Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Мы за чаем - не скучаем»
план-конспект занятия (старшая группа)

Медведева Анжела Михайловна

Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.

-Познакомить с историей чая разных стран;

-Как заваривать чай.

-Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

-Показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_chaem_ne_skuchaem.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Мы за чаем - не скучаем»

Цель: пробуждение интереса к русским традициям чаепития.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей чая;

-Виды чая

-Чайные традиции разных стран;

-Как заваривать чай;

Развивающие:

-Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

-Показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру поведения за столом

-Предварительная работа: рассматривание книг , знакомство с травами, чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о чае, самоварах. Беседы о разных сортах чая, травах, используемых для чаепития.

Оборудование:

-Русский национальный костюм

1. Самовар.

2.   Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3.   Мультфильм “Откуда появился чай”.

4.   Для оформления праздничного стола:
–   белая скатерть;
–   чайная посуда;
–   хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

–  заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

Ход   занятия.

Воспитатель:

— Ребята, давайте представим себе старинную русскую избу, где за столом собралась вся большая семья. Стол накрыт скатертью, идет веселая беседа, а посередине стола… 

 Стоит толстячок, 

 Подбоченившись бочок, 

 Шипит, кипит, 

 Всем чай пить велит. 

 Что это?

Дети. Самовар

Воспитатель обращает внимание детей на самовар. 

 -Ребята, а кто расскажет, откуда появился самовар и какие бывают самовары? 

(Дети рассказывают, если дети затрудняются, воспитатель помогает с помощью дополнительных вопросов). 

Воспитатель

Молодцы ребята, спасибо . А теперь продолжим дальше.

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

"Что утром пьёшь с лимоном"? 

 Дети: Чай

Ребята давайте сейчас вместе с вами узнаем, как появился чай?

- Посмотрим мультфильм( показ мультфильма). 

-Ребята , а какие виды чая вы знаете?

(ответы детей, ребятам предлагаются виды чая, черный, зеленый, красный, травяной)

Воспитатель.

- Вот и мы сегодня приглашаем вас всех на наш чайный праздник

«Мы за чаем не скучаем».

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Воспитстель:А есть и совсем необычные традиции – приглашать друзей на чай.

- С давних пор люди славились своим гостеприимством. Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости: «Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»

Сегодня на нашем празднике мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире.  Познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

Рассказ об истории возникновения чая с показом картинок стран (Китай, Япония, Англия, Россия)

- Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиция чаепития у разных народов разные.( Показ стран, чайная церемония на экране)

Чай — китайское слово. И как вы уже знаете Китайский император по легенде открыл чай .Родина чая - Китай. Он там ценится очень высоко. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

-В Англии часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время.

-«В  Японии тоже  очень  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.»

В России чай появился в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Воспитатель:

 -А  сейчас  отдохнём  и  проведём  физкультминутку «Я – чайник  ворчун»

Я – чайник  ворчун,  хлопотун.

(Шагаем  на  месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

Воспитатель: Беседа о пользе чая.

-Молодцы ребята, присаживаемся на свои места .

Сейчас я хотела бы узнать. Как вы думаете, в чем чудодейственная сила чая? 

– (Ответы детей.)

Чай нас в жару освежает, а в холод согревает. 

-Чай восстанавливает силы. 

-Чай сохраняет бодрость. 

-Чай укрепляет здоровье. 

-Чай снимает головную боль. 

-Чай поднимает настроение. 

Я хочу открыть секрет, 

И полезный дать совет, 

Если хворь с кем приключится, 

Чаем можете лечиться, 

Чай всех снадобий полезней, 

Помогает от болезней, 

Чай в жару нас освежает, 

А в морозы согревает, 

И сонливость переборет, 

И с усталостью поспорит, 

Сокрушит любой недуг, 

Чай здоровью — лучший друг. 

Воспитатель.

Молодцы ребята, а сейчас внимание .

Вы знаете , что в чай можно добавлять травы? Какие?(ответы детей)

Воспитатель:

 -Ребята, посмотрите какая необычный, старинный короб. 

 Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). 

 Давайте откроем короб и посмотрим что там лежит?

(детям показывают мешочки )

 -Как вы думаете, ребята, что в этих мешочках? (Трава). 

 Давайте угадаем , что за трава, какая трава в каждом мешочке. 

Дидактическая игра «Угадай по запаху». 

Игровое задание: Угадать по запаху, что за трава спрятана в мешочке. 

(Если ребенок не узнал по запаху, он может открыть мешочек и рассмотреть траву). 

 — Ребята, а для чего используются эти травы? (Из них заваривают чай). 

 — А почему? (До появления чая славянские народы использовали разную пахучую траву: душицу, зверобой, мяту, мелиссу, чабрец, листья смородины, малины, ягоды шиповника, земляники, липовый цвет). 

 — А для чего еще использовали эти травы? (Из них делали лечебные отвары) 

 — А какие отвары готовили? 

 — Липовый цвет с медом-от кашля. Душица и чабрец-от хрипа и гриппа. Настой из шиповника нам дают в детском саду, чтобы мы были здоровыми и крепкими. 

Воспитатель.

Действительно, ребята, чай здоровью — лучший друг. 

Вот сейчас мы с вами и будем заваривать чай, только вначале послушаем одну историю, которая приключилась давным-давно с одним крестьянином, послушаем Богдана и Дашу.

Раз прислал мне барин чаю, 

И велел его сварить, 

А я отроду не знаю, 

Как мне этот чай варить, 

Взял тогда налил водички, 

Всыпал чай я весь в горшок, 

Да приправил луку, перцу 

И петрушки корешок, 

Разлил варево по плошкам, 

Хорошенько размешал, 

Остудил его немножко, 

На господский стол подал, 

Гости с барином плевались, 

Сам он важно озверел, 

И отправив на конюшню, 

Меня выпороть велел, 

Долго думал, удивлялся, 

Чем же мог не угодить? 

А потом и догадался, 

Что забыл я посолить, 

Эх, ребята, подскажите, 

Уму-разуму научите, 

Что же сделал я не так? 

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, правильно заварили чай? (ответы детей)

 — Ребята, как же правильно заваривать чай? Мы сейчас вспомним, поиграв в игру «Что сначала, что потом?» (Детям предлагаются карточки для составления алгоритма заваривания чая). 

 После этого дети рассказывают последовательность заваривания чая по карте. 

 — Ребята, мы с вами вспомнили, как правильно заваривать чай, а сейчас давайте его заварим. Какой чай будем заваривать? 

(Завариваем 3 чая — черный, зеленый и травяной). Все свои действия дети сопровождают словами, кипяток заливает воспитатель. 

  (Идет процесс заваривания чая)

Воспитатель: «А знаете, почему чай называется зеленый, черный, красный?»

Дети: «Потому, что у этих чаев разный цвет».

Воспитатель:

- Вы  уже  много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем  вместе  накрыть  стол  к  чаю. 

   -  Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является  белая  скатерть. В центр  стола  ставим  самовар,  бумажные  салфетки,  сахарницу,  заварник, угощение,  лимон.  Перед  сидящим  ставим  чашку  с  блюдцем,  

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Тканевую  салфетку  кладём  слева  от  блюдца  с  чашкой (сервировка   стола дети помогают). 

Воспитатель: Сейчас давайте проведем веселую игру- кричалку «Да»-«Нет»

Игра

«Что мы едим с чаем?»

Торты и ватрушки? (Да)

Мягкие подушки? (Нет)

Сладкие конфеты? (Да)

Летящие ракеты? (Нет)

Пряник и печенье? (Да)

Клубничное варенье? (Да)

Воспитатель: А сейчас давайте ребята споем песенку -приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

-Уважаемые гости приглашаем вас к столу.

6. Рефлексия. Чаепитие. 

 Воспитатель приглашает детей сесть за стол попить чаю. 

 -Вот и чай наш заварился. Попробуем чайку с разной  заваркой, да сравним. 

 Всех ребят мы угощаем, 

 Ароматным крепким чаем, 

 Тех, кто чай охотно пьет, 

 Стол накрытый уже ждет. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема"Волшебный воздух"

сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.• развивать познавательную активность, любознательно...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Правила личной гигиены"

1. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.2. Довести до сознания детей важность соб...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Конспект занятия по познавательному развитиюТема: « Мы за чаем не скучаем»...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...