картотека дидактических игр
картотека

 воспитание экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр, направленных воспитание экологической культуры дошкольников с нарушением слуха.

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко), схемы (пиктограммы), отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты. Что это? Огурец, помидор, лимон, яблоко. Будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы), читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий. Растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т.д.

«Найди в мешочке то, о чём говорится в загадке»

Цель. Описывать предмет самостоятельно (или с помощью табличек), используя опорные схемы (пиктограммы). Отгадывать закодированный предмет путём тактильно-двигательного восприятия. Уметь классифицировать предметы на основе выделения обобщающего слова. Обогащать словарный запас самостоятельной речи по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование. Мешочек с разными предметами, среди которых огурец и слива, схемы (пиктограммы), таблички с описанием элементов пиктограммы (загадки).

Речевой материал. Будем играть, думать, читать. Что это? Найди, огурец, слива, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Педагог вносит мешочек с предметами и говорит, что надо найти в нём то, о чём говорится в загадке. Приглашает ребёнка к столу и выставляет на наборное полотно схему (пиктограмму). Затем указывает на каждый элемент пиктограммы, ребёнок называет признак самостоятельно (или находит табличку с описанием этого признака на другом наборном полотне, например, «Зелёный, овальный, растёт в огороде, его кладут в салат»). Когда весь текст будет найден, читает загадку, думает, о чём в ней говорится, подходит к мешочку и, ощупывая каждый предмет, находит тот, о котором говорится в загадке, достаёт его и называет. Игра повторяется с другими пиктограммами и другими детьми.

«Угадай животное».

Цель: Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель: Где живёт?

Первый ребёнок: Живёт около дома.

Воспитатель: Где спит?

Второй ребёнок: спит в сарае.

Воспитатель: Что ест?

Третий ребёнок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель: Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Оборудование: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

Ход игры. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.) Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Кто где живет?»

Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.

Оборудование: карточки с изображением животных и их месты обитания

Речевой материал: будем играть, собака, корова, медведь, живет в лесу, около дома, в дупле, в норе, в берлоге, в конуре, домашнее животное, дикое животное и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и домашние). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают норы и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище. Далее воспитатель говорит, что у каждого зверя есть жилище, нужно только помочь его найти. Воспитанники должны каждую карточку с животным правильно положить на картинку, изображающую место обитания.
Воспитатель задает вопросы о каждом животном:

- это дикое или домашнее;

- почему оно домашнее;

- чем помогает человеку (для домашних);

- где живет (дети должны найти картинку).

«Поймай рыбку»

Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.

Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки/картинки рыб, аквариум.

Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), поймал, помоги

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку, например из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами. Поймав рыбку, дети должны назвать ее или выбрать табличку с названием (усложнение – назвать части тела).

«Это кто?»

Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование: звукозапись голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с табличками, игрушки.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, корова, дятел, ворона, голубь, собака, кошка, лягушка.

Ход игры: Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает. После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Аналогично педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку.

«Лото»

Цель: проверить и закрепить представления детей о животном мире

Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.

В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.

«Кто спрятался?»

Цель: пополнять элементарные представления детей о животном мире; развивать восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: горох в контейнере, модели домашних животных и насекомых, небольшие по размеру.

Ход игры: Обратить внимание ребенка на контейнер, в котором что-то находится. Достать одну горошину, предложить взять в руки и сказать, что это. Далее предложить посмотреть, есть ли что еще в контейнере, кроме гороха и назвать всех тех, кого нашел.

«Деревья, поиграйте с нами»

Цель: Учить отгадывать время года по макету или изображению дерева (без листьев и в снегу — зима, в жёлтых листьях — осень, в белых цветах — весна, зелёное — лето). Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Оборудование: макеты или печатные изображения дерева в разные сезоны (времена года), предметные картинки по числу детей.

Ход: Воспитатель сообщает детям игровую задачу (деревья хотят, чтобы малыши узнали по их наряду, какое время года они любят больше всего) и правила, просит их быть внимательными. Показывает детям макет дерева (строго в очерёдности сезонов в году). Дети рассматривают дерево и говорят, какое время года оно отображает, выбирают табличку. Воспитатель спрашивает правильно ответившего ребёнка, почему он так думает, подтверждает и хвалит правильный ответ.

«В саду и в огороде»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Оборудование: картинки с изображением сада и огорода, картинки или муляжи овощей и фруктов.

Речевой материал: морковь, помидор, яблоко, груша, растет на дереве, на грядке, в саду, в огороде

Ход игры: воспитатель предлагает разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад. Овощи и фрукты (картинки или муляжи) раскладываются на столе. Дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам, называют их, выбирают соответствующую табличку.

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Оборудование: Мяч, картинки, таблички

Ход игры: ведущий называет/показывает овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Оборудование: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых

Ход игры: воспитатель описывает объект так, чтобы дети смогли угадать, кто изображен на карточке. Можно использовать загадки.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Оборудование: карточки с разнообразными объектами.

Речевой материал: будем играть, убери лишнюю картинку, почему? Назови одним словом.

Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Оборудование: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов, картинки, таблички.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

«Кто, что ест?»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Оборудование: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Речевой материал: мясо, молоко, трава, морковь, заяц, волк, корова и т.д.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

«Летает, прыгает, бегает»

Цель: уточнить знания о приспособлении животных к среде обитания

Оборудование: картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых; сюжетная картинка, игрушка – зайчик.

Речевой материал: бабочка летает, заяц прыгает, рыба плавает и т.д.

Ход: К детям приходит зайчик, рассказывает, что у него есть много друзей-зайчиков в лесу, и все они любят весело прыгать. (Детям предлагают попрыгать вместе с зайчиком). Но зайчик не знает, как передвигаются другие животные.
Воспитатель предлагает детям рассказать и показать, как двигаются разные животные. Выполняются игровые действия согласно правилам. Зайчик благодарит детей, говорит, что они ему очень помогли, он очень рад (можно включить аудиозапись весёлой детской песни).

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов)

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Оборудование: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет.

Речевой материал: зеленый, маленький помидор, красный, большой помидор, семена, росток, росток более высокий, взрослое растение

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

 

«Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе)

Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

Оборудование. Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.

Ход игры: Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и объяснить  свой выбор.

Первый вариант.

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник).

По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти - между деревьями паук сплел свою паутину.

На третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.

Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем - гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

Второй вариант.

На первой тропинке - тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, объяснив свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.

"Кто прилетел на кормушку?"

Цель: способствуют формированию знаний о способах помощи птицам зимой, воспитанию заботливого отношения к пернатым.

Оборудование: кормушка; набор банок с разным наполнителем круп; картинки птиц,
загадки про птиц.

Речевой материал: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, кормушка, зерно, мороз, зима, забота.

Ход игры: Раздаётся стук в дверь, в гости к детям пришла кукла Маша. Кукла Маша принесла картину, на которой изображена кормушка она хочет узнать, что это такое и для чего она нужна. Воспитатель показывает живую картину детям, объясняет, что это – кормушка для птичек, предлагает посмотреть кто прилетит на кормушку. (Прикрепляет к картине силуэты птиц, музыкальное сопровождение щебетание птиц) уточняет у детей их названия.

"От какого дерева лист"

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Оборудование: картинки деревьев, листьев разных деревьев, (засушенные листья – если игра проводится на прогулке)

Речевой материал: дерево, куст, листья, береза, осина, рябина.

Ход игры: Перед прогулкой или на прогулке с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (картинки) разных растений (кустов, деревьев). Дети гуляют по участку, по сигналу воспитателя «Пошел ветер» дети бегут к своему «дереву». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Оборудование: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Речевой материал: время года, сосульки, снег, желтые листья, ручей, у кого?.., у меня…

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют или показывают жестом, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...