ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА
статья на тему

Потехина Елена  Александровна

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно – смысловой сфер сознания, развития способностей, внутреннего потенциала личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Потехина Е.А., воспитатель

МБДОУ №322компенсирующего вида г.Крсаноярск.

Библиографический список

  1. Крулехт М.В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада. Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. –  С. 3 - 15.
  2. Михеева Е.В., авт. - сост. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013. –  223 с.
  3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. –  80 с.
  4. Хазиева Р.К.  Я всего добьюсь!  Как воспитать успешного человека. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 96 с.

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно – смысловой сфер сознания, развития способностей, внутреннего потенциала личности ребенка.

Помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать себя, своё «Я», стать активным субъектом в разных видах детской деятельности, раскрыть свои способности – одна из основных задач современного педагога.

Условием реализации такой цели является использование современных педагогических технологий в образовательном процессе детского сада, направленных на формирование у воспитанников творческих способностей, активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, развитие способности к самообразованию и самореализации.

Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. [3: 35].Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка дошкольника, как субъекта специфических детских видов деятельности. [1:  7].

Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Благодаря освоению данной позиции, оформляется новое психическое образование – ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию ребенка в той или иной деятельности.

Реализуя данную технологию, педагоги наполняют повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность в развивающих уголках группы, способствуют  реализации детских интересов через детско – взрослые проекты совместно с родителями воспитанников, формируют навыки рациональных способов  практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставляют ребенку право самостоятельно делать выбор и принимать решение в игровых и бытовых ситуациях, используют специальные педагогические приемы – образовательные и проблемные ситуации для постановки ребенка в позицию субъекта, исходя из его индивидуальных особенностей и уровня развития. Образовательная ситуация конструируется таким образом, чтобы ребенок мог сам поставить цель деятельности, мотивировать ее необходимость, выбрать предмет деятельности, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно заняться  продуктивной деятельностью, получив результат.

Поставить ребенка в активную позицию, поддержать его природную любознательность, помогает технология исследовательской деятельности, представляющая собой высшую форму развития исследовательской активности [3: 45]. Проходя этапы исследовательской деятельности, ребята сами выбирают тему исследования, по карточкам – символам определяют подходящие способы исследования – подумать самим, спросить у взрослого, провести эксперимент, посмотреть в компьютере или позвонить специалисту и самостоятельно ищут информацию по выбранным источникам. Самое интересное – подготовка сообщения или презентация продукта деятельности и представление его детскому сообществу, воспитателям или родителям.

Важную роль здесь занимают различные  образовательные центры в возрастных группах, интегрирующие в своем пространстве несколько уголков развития, где каждый ребенок сможет воплотить свой творческий потенциал, найти нужную информацию. Например, центр природы может вмещать  уголок уединения и экспериментирования. Центр художественно – творческого  развития,  как правило, интегрирует уголки музыкальной, изобразительной и театральной деятельности.  В научно – познавательном центре, кроме детской художественной литературы познавательно – поискового характера  и детских энциклопедий можно разместить исследовательский фартук с карточками – темами и методами исследования для исследовательской деятельности, при условии, если воспитанники уже знакомы с этой технологией.

Одним из эффективных средств предметно – развивающей среды, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. [2: 168].   В дошкольных учреждениях могут использоваться разные типы моделей: мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы, пооперационные карты и схематические модели.  В каждом образовательном центре целесообразно помещать пооперационные карты, отражающие последовательность какого – либо процесса.  Например, в уголке экспериментирования – карты-модели простых опытов и экспериментов, которые старшие дошкольники могут провести сами с опорой на модель. В центре художественно – творческого развития могут находиться модели, отражающие последовательность изготовления поделки, аппликации, предметных рисунков, объемных картин, которые воспитанники могут изготовить сами.  Дошкольники средних и старших групп быстро схватывают алгоритм действий, обозначенных в модели, при создании своего продукта деятельности, проявляя индивидуальность, т.к. средства и способы достижения цели каждый выбирает свои. Быстро осваивая мир символов, дошкольники сами начинают моделировать, создавая макеты, коллажи, мнемодорожки, поделки, правила в схематичном виде, что существенно повышает инициативу и самостоятельность дошкольников.  

Серьезное внимание в современных дошкольных учреждениях уделяется организации разнообразных культурных практик, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Для этого воспитателями создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. С детьми младшего дошкольного возраста организуются разные виды игр, ситуации общения, сенсорный тренинг и др. С детьми старшего дошкольного возраста организуются занятия рукоделием, проводятся музыкально-театральные гостиные, досуг. Готовясь к праздникам, ребята принимают участие в украшении группы, оформляют творческие выставки, репетируют роли. Постепенно культурные практики становятся доброй традицией, к которой охотно подключаются и родители воспитанников.

Признания достоинств – ещё одна эффективная технология, направленная на повышения самооценки и уверенности в себе, а также инициативы и самостоятельности дошкольников. В данном случае меняется образ собственного Я, улучшается свой «автопортрет». Признание успехов – это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным [4: 49]. Для этого в  группах может быть оформлено особое пространство: «Аллея славы», «Звезда недели», индивидуальные выставки, где помещаются  фотографии достижений ребенка, его грамоты, поделки, рисунки и др. Чтобы подчеркнуть индивидуальность ребенка, его способности, педагоги могут организовать детские мастер – классы, где старшие воспитанники смогут продемонстрировать всем участникам образовательных отношений свои возможности – изготовление поделки, объемной картины, чтение стихотворения или спортивные достижения.

Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении также должна обеспечивать развитие у воспитанников инициативы, самостоятельности и раскрывать их природный потенциал. В соответствии с требованиям ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна отвечать принципам вариативности, полифункциональности, трансформируемости, насыщенности, доступности и безопасности; периодически претерпевать преобразования, для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. С этой целью целесообразно наполнить пространство возрастных групп различными мобильными ширмами, мягкими модулями, трансформируемой мебелью, многофункциональными игрушками и пр.

Следует помнить, что современный ребенок – это ребенок цифрового поколения. Современные дети не только живут в условиях повсеместного интернета, но  они не помнят другой жизни. Учитывая особенность современных детей, мы должны предоставить воспитанникам наряду с традиционными и инновационные средства образования: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютер, планшет и др.  Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов развития у детей творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Средства цифровой коммуникации легко осваиваются дошкольниками, привлекают их внимание и помогают повысить информационно – коммуникационную компетентность.

Такие качества как, сформированная уверенность в своих силах, адекватная оценка своих возможностей и способностей, субъектная позиция в детской деятельности, обрекают  ребенка на успех и естественным образом способствуют развитию не только природных задатков  и способностей, но и  личности в целом, в единстве сознания, мышления и деятельности.         

Таким образом, эффективность образовательной деятельности как результат развития личности ребенка, его инициативы, самостоятельности, обусловлена действием различных факторов, обеспечивающих  приобщение ребенка к социальному миру и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

Развитие творческих способностей ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада.

Активизация творческого потенциала родителей, осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей со своими детьми....

Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....

Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного ...