. Проверим написанное, «прочитаем» кружки: ΟΟΟ – «РАК». Все правильно. (При необходимости разбор примера повторяется. При этом образец дети не рисуют.)»

Оценивание результатов:

При правильном выполнении теста получается следующая запись:

ΟΟ

ΟΟΟ

ΟΟΟΟ

ΟΟΟΟΟ

ΟΟΟΟΟΟ

ΟΟΟΟΟΟΟ

1-й уровень (1 балл): все схемы выполнены правильно.

2-й уровень (2 балла): 3 – 4 схемы выполнены правильно.

3-й уровень (3 балла): 1 – 2 схемы выполнены правильно.

4-й уровень (4 балла): все схемы выполнены неправильно.

Задание № 6 «Чтение»

(адаптация по Н.В. Нечаевой)

Цель методики: определить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, - умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (процесс перекодирования обратный тому, который осуществляет ребенок при «Диктанте»).

Материал: лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующими названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разброс,  простой карандаш.

Суть методики: дети должны при помощи соединительной линии установить соответствие между названием животного и его схемой.

Как и в предыдущем тесте, в данном случае желателен опыт выполнения ребенком подобных заданий. Требования к отбору слов (названия животных или других предметов) для тренировочных упражнений те же, что и в тесте №5: нельзя использовать те картинки, которые даны в диагностическом задании; возможны только те названия животных и других предметов, в которых количество звуков, совпадает с количеством букв, исключая слова с буквой «Й».

Дети получают такую инструкцию:

«Дети, сегодня вы будете «читать» слова, написанные не буквами, а кружочками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуется две схемы в столбик:

ΟΟΟ

ΟΟΟΟ

Рядом с первой схемой крепится картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

«Кто нарисован на этой картинке?  Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? Читаем вместе первую схему:  ΟΟΟΟ – «ВОЛК». Она подходит. Соединяем линиями эти кружочки и картинку». Таким же образом происходит «чтение» слова «СОМ».

«Теперь то же самое вы сделаете в своих листочках. Возьмите в руку простой карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соедините линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло в нашем случае. (Учитель обращает внимание детей на доску)».

Оценивание результатов:

1-й уровень (1 балл): все связи определены правильно.

2-й уровень (2 балла): 3 – 4 связи определены правильно.

3-й уровень (3 балла): 1 – 2 связи определены правильно.

4-й уровень (4 балла): все связи определены неправильно.

Задание № 7 «Разметка»

(адаптация Н.К. Индик, Г.Ф. Кумариной, Н.А. Цирулик)

Цель методики: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

          Содержание задания: путем разметки получить на прямоугольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур.

Организация работы. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12х16 (см), шаблоны из тонкого картона (пря­моугольник 6х4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.

Работа состоит из двух частей: 1 часть, основная - выполнение задания (разметка листа), 2 часть - проверка задания и в случае необходимости, выполнение его заново.

Инструкция к первой части: "Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать та­кие флажки. Перед вами листок бумаги, нужно сделать так, чтобы флажков из него получилось как можно больше. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу.

Инструкция ко второй части задания (выполнение этой части задания начинается после того, как дети выполнили первую часть). "Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку, и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной  стороне листка.

Оценка результатов:

Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рационально: об­водятся, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листе уместилось их максимальное количество - 8.

2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку), или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.

3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более 4 фигур.

4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более 3 фигур.

Итоги фронтального изучения детей подготовительных к школе групп находят отражение как уже было сказано в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл  нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы "Заключение" напротив фамилий этих детей делается пометка "рекомендован для индивидуального изучения".

Общая оценка психолого-педагогической готовности ребенка

к системному обучению в школе

Итоги фронтального изучения детей находят отражение в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения каждым ребенком всех семи тестов выражается через средний балл:

4 – 3,1 балла

Дети с низким уровнем психолого-педагогической готовности к школе. Нуждаются в коррекционной работе. Требуют особого внимания психолога, педагогов и родителей.

3 – 2,1 балл

Дети с удовлетворительной (средней) готовностью к школьному обучению. Требуют обычного внимания.

2 – 1 балл

Дети с высокой психолого-педагогической готовностью к обучению в школе. Имеют высокий уровень развития познавательных процессов. Требуют повышенной заботы со стороны семьи и школы.

Дети, набравшие наиболее высокий балл (от 3,1 до 4) нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания педагогов и родителей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. Индивидуальная диагностика в таком случае будет направлена на уточнении полученных сведений о ребенке и выявлении причин имеющихся трудностей. Диапазон используемых методов и критериев оценки при индивидуальной работе с ребенком значительно расширяется и заниматься данным видом работы входит в компетенцию психолога. На основании полного анализа полученных результатов возникает возможность составления индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка и рекомендаций по его обучению и воспитанию, которые предоставляются в пользование педагогам и родителям.

Вторая часть данного диагностического пакета может быть использована для повторной психолого-педагогической  диагностики ребенка по окончанию коррекционной работы с ним, т.к. содержит в себе задания не повторяющие первую часть и дающие возможность проследить динамику развития исследуемых и корректируемых качеств необходимых для успешного обучения ребенка в школе.

Результаты такого исследования позволяют своевременно прогнозировать и предотвращать возникновение целого спектра учебных проблем и школьных трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатовНаталья СЕМАГО,кандидат психологических наук,Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наукВВЕДЕНИЕТема готовно...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Семаго М.Семаго

Психолого-педагогичская оценка готовности к началу школьного обучения.1.Введение2.Методтческие основы предлагаемой программы скрининговой оценки3.Описание программы4.Общие требования к проведению фрон...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по...

Психолого-Педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Семаго

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов...