Консультация для педагогов ДОУ "Утренний круг по программе "От рождения до школы""
консультация
В 2019 г. издательство «Мозаика-синтез» выпустило инновационную версию программы «От рождения до школы».
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам. Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou-utrenniy_krug.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Утренний круг в программе «От рождения до школы»»
В 2019 г. издательство «Мозаика-синтез» выпустило инновационную версию программы «От рождения до школы».
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам. Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.
Основные инновации пятого издания Программы:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
Мы с вами сегодня подробно рассмотрим одну из инноваций программы: новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. И ещё конкретней: утренний круг по программе «От рождения до школы».
Для того, чтобы вы познакомились с этой инновацией, прошу вас обратить внимание на слайд. Вы видите, что в режиме дня действительно появились такие элементы, как утренний и вечерний круг.
Что же такое утренний круг?
Утренний круг – ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.
В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д
Как это выглядит?
Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.
Место круга в жизни детей
Начинается утренний круг в 8.40 и заканчивается в 9.00. Длится 20 мин.
Что нам может понадобиться?
Часы, правила, атрибуты, мольберт.
Структура утреннего круга
1.Условный сигнал начала круга
2. Приветствие
3. Оргмомент:
4. Работа с календарем
5. Новости дня
6. Содержательная часть
7. Завершающий ритуал
Рассмотрим каждый структурный компонент.
Условный сигнал начала круга
(Что это может быть?)
Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу.
Приветствие
Есть требования к приветствию.
Короткое
Личностно-ориентированное.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.
Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.
В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.
Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.
Организационный момент
Работа с календарем
Новости дня – информирование
Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы.
Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.
Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:
говорить громко и понятно;
представлять новости кратко и четко;
предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;
отвечать на вопросы вежливо и уважительно.
Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.
Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:
сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;
внимательно слушать сообщение;
воспринимать новые идеи с уважением;
задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;
демонстрировать уважение к тому, кто делится;
внимательно слушать вопросы и комментарии других.
Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.
Содержательная часть утреннего круга
Варианты:
Новости детей
Установка правил группы
Завязка и развитие темы
Завязка и развитие события
Планирование
Мозговой штурм
Обсуждение
Завершающий ритуал
Дать «пять» воспитателю
Ударить в барабан
Стишок
Утренний круг – это не занятие. Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.
Мастер-класс «Утренний круг» по теме «Птицы»
Условный сигнал начала круга
Звучит барабан. Дети собираются в круг.
Приветствие
-Ребята, сегодня мы поздороваемся по особенному - плечиками.
По кругу приветствуют друг друга прикосновением плеча к плечу и рассаживаются кругом.
Организационный момент
Работа с календарем
-Сегодня дежурный по календарю Лена.
Лена выходит и отмечает все, что скажут дети.
-Какое сейчас время года? (осень)
-Какой месяц? (октябрь)
-Какое сегодня число? (15)
-Какой день недели? (четверг)
-Молодцы, быстро все назвали и отметили.
Новости дня – информирование
-Тема недели какая? (Птицы)
-Коля и Вероника приготовили сообщения о птицах, которые им нравятся.
Сообщения детей.
-Если есть вопросы, можете их задать Коле (Веронике).
Содержательная часть утреннего круга
Мозговой штурм
-На какие две группы можно разделить всех птиц? (перелётные и зимующие).
-У меня есть карточки с изображением птиц. Помогите мне разложить их на группы. Девочки собирают группу перелётных птиц, а мальчики – зимующих. (Дети раскладывают карточки внутри круга. Обсуждают результат.)
-Молодцы. Все правильно сделали. П/и: А теперь, девочки будут изображать зимующих птиц (клюют зернышки на кормушке), если я таких назову, а мальчики – перелётных (летают в кругу).
Воспитатель называет птиц.
Пополнение РППС
-Для того, чтобы вы еще больше узнали о птицах, я в центрах развития положила:
- Центр художественно-эстетического развития – раскраски птиц, пластилин, чтобы можно было вылепить птицу.
- Центр конструирования пополнила д/и «Собери картинку с птицей».
- В центре здоровья и спорта обручи и шапочки с изображением птиц помогут организовать п/игры.
- Центр природы и науки – энциклопедии «Всё о птицах», «Птицы России».
Планирование
-Птиц нужно беречь! А как это можно изобразить? (предложения детей)
-Предлагаю вам нарисовать знак «Берегите птиц!» и на следующем утреннем круге рассказать о вашем рисунке.
Завершающий ритуал
-Завершить утренний круг сегодня я предлагаю игрой на музыкальном инструменте… (показывает инструмент). На каком инструменте поиграем? (бубенчики)
По кругу каждый звенит бубенчиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "«Годовой круг встреч с родителями.Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй»
Традиционные и перспективные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада....
Консультация для педагогов "Использование кругов Луллия в детском саду"
Консультация для педагогов детских садов "Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия". В консультации изложена история пояления методического пособия кольца Луллия, его методическая ценность...
Консультация для педагогов «УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННЕГО ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции о...
Консультация для педагогов «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».(слайд 1) Круги Эйлера были изобр...
Консультация для педагогов «Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени дошкольников
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей....
Консультация для педагогов "Новые возможности программы «От рождения до школы»"
Консультация для педагогов ДОУ о новом издании инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой М.Ф....
Консультация для педагогов «Утренний круг»
Консультация для педагогов «Утренний круг»...