Картотека игр поисково-познавательной деятельности
картотека по окружающему миру

Сабитова Наталья Евгеньевна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                        «Детский сад №12»  

 

            Картотека игр поисково-познавательной

            деятельности   (ранний возраст)

                                     г.Боготол.

  Картотека игр поисково-познавательной деятельности                                     (ранний возраст)

Рисовалки

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Что-то в коробке

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

https://lh6.googleusercontent.com/kSas9oPMUHIjrquj290y3w942a9thj8gpgC81O6eMwAOxUfMuVbT38XssXKxcmNZojnymofsMe_BcXwsQKjMwO2d3FmHsM0cqH4blOpd5zm3M_sUdqv6_elZ4mQDvD0tlc9q53HkFLjCb2vMbQhttps://lh6.googleusercontent.com/kSas9oPMUHIjrquj290y3w942a9thj8gpgC81O6eMwAOxUfMuVbT38XssXKxcmNZojnymofsMe_BcXwsQKjMwO2d3FmHsM0cqH4blOpd5zm3M_sUdqv6_elZ4mQDvD0tlc9q53HkFLjCb2vMbQhttps://lh6.googleusercontent.com/kSas9oPMUHIjrquj290y3w942a9thj8gpgC81O6eMwAOxUfMuVbT38XssXKxcmNZojnymofsMe_BcXwsQKjMwO2d3FmHsM0cqH4blOpd5zm3M_sUdqv6_elZ4mQDvD0tlc9q53HkFLjCb2vMbQhttps://lh6.googleusercontent.com/kSas9oPMUHIjrquj290y3w942a9thj8gpgC81O6eMwAOxUfMuVbT38XssXKxcmNZojnymofsMe_BcXwsQKjMwO2d3FmHsM0cqH4blOpd5zm3M_sUdqv6_elZ4mQDvD0tlc9q53HkFLjCb2vMbQhttps://lh6.googleusercontent.com/kSas9oPMUHIjrquj290y3w942a9thj8gpgC81O6eMwAOxUfMuVbT38XssXKxcmNZojnymofsMe_BcXwsQKjMwO2d3FmHsM0cqH4blOpd5zm3M_sUdqv6_elZ4mQDvD0tlc9q53HkFLjCb2vMbQПейте куклы вкусный сок

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

Тает льдинка

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры. 

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово            

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

 

Считалочка-купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
                                      
     
Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

 

Мыльные пузырьки

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово.   Водичка не любит нерях и грязнуль,
                                            Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
                                                Но если мы вымоем руки и лица,
                                                Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

 Водопад

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово.   Льётся водичка с большой высоты,
                                                Брызги летят на траву и цветы.
                                                Детки вокруг оживлённо галдят,
                                                Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

Ветка в вазе

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры – эксперимента

Художественное слово   

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
 Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.      
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки. 

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.



Предварительный просмотр:

                   Картотека игр  для раннего возраста

                      (исследовательская деятельность )

ИГРА "СЮРПРИЗ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность и тактильное восприятие,

стимулировать интеллектуальное развитие.

Оборудование: большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка.

Интересно, а что там внутри?

Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой

проверить, что там внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли

небольшие игрушки.

Воспитатель: ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты

нашла? Это собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик.

Как котик кричит?

ИГРА "ЗАПАХИ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние,

умение различать запахи.

Оборудование: лук, мандарин, туалетное мыло.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам

мешочек, а что же в нем?

Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям

понюхать.

ИГРА "НАЛИВАЕМ ВОДУ"

Цель: учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию

движений.

Оборудование: небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в

озере нет воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.

Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду.

Затем воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на

него.

ИГРА "ЧТО В КОРОБОЧКЕ ЛЕЖИТ"

Цель: развивать

интеллектуальное развитие.

исследовательскую деятельность, стимулировать

Оборудование: игрушечная птичка, коробочки, наполненные разными

предметами (счетные палочки, пуговицы, камушки).

Ход игры: Прилетает птичка, приносит коробочки, наполненные разными

предметами.

Птичка: Целыми днями я летаю, летаю, всякую мелочь собираю. Все

коробочки уже полные, не хотите посмотреть какие у меня сокровища?

Птичка дает детям коробочки.

Птичка: открывайте коробочки, смотрите, сто там.

Дети рассматривают, трогают, высыпают, могут обмениваться предметами.

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ФАСОЛЬ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и

координацию движений.

Оборудование: миски, фасоль.

Ход игры: Перед ребенком ставится две миски: одна пустая, другая с

фасолью. Воспитатель показывает, как перекладывать фасоль с одной миски

в другую (захватывая двумя пальчиками, захватывая ладонью).

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ГОРОХ ЛОЖКОЙ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и

координацию движений.

Оборудование: баночка, миска, горох, деревянная ложка, игрушечный

петушок.

Ход игры:

Воспитатель: детки, к нам пришел петушок, он хочет кушать, давайте его

накормим.

Воспитатель ставит перед петушком миску, а детям по очереди передает

баночку с горохом и просит достать из нее ложкой горох и положить его в

миску

ИГРА "ТОНЕТ - НЕ ТОНЕТ"

Цель. учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: небольшие пластмассовые мячи, большая миска с водой.

камушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки к нам в гости пришел утенок. Посмотрите: он принес

мешочек. Что там?

Утенок предлагает детям проверить: что тонет, а что не тонет. дети по

очереди достают из мешочка предметы и опускают в воду.

Воспитатель комментирует: «Буль, утонул!», «Не тонет!»

ИГРА «ОТОЖМИ ГУБКУ»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные, поролоновые губки, таз с водой.

Ход игры:

Воспитатель дает губку ребенку в руки, затем просит опустить в воду.

Затем вынимает и держит над тазиком и отжимает руками малыша: «Вот

сколько вводы в губке». Повторяет несколько раз.

ИГРА "СОБЕРИ ШИШКИ"

Цель: учить экспериментировать, развивать основные движения.

Оборудование: игрушечный мишка, корзинка, шишки.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам

корзинку с шишками. Ой, мишка рассыпал все шишки, помогите ему

собрать.

Дети собирают шишки. Воспитатель не торопит детей, дает возможность

каждому ребенку внимательно рассмотреть шишки, потрогать их.

ИГРА "ЛОВЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"

Цель: учить наблюдать: как получаются мыльные пузыри, развивать

двигательную активность.

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход игры:

Воспитатель надувает мыльные пузыри и обращает внимание детей: какие

они разные - большие и маленькие. Учит ловить их.

ФОКУС "ПУЗЫРИ В БУТЫЛКЕ"

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые бутылочки с мыльной водой.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам

волшебные бутылочки зайка трясет свою бутылочку, дети наблюдают как появляется пена. Затем зайка предлагает детям попробовать.

ИГРА "ЧТО В МЕШОЧКЕ?"

Цель: учить обследовать предметы на ощупь.

Оборудование: два мешочка, пластмассовые кубик и шарик.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам

мешочки. Что же в них?

Зайка предлагает детям ощупать мешочек и определить, что там: кубик или

шарик.

ИГРА С ШУМИЛКАМИ.

Цель: учить экспериментировать, различать разные звуки.

Оборудование: пластиковые бутылочки с разной крупой (с горохом,

фасолью, рисом, манкой).

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите, что у меня есть. Какие интересные

бутылочки, Они не простые. Это шумилки - они шумят!

Воспитатель предлагает детям потрясти бутылки. Побуждает прислушаться:

какие разные бывают звуки.

ИГРА «ДОЖДИК»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и координацию рук.

Оборудование: лейки с водой, таз.

Ход игры:

Воспитатель лет воду из лейки в таз: «Дождик». Повторяет несколько раз.

Затем предлагает ребенку попробовать самому выполнить задание.

ИГРА «ЦВЕТНАЯ ВОДА»

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые прозрачные баночки с водой, акварельные

краски (красный, синий, зеленый, желтый), кисточки.

Ход игры:

Воспитатель показывает, как можно покрасить воду, обмакнув кисточку в

краску опустить ее в баночку с водой. Затем предлагает детям попробовать

ИГРА «ЧТО В КОРОБКЕ»

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик,

свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с

фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь

шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! - сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! - весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и

как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и

отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что

нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь

или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри

неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в

коробке стало светло, рассказывает о других источниках света - фонарике и

лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети

увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае

лучше видно, и делает вывод о значении света.

ИГРА «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цель: познакомить с естественным источником света - солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры - эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью

зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как

солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра.

поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем

встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более

эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия:

«Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик - быстро бегает! Ой, а теперь он

на потолке, не достать… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка

станет вам самой лучшей наградой.

Считалочка - купалочка

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто. )

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну. )

Ну а после - отдыхаем!

В ванночку - бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка

движется по направлению движения их руки, а так же она переливается,

льётся.

ИГРА «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными

предметами - губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая

груша, ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка

заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько

интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и

ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике

тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это

здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по

трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И

потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых

домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А

сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу

и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик,

приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите

ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку.

Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью

То же самое проделайте и со шприцом.

Сказка о камешке

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и

тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и

кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые,

плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера

мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то

сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может,

потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала

он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок,

других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и

подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться

на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку)

и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например,

камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте

ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите

ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул

он тяжёлый!

Лепесток плавает - он лёгкий!».

Игра «Водопад»

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление

движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово, Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и пс

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что

вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобок

по-другому (направление движения воды изменится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

Конспект ООД по познавательному развитию (поисково- познавательная деятельность детей) Группа дошкольного младшего дошкольного возраста. «Вот какая вода»

Цель: Выявить свойства воды : прозрачность, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.Задачи: Показать  детям , как заваривать чай, понаблюдать  за этим процессом...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ. (поисково-познавательная деятельность)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО  ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ. (поисково-познавательная деятельность)...

Неизведанное рядом. Картотека поисково-познавательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую...

Поисково-познавательная деятельность - картотека - младшая группа.

Поисково-познавательная деятельность в младшей группеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практическо...

Картотека поисково-познавательной деятельности

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...