«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Герасимова Елена 1983

«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanieoglavlenie.docx121.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Методологический раздел программы
  1. Обоснование актуальности исследуемой проблемы………….…………3
  2. Проблемная ситуация……………………………………….……………..4
  3. Противоречие………………………………………………………………4
  4. Цель исследования…………………………………………………………4
  5. Объект исследования………………………………………………………5
  6. Предмет исследования……………………………………………………. 5
  7. Задачи исследования……………………………….………….…...........…5
  8. Интерпретация основных понятий................................………………5
  9. Гипотезы…………………………………………………………..……….5
  1. Методический раздел программы
  1. Обоснование методов сбора эмпирической информации и описание выборочной совокупности …………………………………………………...6
  2. Анализ полученных результатов …...……………………………………….8
  3. Заключение.………………………………………………………….……......12
  4. Рекомендации.………………………………………………………………...14
  5. Список использованных источников…………………………………….......16
  6. Приложение ……………………………………………...…………...............17

I. Методологический раздел программы

  1. Обоснование актуальности исследуемой проблемы

Данная тема будет актуальна для родителей, которые готовы отдать ребенка в детское учреждение. Исследование темы поможет выявить какой возраст способствует более успешной адаптации в детском учреждении, т.к. из-за низкой адаптивности у детей младшего дошкольного возраста возникают конфликты в группе между детьми.

 Данные статистики по росстату говорят о том, что численность воспитанников в ДОУ с 2011 по 2018 год возрастает, следовательно актуальность этой темы возрастает с каждым годом [1]

   Так же актуальность данной темы подчёркивается статьёй   Лебедёнкиной А.С. [2]

В статье рассматривается адаптационный период детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, описаны стадии адаптационного процесса, степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка, а также ряду комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению.  Мы видим, что ясли важны, они влияют на адаптацию, так же они приведут к лучшему обучению в школе, если ребенок адаптирован и знает как себя вести в определенной ситуации у него не будут происходить конфликты со сверстниками.  Если ребенок адаптирован он будет ходить с удовольствием в детский сад, а его родители спокойно будут работать.

  1. Проблемная ситуация

      В наше время возросло количество родителей которые боятся отдать ребенка в детский сад в раннем возрасте, из- за боязни тяжелой адаптации. Для этого необходимо понять причины возникновения такого отношения, разработать рекомендации по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.

 1.3   Основное противоречие проблемы заключается в низком уровне психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.

1.4 Цель исследования: Разработка рекомендаций по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах ранней адаптации в детском учреждении.

1.5 Объект исследования: Межличностное взаимодействие детей младшего возраста.

  1.  Предмет исследования: Особенности межличностного взаимодействия детей с разным уровнем адаптированности. 

  1.  Задачи исследования:

- Изучить проблему адаптации, её виды и способы, так же выявить особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

- Разработка методики исследования уровня адаптации детей.

- Провести сравнительный анализ в двух группах с разным уровнем адаптации.

- Выявление факторов влияющих на качественную адаптацию детей.

- Разработка рекомендаций для родителей по повышению уровня психолого – педагогической грамотности.

  1.  Интерпретация ключевых понятий

1 Межличностное взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

2 Адаптация - это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира.

3 Группа раннего развития - это группа для малышей, которая позволяет познакомиться с детским садом и раскрыть все многогранные способности ребенка.

  1.  Гипотезы

      Дети после пребывания в яслях более адаптированы: общительны, идут на контакт, умеют самостоятельно организовать игру, взаимоотношения между детьми устойчивые , они активны в  НОД, сформированы КГН.

Основными особенностями межличностного взаимодействия между детьми является очень устойчивая система, в которой все дети играют свою роль. Таким образом, если малыш спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы старших и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам – можно быть уверенным что адаптации пройдет быстро и почти безболезненно.

II. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Обоснование методов сбора эмпирической информации: Метод наблюдения выбран, потому что объектом исследования являются маленькие дети.  Метод наблюдения относится к одному из основных эмпирических методов, состоящих в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.

       Цель метода наблюдения: получить  информацию, отображающую проблемы в межличностном взаимодействии детей, выявить уровень адаптации детей .

Обоснование типа выборочной совокупности:

       Наблюдение было проведено в двух группах в разных городах ( г.о.Люберцы, г.Истра) младшего возраста по 23 человека с 10 февраля 2020г. по 10 марта 2020г.

Первая  группа детей (23 человека) – это дети младшего возраста, поступившие в младшую группу с яслей

Вторая группа детей ( 23 человека)– это дети младшего возраста, поступившие из дома)

Результатам наблюдения вносились в лист адаптации( Приложение №1)

После заполнения листа адаптации на каждого ребёнка данные вводились  в сводную таблицу ( Приложение№ 2), состоящую из 5 критериев оценки:

- общий эмоциональный фон поведения;

- познавательная и игровая деятельность;

- взаимоотношения со взрослыми;

- взаимодействия с детьми;

- реакция на изменения привычной ситуации;

По результатам ставилась оценка адаптационного периода. Баллы, набранные ребенком, суммировались. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносили со следующими показателями и делали заключение об уровне адаптированности детей.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ

Группа, которая была набрана с яслей, показала:

 - низкий уровень адаптации-0%,

- средний уровень-20%

- высокий уровень-80%

Группа, которая была набрана из дома, показала:

- низкий уровень адаптации-80%

- средний уровень-20%

- высокий уровень-10%

Анализ полученных результатов

Выделенные проблемы и пути решения

        

На уровне государства

Проблемы

На уровне государства нет нормативных актов. По статистике из росстата мы видим что государство мало выделяет средств на постройку и развитие ясельных групп. Многим людям данные группы понадобятся, т.к. ясельные группы приводят к лучшей адаптированности.

Пути решения: Разработать программу развития дошкольного образования, которая предусматривает достижение к 2021 году 100-процентной доступности яслей для детей в возрасте от года до трех лет.

На уровне общества

Проблемы

Общество считает, что детей лучше отдавать в сад с 3 лет, либо совсем не отдавать в детское учреждение. Это приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками и следовательно к тяжелой адаптации.

Пути решения:  Отслеживать источники в обществе, которые навязывают неправильное суждение. (соц.сети, чаты и т.д).

На уровне группы

Проблемы

Родители не требуют мест в яслях, не видят в этом необходимости.

Пути решения: Создавать рекомендации по повышению уровня психолого – педагогической грамотности родителей.

На уровне индивида

Проблемы

Дети которые ходили в ясли в дальнейшей дошкольной жизни более активны, общительны. А среди детей кого позже отдают в детский сад, часто возникают проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Одной из проблем является интровертность детей, с каждым новым поколением их рождается все больше. Такие люди не общаются в коллективе, они больше приспособлены в жизни интернета.

Пути решения:

Разработать методы общения с потенциальными родителями и заинтересованность в воспитательно - образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы: Основная гипотеза подтвердилась, дети после пребывания в яслях более адаптированы: общительны, идут на контакт, умеют самостоятельно организовать игру, взаимоотношения между детьми устойчивые, они активны в  НОД, сформированы КГН.

      В ясельном возрасте ребенку гораздо легче приспосабливаться к детскому учреждению, его адаптация проходит не так сложно, как в более старшем возрасте. Дело в том, что малыш испытывает потребность в общении со своими сверстниками, так как мир его интересов постепенно расширяется. Совсем недавно ему хватало общения с родителями и другими членами семьи, его развлекали самостоятельные игры, но теперь все изменилось. Появился интерес к другим детям, и пришло время совместных игр. Если в эту пору развития лишить ребенка коллектива сверстников, это может привести к затормаживанию развития.

     Но не надо исключать, что на межличностные отношения в детском коллективе влияет не только уровень адаптации ,также влияют следующие факторы: состояние здоровья и уровень развития ребенка, возраст малыша,  пол ребенка, темперамент ребенка. стиль воспитания ребенка в семье и т.п. 

       Таким образом можно сделать вывод, что основным фактором влияющим  на межличностные отношения в детском саду является  уровень адаптации, но весомое влияние могут оказывать и другие факторы.

Рекомендаций для родителей по повышению уровня психолого – педагогической грамотности

Почему надо отдавать ребёнка в ясли?

        

  1. Начиная общаться с раннего возраста с такими же по возрасту детьми, ребенок учится жить в коллективе, и все приобретенные навыки пригодятся ему не только в школе. На протяжении всей жизни, он не потеряется среди сверстников и сумеет быстрее найти свое место.
  2. Совсем недавно ему хватало общения с родителями и другими членами семьи, его развлекали самостоятельные игры, но теперь все изменилось. Появился интерес к другим детям, и пришло время совместных игр. Если в эту пору развития лишить ребенка коллектива сверстников, это может привести к затормаживанию развития.
  3. Находясь в яслях среди друзей, у него формируется система представлений об окружающем мире, и, что тоже немаловажно, о себе самом. Он сможет быстрее и лучше узнавать на что способен и какие у него возможности, ведь эти качества оценивают не мама и папа, которые могут перехвалить, но и другие люди, более объективные, прежде всего сверстники.
  4. В яслях весь день подчинен распорядку дня, и эта организационная система воспитывает в ребенке волевое поведение.
  5. Здесь все время происходит что-то интересное, к каждому празднику проводятся мероприятия, концерты, на которые приходят родители. Поэтому каждому ребенку дается возможность стать участником творческого коллектива. Посещают ясли кукольные театры, представители цирка, драматические актеры, переодетые в сказочные персонажи.
  6. Кроха постепенно учится самостоятельности, причем намного быстрее, чем дома, а также жить в коллективе. Особенно это важно для детей, которые лишены возможности проводить свободное время в кругу ровесников, или малыш в семье – единственный ребенок.
  7. С раннего возраста дети, посещающие ясли, учатся соотносить свои желания с требованиями взрослых или желаниями других детей, и это происходит намного легче в детском заведении, чем в домашних условиях, когда родители начинают жалеть ребенка и уступают ему.
  8. Именно в яслях малыш обучается отстаивать свое мнение, но при этом учится выслушивать мнение другого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. {Электронный ресурс}  https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
  2. { Электронный ресурс} https://www.gks.ru/

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200525_162427 (1).jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Вопросы:•  Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очен...

Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.

В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...

НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА

Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...