Диагностика детско-родительских отношений
материал (старшая группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

Диагоностика детско-родительских отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_detsko-roditelskih_otnosheniy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детско-родительских отношений

(обзор материалов)

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно восприимчивы к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, необходимо знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами родителя - важнейшая сфера деятельности школы – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, необходимо выявить особенности семейного воспитания:

  • родительские установки и реакции;
  • отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
  • нарушения воспитательного процесса в семье;
  • причины отклонений в семейном воспитании;
  • типы воспитания;
  • уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет). http://psihologschool.ucoz.ru  http://www.scribd.com/doc/2551058/psix-test-enc

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. http://rudocs.exdat.com/docs/index-425681.html?page=3

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html , http://psylist.net/praktikum/26.htm

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова). http://pro-psixology.ru/psixologicheskoe-obsledovanie-semi/606-oprosnik-yemocionalnyx-otnoshenij-v-seme-ei.html

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. http://azps.ru/tests/tests_familypicture.html

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений. http://vsetesti.ru/218/

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков. http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/60-diagnosis-of-family-relationships/602-test-diagnostics-emotional-relations-in-the-family

На сайте А. Я. Психология можно найти описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов, он предназначен не только для психологов, педагогов и специалистов, но и для заинтересованных родителей. Здесь можно найти тесты, статьи, тренинги, словарь, классификации, хрестоматию и многое другое. Сайт расположен по адресу http://azps.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств,...

Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руково...

Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....

Методики диагностики детско-родительских отношений

quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...

Методики диагностики детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотноше...