КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ
статья (старшая группа)

ГРЕБНЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_na_rebenka_vliyaet_obshchenie_roditeley_mezhdu_soboy.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  КАК НА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ
Семья - это система, где все члены взаимозависимы. Поэтому общение родителей между собой оказывает влияние на поведение ребенка. Каково распределение ролей в семье? Кто из родителей доминирует или стремится к этому? Становится ли ребенок свидетелем скандалов? Все это может сформировать у него поведенческие проблемы.Как на нас влияет общение родителей между собой. Вспомните себя в детстве и подростковом возрасте. Были ли вы «трудным подростком»? Может быть, грубили родителям, прогуливали школу, воровали или пробовали алкоголь? Или, наоборот, замыкались в себе, проживали свои трудности в одиночку, внешне все было вполне «благополучно»?Семья - единая система
Наиболее продуктивный подход – рассматривать семью как единую систему. С этой точки зрения на поведение и трудности ребенка сильно влияет коммуникация супругов между собой. Иными словами, на нас влияет не только то, как с нами общались в детстве папа или мама, но и то, каким образом они решали свои проблемы друг с другом.Ребенок смотрит на распределение семейных ролей и на то, как решаются конфликты в семье. И здесь могут быть интересные варианты. Мара Сельвини Палаццоли (миланская школа семейной терапии) описала один из типов конфликтующих семей: семью с доминирующей, активной женщиной и очень пассивным, мягким и уступчивым отцом. Это такая семья, в которой мужчина не отстаивает свои границы, соответственно, не проявляет здоровую агрессию. А женщина вынуждена проявлять всю агрессию «за двоих». И со стороны ребенка это может восприниматься как то, что мать постоянно «пилит» отца, нападает на него, выплескивает свои негативные эмоции.  А отец все безропотно терпит и не умеет себя отстаивать. Повторю, это только одна из моделей конфликтующих семей. Могут быть разные варианты. Но в миланской психологической школе было выявлено, что многие варианты девиантного поведения детей зарождаются именно в семейной системе такого типа. У ребенка в такой семейной системе появляется желание как-то встать на сторону отца и «защитить» его от матери. И ребенок, конечно, бессознательно, начинает как будто моделировать активное защитное поведение – он демонстрирует отцу, как можно проявлять агрессию и бороться с доминирующим взрослым. И таким образом у ребенка начинает проявляться «трудное» поведение – то есть поведение, отклоняющееся от норм. Родители приходят к психологу – сделайте что-то с нашим ребенком, он совсем от рук отбился! А дело не в самом ребенке – а в той модели коммуникации, которая прижилась в семье. И для того, чтобы поведение ребенка исправить, необходимо учитывать роли супругов и их стиль общения между собой. Если конфликт между родителями непродуктивен, никакого решения не находится, и недовольство становится постоянным фоном, ребенок может втягиваться в семейную игру «борьбы» родителей. Он выступает на стороне одного из родителей против второго родителя. А поскольку для формирования здоровой психики ребенку нужен положительный образ и мамы, и папы, здесь и кроется причина психических нарушений. Ведь при такой родительской «борьбе» невозможно сохранить позитивный образ обоих родителей. Обязательно один из них будет «хорошим», а второй превращается во «врага». Родители могут бессознательно «перетягивать» ребенка каждый на свою сторону в собственном конфликте. Каждому из них хочется усилить свою сторону, и начинается негласная борьба за приверженность ребенка. Мама жалуется на отца, отец пытается завоевать расположение ребенка против матери. При этом родители могут прибегать как к моральным, так и к материальным способам. В психологической литературе описан такой способ, как «материальное обольщение» - каждый из родителей задабривает ребенка подарками, но не из любви к самому ребенку, а из скрытой мотивации приобрести себе сторонника в противостоянии с другим супругом.
Что происходит с психикой ребенка? Она выдерживает огромное напряжение и может не справиться с ним. У ребенка могут начать проявляться психосоматические симптомы (энурез, хронические заболевания, заикание и др) или девиантное поведение. Палаццоли и ее коллеги, кстати, описали и такие модели семейного общения, которые могут стать источником развития шизофрении у ребенка. Впрочем, в психиатрии и психотерапии существуют разные исследования факторов шизофрении – и это отдельная тема, которую мы не будем здесь рассматривать. Если отклонение или болезнь достаточно серьезные, родители могут даже временно сблизиться против общей беды – вместе начать бороться за здоровье ребенка. И тогда болезнь или нарушение ребенка приобретает дополнительный смысл – объединение родителей и мир в семейной системе. Психотерапевтами были предложены интересные способы выхода из сложившейся ситуации. Если ребенок проявляет «трудное поведение», внимание уделяется коммуникации родителей.И одна из любопытных техник довольно проста в исполнении.Родителям дается предписание по секрету от ребенка. Предписание такое – регулярно, на определенный срок уходить вдвоем, ничего не объясняя. Проводить время вместе и затем, возвращаясь, снова не давать объяснений. Ребенок понимает, что на самом деле родители «заодно», у них есть взрослые секреты, общие занятия, совместные интересы. Это побуждает его перестать бороться с матерью на стороне отца и начать жить своей собственной эмоциональной жизнью, независимой от отношений родителей. В результате проблемное поведение ребенка сходит на нет. Конечно же, родителям важно не только проводить время вместе, но и учиться решать конфликтные ситуации и экологично отстаивать свои границы. Проявление здоровой агрессии в семье только приветствуется. Ведь агрессия – это не разбитые тарелки и летящие в голову сковородки. Это умение обозначать свои интересы и отстаивать их, умение говорить «нет», умение осознавать свои потребности и находить способы их удовлетворения. Все это предполагает какую-то долю здоровой агрессии. А вот если эта здоровая агрессия не проявляется, то она накапливается и выливается на голову второго супруга в виде скандалов, брани, претензий и упреков типа «ты мне всю жизнь загубил». С тем, как проявлять здоровую агрессию в отношениях, человек может разбираться в ходе личной терапии. Если навыка обозначения и отстаивания своих границ не сформировано, человек может всю жизнь либо уступать другому (и страдать сам), либо разрушать отношения. Интересно, что в рамках системного подхода, поведение любого члена семьи рассматривается как своеобразная форма коммуникации с другими членами семьи. Например, если ребенок разбрасывает повсюду свои вещи, хотя вы много раз просите его убирать за собой – это не просто неряшливость, а какое-то послание вам. Он что-то пытается вам сказать, передать какой-то смысл. Поэтому ко всем поведенческим проявлениям стоит относиться с вниманием и интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Что рисуют ваши дети", как связано между собой изображение на рисунке детей и внутренним эмоциональным состоянием ребёнка.

Статья "Что рисуют ваши дети"Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И МЕЖДУ СОБОЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ (в рамках введения ФГОС ДО)

          Для развития личности ребенка третьего года жизни еще сохраняется та огромная роль постоянной связи, постоянных контактов ребенка со взрослыми, которая так яр...

Статья «Общение между собой воспитанников, при помощи театрализованной деятельности»

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также создается творческ...

Почему дети часто конфликтуют между собой ?

Это статья адресована родителям, чьи дети часто конфликтуют...

Консультация." Как взаимосвязаны между собой речь и интеллект ребенка."

В материале рассказывается о том, как непосредственно связан интеллект и речь ребенка....