«Влияние художественной литературы на нравственно-эстетическое воспитание детей»
консультация

Курылева Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Капелька» г. Вольска Саратовской области»

Консультация для воспитателей на тему:

«Влияние художественной литературы на нравственно-эстетическое воспитание детей»

                                                                                                               Выполнил: воспитатель

                                                                                                       Курылева Марина Николаевна                   

                                                   

                                                     г. Вольск    2020 г.    

Одна из важнейших задач воспитания ребёнка, его морального и духовного развития принадлежит литературе и искусству. Знакомство ребёнка с произведениями литературы, с лучшими его образцами устного народного творчества начинается с первых лет жизни ребёнка. Ведь период раннего и дошкольного возраста – это определяющий этап развития человеческой личности. Возраст до пяти лет богатейший по способности быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Вот, почему так важно чтобы ребёнок с самого раннего детства слышал культурную, грамотную речь.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный русский народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по звукам родного языка, их мелодике, напевности, что успокаивает ребёнка.

Мать качая ребёнка, поёт: «Баю-баю, баю, деточку качаю». Затем ребёнок овладевает умением понимать смысл речи, улавливать точность, выразительность и красоту языка. Наконец, приобщаться к народному опыту, морали, народной мудрости. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек – малыш легче проснётся, даст себя умыть: «Водичка, водичка, умой моё личико». Особенно много радости доставляет детям игра, сопровождаемые песенками, потешками: «Гули-гули-гули на головку сели, сели, поели, дальше полетели. Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок умчится тонкости родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «ухом языка». Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться ими в речи. Готовя праздник осени, мы подбираем потешки, которые отражают русский колорит, красоту, трудолюбие, юмор.

«Застучали каблучки

По дорожке вдоль реки

Знают жители села-

Оля по воду пошла»

«Вышла Поля на порог

Испекла Поля пирог

Чаем угощала

Пирог предлагала

Пряники делила

Деток угостила»

В этих потешках и юмор, и трудолюбие, и широта русской натуры – гостеприимство, щедрость, доброта.

Или – Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

        -  Еду сено косить.

        -  На что тебе сено?

        -  Коровок кормить.

        -  А на что тебе коровки

        -  Молоко доить.

        - А зачем молоко?

        - Ребяток кормить.

В этой потешки дети знакомятся не только с сельскохозяйственным трудом, но и для чего нужно молоко – это основное питание маленьких детей. Эти потешки вызывают у детей чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. От песенок, потешек, забавляющих ребёнка, он переходит к более сложным для его понимания сказки.

Маленький ребёнок следит за действиями персонажей, сопереживает им. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства: доброту, любовь, трудолюбие, сострадание, народ сочинил сказки, в которых идёт вечная борьба добра и зла. Возьмём для примера сказку «Лиса и заяц». Сказка начинается простым бытовым сюжетом – построение жилища, сменой времени года и последствиями прихода весны. «Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса погреться, да выгнала зайца». Горе зайца безгранично. Кто поможет бедному зайцу? Ни бык, ни собака, ни медведь, никто не может помочь. Но вот появляется он – герой спаситель – Петушок-Золотой гребешок, с косой на плече и вызывается помочь зайчику. Не верит зайчик. Почему? Да потому, что не такой большой он, как бык, не такой грозный, как медведь, а победил Петушок. И не важно, что ты мал. Самое главное, что у тебя смелое и доброе сердце. «Смелость города берёт» гласит пословица. Так же целями нравственного воспитания служат и сказки, в которых рассказывается о сложных человеческих отношениях. В них осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, хитрость, заносчивость, глупость, трусливость. Давайте рассмотрим сказку «Царевна-лягушка». Сказка начинается с повествования жития русской семьи: «В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит: - Сынки мои любимые, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат». Послушные сыновья не спорят, не отказываются: «Так что ж, батюшка, благослови…Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле и вышли в чистое поле». Если смотреть глубже, то с первых же строк мы видим, что самым любимым сыном был Иванушка. Он и есть главный герой, о нём и повествование. Какими же качествами он наделён? Каков он? Послушный, смирный – берёт лягушку в жёны. Несмотря на злобные насмешки братьев, стойко переносит все жизненные трудности. Но у него есть помощница и утешительница – лягушка: «Что, Иванушка, не весел, что ты голову повесил? Ложись спать, утро вечера мудренее». Ночью происходит тайное волшебное перевоплощение лягушки в царевну, да ещё какую красавицу. На званом пиру лягушка открывается перед всеми. Восхищённый красотой своей избранницы, Иванушка теряет голову от счастья – сжигает лягушачью шкурку. Но если бы он потерпел ещё оду ночь, Царевна-лягушка была бы его навеки. Улетает красавица, обернувшись птицей. Иванушка отправляется на поиски невесты. Здесь-то и проявляет он настоящую стойкость, смелость, доброту. Обретает в пути новых друзей, которые ему помогают в борьбе с коварным и злым врагом –Кощеем. «Доброе дело – оно дважды доброе. Оно доброе для того, кому его сделали, но доброе и для того, кто его сделал потому, что радует обоих». Пройдя все испытания, герой приближается к заветной цели. Но злой и коварный враг – Кощей Бессмертный – оказывается на самом дел очень труслив. Как же далеко спрятал он свою смерть: «Смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц сидит в каменном сундуке, сундук стоит на высоком дубу». Но как гласит пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Друзья приходят на помощь. Иванушка освободил Царевну. Зло наказано. А герой награждается долгой и счастливой жизнью.

Но не только животные и птицы приходят на помощь героям, но и сама окружающая природа – это и плакучая ива, и речка – кисельные берега, яблонька, красное солнышко, и ветер – мой дружок. Такие сказки приучают детей к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира – любовь к Родине, матери, родному краю, желание трудиться, мастерить красивые вещи. В сказках интересно раскрывается тема любознательности человека и желание путешествовать. Подняться над землёй, полететь на ковре-самолёте, поплыть на корабле. Слушая сказку, ребёнок мысленно переноситься в сказку, становиться как бы участником сказки. Вместе с героем посещает неведомые страны, побывает в прошлом, настоящем, будущем, опуститься на дно морское, поднимается под небеса. Сопереживает героям, радуется вместе с ними.

Жизнь с героем как бы поднимает все душевные силы на новую ступень. И как поётся в песне:

«В мире много сказок

Грустных и смешных

А прожить на свете

Нам нельзя без них

Лампа Алладина

В сказку нас веди

Башмачок хрустальный

Помоги в пути!

Мальчик Чиполино

Мишка Винни-пух

Каждый нам в дороге

Настоящий друг

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло».

                                (Слова Ю.Энтина, музыка В. Шаинского)

И, как писал А.С.Пушкин: «Вечером слушаю сказку – и вознаграждаю тем недостаток проклятого своего воспитания».

Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование неполноценно. «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них есть поэма» - писал А.С.Пушкин.

Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем культуру своего народа.

 


                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...

Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).

1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....