Этюды - эмоции
материал (средняя группа)

Юрина Анастасия Владимировна

Игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками

по развитию эмоционально-личностной сферы

1.

Игра «Я радуюсь, когда...»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя,

скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать:

«Я

радуюсь, когда....»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по

имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям ра

ссказать, когда они огорчаются, удивляются,

боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с

родителями, так и со сверстниками.

2.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребен

ку посмотреть на себя, улыбнуться и

сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него

уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленьк

ие

щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом

случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику г

руппы. Такой ребенок тоже требует

особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д.

Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив

внимание на положение бровей, глаз, рта.

3.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда,

когда ему что

-

то подарили или выполнили какое

-

то его желание, но

и тогда, когда он сам сделает для

другого что

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etyudy_-emotsii.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками

по развитию эмоционально-личностной сферы

1.

Игра «Я радуюсь, когда...»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя,

скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать:

«Я

радуюсь, когда....»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по

имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям ра

ссказать, когда они огорчаются, удивляются,

боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с

родителями, так и со сверстниками.

2.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребен

ку посмотреть на себя, улыбнуться и

сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него

уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленьк

ие

щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом

случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику г

руппы. Такой ребенок тоже требует

особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д.

Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив

внимание на положение бровей, глаз, рта.

3.

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда,

когда ему что

-

то подарили или выполнили какое

-

то его желание, но

и тогда, когда он сам сделает для

другого что

-

то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

«Жил

-

был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши,

краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл,

ничего не замечая вокруг. А потом ему

стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама

забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и

....

увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть

эту гору посуды»,

-

подумал малыш.

«Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда

пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри

, мама, я сделал тебе подарок»,

-

и

показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок

тоже улыбался

оказывается, так приятно доставить кому

-

то радость». После чтения сказки педагог

предлагает каждому ребенку

по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы

-

кошки.

Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно

еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что

-

то для другого человека.

4.

Игра

«На полянке»

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке.

Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло

и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цве

ток вызывает у вас чувство радости? Какого он

цвета?».

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им

представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого

упражнения. Увидел

и ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они

увидели.

5.

Игра «Рассмеши принцессу

Н

есмеяну»

Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не

удавалось вызвать на ее

лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить

принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают

фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает

смешную

историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее

смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец

-

то улыбнулась.

6.

Игра «Удиви мышку»

Педагог рассказывает историю о мышке

-

путешественнице, которая

объехала много стран и повидала

много интересного. Сегодня она приехала

в наш детский сад

и хочет послушать их удивительные

истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к

стеллажу с фигурками и выбрать персонажей д

ля своей удивительной истории. По мере готовности

каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему,

педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в

гостях и т.п. После п

роигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение

удивляться и удивлять.

7.

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было

страшно, и вместе со взрослым ищу

т в каждой страшной истории что

-

то смешное. В конце можно

включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Дети очень любят это

упражнение. Оно

поднимает настроение

и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на

психологич

еском уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от

души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе

включать в занятие «разминки

-

смешин

ки». Это упражнение активно применяется

в нашем детском

саду и на занятиях музыкой, которые проводит опытный педагог Журавлева Галина Николаевна и,

поверьте, дает свои положительные результаты: напряжение снимается не только у детей, но и у

взрослых.

8.

Этюд «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как

-

то Еж и Лягушка

вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на

тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накан

уне, а Ежик в качестве

угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка

поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость!

И где ты

только это взяла?» «Ну

это же так вкусно!

недоумевала Лягушка.

Я выбрала самое лучшее,

посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не

закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может

совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается

обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз

обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать

.

9.

Игра «Прогони злость»

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять

свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого

-

то очень злитесь (делает паузу). А

теперь ско

мкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили

свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет

агрессивным детям в дал

ьнейшем снимать напряжение.

10.

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое

-

как»

Педагог предлагает детям послушать еще одну историю. В семье медведей родился маленький

медвежонок. С детства он был очень подвижный:

любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды

медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из

дощечек дом для птицы. «Давайте помогу,

-

воскликнул медвежонок.

Я тоже умею работать

молотком». Он выхватил у

бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы

-

то не рассчитал

развалился домик. «Ну, извините»,

-

сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У

речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам

помочь»,

-

закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над

водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки

-

то и

выпустил. «Ну, извини»,

-

сказал медвежонок и, не дожидаясь

того, что ответит барсучонок, весело

напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который

полол траву. «Давай помогу,

-

улыбнулся медвежонок.

Вдвоем мы быстрее справимся». «Только

аккуратнее,

-

сказал зайчонок.

З

десь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе,

я ведь на все руки мастер»,

-

с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда

зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что ска

жет

мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини»,

-

сказал медвежонок и

побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял,

почему.

Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает в

нимание на то, что каждое дело надо

делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.

11.

Игра «Прогони злость»

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в

дальнейшем прогонять

свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого

-

то очень злитесь (делает паузу). А

теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естест

веннее представили

свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет

агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

12.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе

карточку, не показывая

ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на

карточках.

Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это

за эмоция. Воспитатель следит за тем, чт

обы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет

определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

13.

Игра «Про Обидку и Грустинку»

Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим наст

роением.

Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или

Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После

рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого н

астроения.

14.

Игра «Подарок другу»

Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он

именинник. Другой ребенок

гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что

ты подарил. Задача именинника

угадат

ь, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

15.

Баба

-

Яга (этюд на выражение гнева)

Баба

-

Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула.

Проснулась, а Аленушки и нет

сбежала. Рассердилась Баба

-

Яга, что без

ужина осталась. Бегает по

избе, ногами топает, кулаками размахивает.

16.

Игра «Что было бы, если бы..»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям

предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После

этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал

веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Можно разделить детей на группы

по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть

ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся,

другая

ситуацию, в которой герои смеются.

17.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему»

участнику какую

-

либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго

игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Дал

ее второй участник «будит»

третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого

ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их

мнению, им показывали. Так можно найти звено

, где произошло искажение информации, или

убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

По каким

признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять

ее?

Трудно ли было тебе

понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

18.

Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а

когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана

выпрыгнула собака.

19.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

20.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он

налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара

насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

21.

Про Таню (горе

радость)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь

Не утонет

в речке мяч!»

22.

Упрямые барашки

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)

говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги,

наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями

друг в друга. Задача игрока

устоять на месте,

при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.

Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять

мышечное и эмоциональное напряжение

. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки»

не переусердствовали и не навредили друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этюды на различные виды эмоций

Этюды на эмоции помогут воспитателям в обучении детей способности выражать и воспроизводить различные виды эмоций....

Игры и этюды на развитие эмоций

Каждый из нас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не вла...

Театральные этюды. Мимическое упражнение на развитие воображения и эмоций в движениях

Мимическое упражнение на развитие воображения и эмоций в движениях ....

Этюды на выражение основных эмоций (старшая группа)

Этюды на выражение основных эмоций 1. «Лисичка подслушивает» Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).Этюды на...

"Этюды на развитие эмоций" средняя, старшая группы

Картотека этюдов на развитие эмоций....