Развитие связной русской речи
консультация (старшая группа)

Развитие связной русской речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной русской речи через игровые формы занятий  в подготовительной к школе группе детского сада

  Что же нужно для того, чтобы у детей появилась потребность говорить на русском языке? Прежде всего необходимо снять психологическую напряженность. Любой человек, переходящий на речевую деятельность на чужом языке, находится в состоянии психологической напряженности. Поэтому уже на первых занятиях русским языком важно создать непринужденную обстановку, добиваться того, чтобы все дети принимали активное участие в речевой деятельности, не боялись русского слова. Они не привыкли к новым условиям, испытывают боязнь допустить ошибку в поведении.

  На занятиях эта скованность проявляется еще сильнее; ведь дети вынуждены реагировать  на незнакомую им речь. Именно поэтому проводить с детьми игры, петь, танцевать.

  На занятиях должно быть интересно, радостно, а не страшно и скучно. Иначе психологическая напряженность, которая возникла у них вначале как естественная реакция на новые условия, может у некоторых детей перейти в хроническую форму. Для того, чтобы у детей как можно раньше возникла потребность понимать русскую речь и говорить по – русски, необходимо, чтобы с первых же дней, занятий дети включались в деятельность самостоятельно. Лучшим стимулом к этому являются:

1. Проведение коллективных действий – игры, инсценировки;

2.Создание эмоционально – насыщенной атмосферы, вызывающей определенный творческий настрой и стремление к деятельности;

3.Постоянное подтверждение эффективности деятельности каждого ребенка.

Развитие русской связной речи детей через игру.

 Чтобы привить у детей интерес и любовь к русскому языку, я использую разнообразные методические приемы: словесные, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные игры, инсценировки, драматизации, отгадывание загадок, разучивание песен, стишков, скороговорок, чистоговорок, пословиц, чтение коротких, простых по содержанию сказок, рассказов, физминутки, пятиминутки.

Игровое обучение на занятиях в якутских детских садах имеет особое значение. Игра помогает снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность на втором языке. Игры развивают у них навыки самоконтроля, вызывает стремление говорить по – русски правильно, красиво, понятно, т. е. расширяет сферу коммуникативных возможностей.

  С большим удовольствием и желанием старшие дошкольники играют в различные увлекательные для них и вместе с тем полезное в методическом отношении игры, связанные с обучением русскому языку. Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу и вызывает желание участвовать в ней.

Особую значимость в настоящее время приобретает проблема повышения работоспособности и одновременно предупреждения утомляемости детей в процессе учебно – воспитательной работы. Ученые отмечают, что для поддержания нормальной двигательной активности дошкольник дожжен ежедневно делать двенадцать тысяч шагов. Наблюдения показывают: они делают только половину. Поэтому между занятиями и в свободное время провожу подвижные игры с текстами. Такие ежедневные игры способствуют правильному выговариванию русских слов, раскрепощенному поведению детей. Воспитанникам нравятся такие подвижные игры как: «Золотые ворота», «Горелки», «Поменяемся местами», «Гуси и волк», «Воевода», «Ровным кругом», «Вокрук домика хожу» и другие.

  С помощью разнообразных сюжетно – ролевых, дидактических, настольно – печатных, словесных, подвижных игр, которые проводятся во внеучебное время, дети лучше запоминают названия предметов, их признаки, действия, а также учатся говорить по – русски.

Во время занятий проводим физминутки на русском языке, показывая движениями.

  Отгадывание русских загадок тоже способствует развитию речи. Сначала такое занятие вызывает затруднения, потом дети, привыкшие на слух узнавать слова, легко дают ответы. Следует  постепенно усложнять загадки.

Когда работаю во второй половине дня, особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми: составлению диалогов, текстов к сюжетным картинкам. Дети рассказывают парами. Работа парами является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передать друг другу, помочь сверстнику и поддержать его.

  Дети, которые овладевают навыками выразительного чтения – дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким детям легко справиться с конкурсом чтецов, а впоследствии и с докладом. Им легко и интересно говорить по – русски, а главное, они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

  Не каждый ребенок способен читать стихи, поэтому путем ежедневных тренировок, похвалы, коллективного чтения достигаю положительного результата.

  Во второй половине дня в свободное время познакомились с Агнией Барто и с ее творчеством. Выучили все стихотворения об игрушках. В группе объявили конкурс «Лучший чтец», выбрали победителя. Из творчества писательницы дети поняли, как смешны и нелепы капризы, неряшливость.

Наиболее распространенным видом  работы  по развитию связной русской речи является чтение воспитателем художественной литературы. Чтение оказывает огромное воспитательное влияние на дошкольников.

  Цель чтения – формировать интерес к детским книгам, знакомым и незнакомым, развивать читательскую память и кругозор, научить детей полноценно доступные их возрасту произведения.

Собран ряд познавательных произведений педагога и психолога К. К. Ушинского, такие как: «Сила не право», «Лекарство», «Дятел», «Мышки», «Из детских воспоминаний», «Лиса и кролик», «Бишка», «Вместе тесно», «А врозь скучно». После прочтения этих рассказов провела викторину на тему: «В мире произведений К. Д. Ушинского».

Работа кружка.

  Добиться хороших результатов только на занятиях и в свободное время трудно. Поэтому раньше только в старших группах (тогда не было подготовительной группы), а нынче в старшей и подготовительной группах пятый год я веду кружок по развитию русской устной речи «Маленькие артисты». Кружок проводится один раз в неделю. На занятиях  кружка расширяем знания, полученные на занятиях, делаем постановки, устраиваем соревнования и праздники.

  Дети всегда готовы играть в спектаклях. Это их способ познания мира. Но если воспитатель устраивает театр и приглашает желающих играть в нем, дети испытывают затруднение. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед зрителем, появляется ряд обязанностей: он учит роль, присутствует на репетициях, несет обязанность хорошо играть. Но самое главное: в такой творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребованы, он нужен коллективу. Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас. Взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому, юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре великого русского народа. Поэтому в старшей группе во втором полугодии поставили короткие по объему, с несложными текстами русские сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Выражение детских лиц, жесты и интонации при инсценировании говорят сами за себя. В кружке  дети встречаются в доброжелательной обстановке, здесь можно проявить свои личные качества и способности, детей очень увлекает участие в работе кружка, здесь происходят порой и забавные случаи. На занятиях кружка мы много инсценировали, показывали их родителям, детям других групп, организовали выступление в сельском Доме Культуры перед населением.

  Также в кружке познакомились  с великим русским писателем Л. Н. Толстым и с его творчеством. Сделали стенд, посвященный писателю, организовали выставку книг, иллюстраций к его произведениям. Прочитала его маленькие рассказы о детях в нескольких занятиях кружка. К чувствам ребенка обращался и Лев Николаевич, создавая для него свои маленькие рассказы. Многие рассказы писателя иносказательны, и подтексты этих коротких произведений полны мудрости и гуманизма. Поэтому всегда уделяю внимание изучению и анализу произведений великого писателя.

Работа с родителями.

  Работу по обучению по русскому языку следует начинать в условиях семьи и в детском саду. Только взаимодействие этих двух решающих факторов может дать положительные результаты. Именно родители должны являться первыми учителями своих детей в обучении русскому языку. Конечно, в сельской семье второй язык не является средством повседневного общения, но взрослые должны замечать, что их дети уже в 4-5 летнем возрасте хотят понимать (и даже говорить) по – русски. И этот факт жизненно важен. А необходимость возникает:

- при просмотре детских телепередач, слушании радио, детских грампластинок;

- во время встреч в городе или в селе со сверстниками, для которых разговорным языком является русский.

К постановке инсценировок, утренников, заучивании стихов активно привлекаю родителей. Так, в отдельно заведенных для каждого ребенка в тетрадях, родители записывают скороговорки, чистоговорки, пословицы к определенным темам изаучивают дома наизусть. Утром во время пятиминутки дети читают стишки перед сверстниками. По – моему, такая работа приносит плоды. Также неоценима роль родителей в оттачивании правильного произношения слов, изготовлении костюмов, атрибутов к сценкам, организации развлечений, праздников, в постановке инсценировок самими родителями.

Заключение.

В итоге проведенной работы по развитию устной русской речи я пришла к следующему выводу:

-Игровые формы обучения стимулируют процесс познания, развития. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуется игра в «Театр»: драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия у самих исполнителей и у зрителей. И еще желание говорить по - русски. Проведенный опыт работы показывает, что у детей прививается стойкий интерес к русскому языку. Коллективная работа отнимает немало сил и времени, однако, итог работы оправдывает затраченную энергию: закладывается прочная, надежная основа для достижения цели. А цель каждого воспитателя, воспитать личность, умеющую логически мыслить и выражать свои чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...

«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»

Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...

"Развитие связной русской речи"

quot;Развитие связной русской речи"...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....