Подход к созданию РППС в группе.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Добро пожаловать на мою страничку! Надеюсь, вы найдете что-то полезное для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подход к созданию РППС в группе

В детском саду обстановка должна быть располагающей к быстрому освоению, а, все помещения детского сада, которые предназначены для детей должны быть оборудованы, так чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Помимо этого, важными задачами дошкольной практики является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их всестороннее и полноценное развития. Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, а также введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в ДОО является неотъемлемой частью образовательной среды.

  Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОО.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать согласно ФГОС ДО:

  • реализацию образовательной программы ДОУ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Также в РППС должна быть организованна согласно функциональным зонам по образовательным областям ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативная; ( например: «Я расту и развиваюсь»; «Моя семья»; «Наш детский сад»; «Родная страна»; «Трудовая деятельность»; «Основы безопасности»;)
  • Познавательная; (например: «Интересные вещи»; «Окружающий мир»; дидактические и настольные печатные игры; «Экологическое воспитание»)
  • Речевая; (например: «Беседы»; «Уроки вежливости»; «Словесные игралочки»; приобщение к художественной литературе)
  • Художественно-эстетическая; (например: приобщение к исскуству, изобразительная деятельность; музыкальная деятельность; выставки творчества; конструктивно модельная деятельность)
  • Физкультурно-оздоровительная. (например: «комната отдыха», «Уроки первой помощи», нестандартное физ. Оборудование, и т.д.)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность

•        Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

•        возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Этого можно достичь с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.

3.  Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

 

4. Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.           

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

  1. организующей

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

 2.воспитательной

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

 3.развивающей

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Поэтому РППС включает в себя следующие секторы:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:         

(Например: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности)

Спокойный сектор:

(Например: центр книги, центр отдыха, центр природы)

 Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

(Например: центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.)

Также нельзя забывать, что при организации РППС необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. (Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

 Девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.;)

Важно, чтобы среда стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Создавала для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. 

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В каждой зоне создать микроцентры развивающей активности.

Считается, что основной целью функционирования среды – это педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание деятельности по созданию РППС в группе

Среда, в которой живет современный человек, ребенок, имеет исторические корни, и в этом смысле, является частью культуры общества, в которой закреплены национальные, региональные традиции, особенности...

5.Материалы по созданию РППС в группе

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной средеТребования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

«Инновационный подход к созданию РППС группа №8 «Теремок»

Детский сад – это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Наша группа начинается с приёмной. Здесь уютн...

Консультация для молодых педагогов «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда).

Консультация для молодых педагогов   «Инновационные подходы к организации РППС в группе» (Развивающая предметно- пространственная среда).  Образовательная среда ...

ПРОЕКТ «Инновационный подход к созданию РППС в условиях перехода к ФГОС»

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной развиваю...