Методические рекомендации по организации центра литературного творчества в общеразвивающих группах ДОУ
статья

Пантелеева Алла Александровна

 

Аннотация. В  статье  даны методические рекомендации по организации центра литературного творчества в общеразвивающих группах детского сада, а также его роль в реализации воспитательной функции книги.

Ключевые слова: центр литературного творчества, детская  литература,  художественное  слово,  духовно-нравственное  воспитание, дошкольный возраст.

 Annotation. The article provides methodological recommendations for the organization of the center of literary creativity in the general development groups of the kindergarten, as well as its role in the implementation of the educational function of the book.

Keywords: center for literary creativity, children's literature, artistic word, spiritual and moral education, preschool age.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации по организации центра литературного творчества в общеразвивающих группах ДОУ

Аннотация. В  статье  даны методические рекомендации по организации центра литературного творчества в общеразвивающих группах детского сада, а также его роль в реализации воспитательной функции книги.

Ключевые слова: центр литературного творчества, детская  литература,  художественное  слово,  духовно-нравственное  воспитание, дошкольный возраст.

 Annotation. The article provides methodological recommendations for the organization of the center of literary creativity in the general development groups of the kindergarten, as well as its role in the implementation of the educational function of the book.

Keywords: center for literary creativity, children's literature, artistic word, spiritual and moral education, preschool age.

Входя в жизнь человека еще в дошкольном возрасте, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение книги, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается еще в дошкольном возрасте.  

В целях как  можно более полно реализовать воспитательные  возможности книги, и сформировать интерес детей к художественной литературе, важно создать  в группах детского сада определенные  условия. Это должно быть  спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. Таким местом является центр литературного творчества. Его обязательными условиями должны быть: рациональное размещение в группе, соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы, соответствие интересам детей, постоянная сменяемость.

Немало важную роль имеет и эстетичность оформления центра, он должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя либо предметы народно-прикладного искусства.

В центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления центра литературного творчества. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

В младших группах дети используют книгу, чаще всего, как игрушку, так как навыков пользования  книгой по назначению еще у них нет. Поэтому в этом возрасте центр литературного творчества организуется не сразу. В центре должно быть всего 3–4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, а также помещены отдельные картинки. По содержанию книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.   

Воспитатель в данной группе только начинает приучать детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.).

А уже в средней группе центр литературного творчества организуется с самого начала года и с участием детей. На полочку выставляется только 4–5 книг, остальные же хранятся в шкафу. Постепенно, помимо книг и тематических альбомов, вносятся различные виды театров, а также материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки постепенно убираются из обихода, можно оставить лишь особенно полюбившиеся детям книги из младшей группы. Добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Также в центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

В средней группе воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.  В тоже время у детей формируют навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание центра литературного  творчества становится более насыщенным за счет жанрового и тематического многообразия. Увеличивается количество книг на витрине до 8–10, но в пользовании детей книг должно быть больше. Дети уже самостоятельно могут пользоваться библиотекой. Перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

К детям старшего возраста, кроме чтения и рассказывания воспитателя, могут быть применительны уже такие формы работы, как беседы о книгах, об организации книжных выставок, а также беседы о писателях и художниках. Для детей данного возраста  могут организовываться литературные утренники.

Беседа о книге может содержать разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); следует рассказать о том, что книги пишут писатели и поэты; печатаются они в типографии; содержанием книг могут быть сказки, загадки, рассказы, стихи; книги оформляются разными художниками. Обязательно для сравнения рассмотреть несколько книг. Также в беседу можно включить увлекательный рассказ о том, как делают книги, с применением презентации или красочных иллюстраций. Закончить беседу можно вопросом, какие правила пользования книгой знают дети.  

Интересной также может быть и беседа о писателях. В ходе ее воспитатель рассказывает детям как называют людей, которые пишут рассказы, стихи, спрашивает у детей каких писателей и поэтов они уже знают, какие книги ими написаны и о чем в них рассказывается.   Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. В их подготовке могут принимать участие дети и родители. Такие выставки продолжаются не более трех дней, так как интерес к ним у детей быстро пропадает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

Таким образом, в правильно оформленном, организованном по всем требованием и содержанию центре художественной литературы, воспитатель имеет возможность привить навыки у ребенка культуры общения и обращения с книгой, создать круг  его нравственных суждений и представлений об окружающем мире, а также сформировать  умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусств.

 

 

 

Литература:

1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.

2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособ. для воспитат. дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. – М.: Академия, 1992. – 160 с.

3. Дубовис, Д. М. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) / Д.М. Дубовис, К.Е. Хоменко. –Вопросы психологии. – 1985. – №5. – С. 117-123.

 4. Егорова, А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А.Н. Егорова, Т.Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – С. 31-34.

5. Минералова, И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. 269

6. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986. – С. 32-51.

7. Рыкова, М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М.А. Рыкова // Молодой ученый. – 2016. – №16. – С. 379.

8. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 333 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация центра театрализованной деятельности в ясельной группе ДОУ

Театрализация является эффективным инструментом в воспитании детей ясельной группы, ибо в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при ус...

Организация центра детского художественно-продуктивного творчества.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Художественно-прикладное творчество в дошкольной образовательной организации являет...

Консультация для педагогов на тему Организация центра по экспериментированию в подготовительной группе

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Мастер-класс «Особенности организации центра «Экспериментирования и труда» в группе раннего возраста»

laquo;Особенности организации центра «Экспериментирования и труда» в группе раннего возраста»...

Альбом "Лучшая организация центра творчества для детей"

Альбом "Лучшая организация центра творчества для детей"...