Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Миллер Марина Игоревна

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki_detsko.docx120.09 КБ

Предварительный просмотр:

 диагностики детско-родительских  в    сада

Старший дошкольный возраст является важным периодом в становлении взаимоотношений между родителями и детьми. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

Диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации на сегодняшний день представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной психологии. Ее актуальность связана, прежде всего, с несколькими причинами:

Во-первых, родители не стремяться впускать сторонних людей в жизненный уклад семьи, часто скрывая при этом недостатки воспитания, собственные пороки и др.

Во-вторых, в дошкольной образовательной организации в настоящее время практически нет педагогов-психологов, которые смогли бы граммотно организовать процесс диагностики и последующей коррекции детско-родительских отношений, а приглашать специалиста со стороны нет финансовой возможности. Такая проблема возникла в связи с сокращением ставок педагогов-психологов в дошкольных образовательных организациях.

Организуя диагностическое обследование детско-родительских взаимоотношений ребенка старшего дошкольного возраста с родителями, как правило, обращается внимание на следующие четыре аспекта [32]:

  • актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.
  • их история, особенно в критических точках онтогенеза.
  • межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.
  • объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов для исследования межличностных отношений, и почти все исследования, так или иначе затрагивающие проблему взаимодействия родителей и детей, используют те или иные средства диагностики родительско-детских отношений.

Следует отметить, что методики диагностики детско-родительского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, т. е. раскрывали бы картину существующих отношений, но и эвристическими – дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Как отмечает В.Б. Быстрицкас, таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности – они служат для построения рабочих гипотез, которые потом уточняются и верифицируются [4].

По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики А.Г. Шмелев подразделяет на следующие шесть типов [29].

1. Психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости типов ВНД, характеристик темперамента.

2. Характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест-опросники типа MMPI, 16PF, ПДО и т.д.

3. Характеристики когнитивной сферы членов семьи: таких как когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структуры сознания.

4. Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностные ориентации, семейные ценности.

5. Характеристики межличностных отношений:

а) эмоциональных отношений;

б) сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

6. Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики.

В данной классификации очевидно, что категория  взаимодействия понимается в узком смысле слова, в ее интерактивном значении. Однако, если понимать под взаимодействием явление более широкое, то необходимо в первую очередь учитывать важность совместного изучения взаимодействия и отношений.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс [13] предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей;

2. предназначенные только для родителей;

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;

5. методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок.

Данную расстановку методик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы, представленной на рисунке (см. рис. 3 на стр. 22) [13]:

Рисунок 3 – Типология методик, используемых для диагностики детско-родительских отношений

Приведенная схема представляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики, применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основные из используемых методик, применительно к схеме, расположенной выше.

I. Методики, предлагаемые ребенку, могут включать в себя:

1. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяется в диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.

2. Адаптированный вариант методики Р. Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка») предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. По мнению отечественных авторов, эта методика может быть использована для детей в возрасте от 4-5 лет и до 11-12 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методики состоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом, поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому, а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях [12].

3. Различные варианты методики «Незавершенные предложения».

4. Модификация оценочно-самооценочной методики.

5. Детский апперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен для изучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким (родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может быть использован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов. Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Их показывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составить рассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми он страдает.

6. Детский тест «Эмоциальные отношения в семье» Е. Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) — проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста — стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи.

7. Опросник эмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.

II. Методики предлагаемые родителям.

1. Анамнестический вопросник, т. е. сбор первичной информации, так называемый психологический анамнез.

2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер его субъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.

3. Опросник родительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.

4. Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера. Этот проективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемому предъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, выступают следующие:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

5. Опросник родительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов и моделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений. Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейной жизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждения расположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

III. Методики, предлагаемые независимо и детям и родителям.

1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

2. Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной от самого ребенка и наоборот.

3. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагает высказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке (штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы о характере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.

IV. Методики предлагаемые диаде ребенок-родитель.

1. Варианты методики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

V. Методики, одинаково пригодные и для детей (подростков), и для взрослых.

1. Цветовой тест отношений Эткинда.

2. Методика «Модель личностной сферы».

VI. Методика, направленная на выявление особенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазами ребенка соответственно.

1. Родительское сочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовыми темами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводится на основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания и других формальных показателей.

В диагностике детско-родительских отношений могут применяться и другие методики, не описанные выше. Например, модификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако, применяя каждую конкретную методику в отношении ребенка, специалист обязательно должен учитывать возраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу специалиста, изучающего семью, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые специалистом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка.

Изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей старшего дошкольного возраста, может быть основано на следующих показателях и критериях, представленных  в таблице (см. табл.1).

 

Таблица 1 – Критерии и показатели изучения детско-родительских отношений

Критерии

Показатели

Позиция родителя в детско-родительском взаимодействии

Особенности родительского поведения в реальном взаимодействии с ребенком

Стиль родительских дисциплин: требования и запреты; контроль за выполнение санкций

Эмоциональное отношение к ребенку

Позиция ребенка в детско-родительском взаимодействии

Характер переживаний ребенком детско-родительских отношений

Особенности позиции ребенка и способы взаимодействия с родителями

Анализ исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления [14]:

1. Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.

2. Изучение типов, стилей, моделей взаимодействия, среди которых называются сотрудничество, псевдосотрудничество, соперничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учеб-нодисциплинарная модель, личностно-ориентированная модель.

3. Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее час-то называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.

Для систематики методик психодиагностики используют различные основания. Так, исходя из структурных особенностей методик, выделяются четыре группы методов диагностики детско-родительского взаимодействия и отношения:  беседы, интервью, проективные методы, опросники, целенаправленное или включенное наблюдение реального поведения и взаимоотношений.

Итак, диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации долна проводиться  с опорой на такие опказатели, как тип детско-родительских отношений, а также особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание, краеведение в условиях современного детского сада

В презентации представлен опыт работы МБДОУ № 30 г.Н.Новгород по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению...

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"Здоровье сберегающие технологии в условиях современного детского сада"

Здоровье сберегающие технологии в условиях современного детского сада...

Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада

В методической разработке собраны материалы по организации работы с детьми с использованием нетрадиционных  форм  в Степ-аэробике, в Беби-Йоге и в детско-родительском объединении "Дочки-мате...

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую о...