Консультация для педагогов "Использование кругов Луллия в детском саду"
консультация (старшая группа)

Дрожжина Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов детских садов "Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия". В консультации изложена история пояления методического пособия кольца Луллия, его методическая ценность, технологические цепочки работы. Также представлены материалы для проведения тренингов по теме "Материал" и "Место".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lulliya2.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познаём мир и фантазируем с Кругами Луллия Дрожжина Н.А. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения города Новосибирска детский сад №466 комбинированного вида

Слайд 2

Не всегда легко объяснить ребенку сложившуюся ситуацию и способы ее разрешения. Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Обдуманно подобранные задания научат ребенка различать признаки, сравнивать предметы, помогут развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображение. А самое главное, они помогут ребенку почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять фантастические истории, решать проблемы, пусть пока и сказочные. Одним из способов достижения этих задач является использование в работе кругов Луллия .

Слайд 3

История создания Раймонд Луллий , философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Слайд 4

Методическое обоснование Несмотря на то, что методика появилась довольно давно, «Круги Луллия » является средством, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО. Методика способствует всестороннему развитию дошкольников, обеспечивая интеграцию образовательных областей: - социально-коммуникативное: является одним из способов развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; - познавательное развитие: помогает в формировании первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве, времени и др.), способствует формированию познавательных действий, развитию любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности. - речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, происходит в процессе работы с кругами Луллия ;

Слайд 5

- художественно-эстетическое развитие: может быть использованы в процессе организации театрализованной деятельности, создании замысла; может использоваться в процессе изобразительной деятельности для создания целостного представления об изображаемом предмете, а так же круги Луллия можно эффективно использовать при знакомстве детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. - физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений. Работа с кругами Луллия позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, ведь процесс работы с кольцами Луллия воспринимается дошкольниками как игра. Эта методика позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, образовательной деятельности, общении.

Слайд 6

Виды пособия Круги Луллия бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В пособии, предоставленном нам, используются сменные картинки, что позволяет использовать одну основу – круг - для разных тем, разных вариантов игр. Вертикальные круги Луллия Горизонтальные круги Луллия

Слайд 7

Технология работы Технология работы с кругами Луллия заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые выпадают под стрелочкой. Универсальность игрового материала в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно размещают картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. Игры могут быть подобраны по двум направлениям: 1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого маленького круга прикрепляются изображения диких животных (белка, ёж, лиса ит.д.), на больший по величине – изображение детенышей этих животных, на третий – место обитания, жилище, а на самый большой – то, чем питается это животное.

Слайд 8

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изобразительной деятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи. Авторы методики «Кольца Луллия » в работе с пособием используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Слайд 9

Технологическая цепочка проведения тренинга На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.). Ставится задача тренинга. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например: береза - болото - апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить это фантастическое преобразование. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины. На основе фантастического преобразования составляется рассказ. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование).

Слайд 10

Еще одним вариантом работы с кругами Луллия являются следующие типы тренингов: «Найди реальное сочетание» Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. 2. «Объясни необычное сочетание» При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. 3. «Придумай фантастическую историю или сказку» Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. 4. «Реши проблему» В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Слайд 11

Тренинг «Материал» Цель: формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект создан из какого-либо материала. Вызывать интерес ребенка к разным свойствам объектов в зависимости от материала, из которого они состоят. Оборудование: 1 круг: образцы материалов: бумага, стекло, шоколад, мех, резина, дерево 2 круг: карточки с изображением предметов, сделанных из этих материалов: книга, ваза, конфеты, шуба, мяч, стул. 1. «Найди реальное сочетание» Нужно найти материал из которого сделан объект. 2. «Объясни необычное сочетание» Круги раскручиваются свободно. Нужно объяснить реальное сочетание объектов (например: Стул бывает стеклянным, если это сувенир, Мяч бывает шоколадным, если это конфета в виде мяча )

Слайд 12

3. «Придумай фантастическую историю или сказку» Нужно придумать волшебную историю, используя выпавшие сочетания. Например: В одной необычной стране правитель решил сделать всю мебель из стекла, чтобы в солнечные дни свет преломляясь о стеклянные предметы окрашивал его замок разными солнечными зайчиками. 4. «Реши проблему» Нужно решить проблемы, возникающие при необычном сочетании предметов и материалов. Например, Как сделать так, чтобы стеклянный стул не разбивался при неаккуратном обращении? (Придумать защитные чехлы на стулья, ножки делать из другого более прочного материала) Стеклянная мебель холодная и скользкая, на ней не приятно сидеть? (Сшить мягкие подушки и разложить их на сиденья стульев)

Слайд 14

Тренинг «Место» Цель: формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект имеет свое местонахождение и расположен определенным образом по отношению к другим объектам, вызывать интерес к изменению объекта по признаку «место». Оборудование: 1 круг: картинки с изображением различных мест: город, Антарктида, аквариум, лес, улей, болото. 2 круг: карточки с изображением предметов: автомобиль, пингвин, золотая рыбка, грибы, пчела, лягушка. 1. «Найди реальное сочетание» Нужно объект, который может располагаться в выпашем месте. 2. «Объясни необычное сочетание» Круги раскручиваются свободно. Нужно объяснить реальное сочетание объектов (например: пчела может залететь в болото в поисках цветущих растений, автомобиль в Антарктиде, если это специальный автомобиль высокой проходимости ).

Слайд 15

3. «Придумай фантастическую историю или сказку» Нужно придумать волшебную историю, используя выпавшие сочетания. Например: Однажды пчела искала цветок с ароматным нектаром и залетела в болото. В болоте росли интересные цветы и травы, которых пчела раньше не видела. Тогда она решила поселиться в болоте, построив себе дом из камышей. 4. «Реши проблему» Нужно решить проблемы, возникающие при необычном сочетании предметов и материалов. Например, Как сделать так, пчела не мерзла, ведь на болоте ночами довольно холодно – утеплить улей подушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формированияпознавательного интереса детей дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "КРУГИ ЛУЛЛИЯ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "КРУГИ ЛУЛЛИЯ"...

Консультация для педагогов «Круги Луллия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Круги Луллия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Круги Луллия» «С детьми играем - речь развиваем!»

Консультация для родителей «Круги Луллия» «С детьми играем - речь развиваем!»...

Консультация для педагогов. Круги Луллия.

Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми,...

Консультация для родителей «Игры с дидактическим пособием «Круги Луллия» в детском саду и дома»

приведены приемы игры с дидактическим пособием круги Луллия, подборка игр...