ПРОЕКТ «Инновационный подход к созданию РППС в условиях перехода к ФГОС»
проект

Чудакова Ольга Владимировна

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_prs.docx177.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Аленушка»

ПРОЕКТ

«Инновационный подход к созданию РППС в условиях перехода к ФГОС».

        

        Подготовила:        

старший воспитатель

                                                                                              О.В.Чудакова

2024 год

          На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка» началась работа над реализацией проекта инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды   в условиях перехода  к ФГОС.  

Общие положения.

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:

-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 2024 - 2028 учебный год:

Цель проекта: Создание современной образовательной среды для развития детей с разным потенциалом здоровья и способностей в условиях группы.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в группе с учетом возрастных особенностей детей.

2. Организовать развивающую среду, способствующую развитию детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

Актуальность:

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. У детей достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Поэтому предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

1.        Создание современной образовательной среды с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГОС

2.        Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%

3. Число родителей, принимающих участие в деятельности ДОУ увеличится до 70%

4.Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований

 5.Реализация проекта будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на 2024 - 2028 учебный год:

I этап сентябрь-октябрь 2024:

  • разработка проекта, осмысление инновационной идеи;
  • создание условий (кадровых, методических, материально-технических т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.

II этап – ноябрь 2024 – февраль 2026:

  • выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач проекта;
  • корректировка плана мероприятий;
  • периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с проектом.

III этап – февраль-май 2026:

  • подведение итогов, анализ достижения цели и решения поставленных задач;
  • оформление материалов по представлению опыта.

2024 - 2028 учебный год

  1. Изучение проблем и постановка цели проекта.

Сентябрь-Октябрь

Ноябрь

  1. Изучение санитарно-гигиенических норм и требований.

  1. Составление плана и схемы проекта.

  1. Разработка эскизов оформления помещений и прилегающей территории.

  1. Замена линолеума на первом этаже здания.

  1. Консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах».

  1. Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы других детских садов посредством просмотра фотоматериалов»

  1. Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта»

Декабрь-

Март

  1. Распределение конкретного участия всего коллектива /заседание творческой группы, проведение общего собрания трудового коллектива/.

  1. Разработка проекта «Огород на участке»

  1.  Разработка положения смотра конкурса «Зимушка хрустальная»

Декабрь

  1. Разработка положения смотра конкурса «Лучшее оформление беседки».

Февраль- Март

  1.  Покупка мультимедийной установки

Апрель-Май

  1.  Оформление цветников и альпийской горки

Май

  1. Участие в районном смотре-конкурсе по озеленению прилегающей территории.

Август

  1. Создание мини – музеев и центров по экспериментированию в ДОУ

В течение учебного года

РЕЗУЛЬТАТ

Оформление центрального входа альпийской горкой, вертикальное оформление клумб на участках. Посадка декоративных растений. Сделаны новые беседки на участках и расписаны в стиле русских народных сказок. Оформлен огород на участке по русской народной сказке.

     Участие в конкурсе оформление участка к новому году (Диплом I степени районного конкурса на лучшее     оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году 2018 г.);

Создание мини-музеев по группам: «Русская горница»; «Музей погремушки» «Русская изба». Создание центров по детскому экспериментированию в группах;

Приобретен мультимедийный проектор. Создание банка детских презентаций по окружающему миру, экологической направленности, ОБЖ, здоровьесбережению и соблюдению правил пожарной безопасности.

2028 учебный год

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию театрализованной деятельности детей.

Сентябрь

  1. Оформление уголков для родителей в современном стиле.

Сентябрь-Октябрь

  1. Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение»

Ноябрь-Февраль

  1. Оформление музыкального зала.

  1. Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства.

  1. Приобретение спортивного инвентаря в центры двигательной активности

Январь

  1. Разработка проекта «Спортивный городок на участке ДОУ»

Март-Май

  1. Педагогический час «Обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Август

  1.  Приобретение литературы в соответствии требованиям ФГОС

В течении года

  1. Пошив костюмов для выступления

В течении года

  1.  Создание различных коллекций в группы

В течении года

РЕЗУЛЬТАТ

Оптимизация игрового пространства во всех возрастных группах, рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;

Для родителей во всех возрастных группах приобретены стенды;

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм;

Приобретены украшения для зимнего оформления участка (баннер, гирлянды). Участие в конкурсе лучший новогодний участок (Грамота победителя районного конкурса на лучшее     оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году 2019 г.);

Пошиты и приобретены костюмы «Бабы яги», «Волк», «Кикиморы», «Кощея», «Карлсон», ростовые куклы, русские народные костюмы для детей;

Оформлена сцена в музыкальном зале;

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей);

В каждой возрастной группе пополнены уголки по театрализации различными видами театров;

Приобретены кубики, флажки, обручи для физического воспитания детей;

В методический кабине приобретена литература с учетом ФГОС

2024 - 2028 учебный год

  1. Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию речи детей.

Сентябрь

  1. Субботники, сотрудничество с родителями.

В течение всего проекта

  1. Оформление групп уголками уединения

Октябрь - Ноябрь

  1. Смотр конкурс «Новогоднее настроение» /оформление групповых помещений к празднику/

Декабрь

  1. Изготовление и приобретение спортивного оборудования в центры двигательной активности

Декабрь - Январь

  1. Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды в ДОУ»

Январь

  1. Оформление уголков дежурства и декоративных стендов для детских работ.

Февраль - Март

  1. Оформление мини музея «Родной край»

Апрель

  1.  Анкетирование педагогов и родителей.

  1. Дорожка – здоровья и оформление участка.

Май

  1. Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды средством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

В течение учебного года

  1. Консультация для воспитателей «Оборудование и инвентарь для игровых площадок»

Июнь-Июль

  1. Анализ деятельности.

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»

Актуальность проекта: Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание...

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Консультация: «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по образовательной программе «Радуга»с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

«Инновационный подход к созданию РППС группа №8 «Теремок»

Детский сад – это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Наша группа начинается с приёмной. Здесь уютн...