Отчет по проекту «Использование природного материала для развития речи детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Наряду с традиционными методами и приемами развития мелкой моторики используются и нетрадиционные. Например, игры с использованием природного материала. Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, достаточно лишь проявить фантазию, и ценный дидактический материла готов к использованию. Игры с природным материалом способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии, помогают снять эмоциональное напряжение.

Исходя из этого, в начале учебного года составили план и включили следующие задачи:

Образовательные:

Образовательные:

  • Познакомить детей с вариантами игр с природным материалом;
  • Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
  • Учить детей правилам безопасного обращения с природными формами.
  • Формировать основы экологической культуры

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей раннего возраста, психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
  • Формировать положительный эмоциональный настрой.

            Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проводились индивидуальные беседы с родителями по вопросу развития мелкой моторики конкретного ребенка.

Собрали природный материал вместе с детьми, понаблюдали и говорить об изменениях в природе, связанных с приходом осени.

Анкета «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?».

Памятка «Игровой массаж с дарами природы».

Консультация «Шишкотерапия».

Папка – передвижка «Природа и фантазия».

Папка – передвижка «Игры с песком на летнем отдыхе».

Были предложены несложные игры.

Работу по проекту проводили поэтапно:

I этап – подготовительный (июнь-август 2020 г.):

1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.

2. Разработка программы проекта.

3. Составление перспективного плана реализации проекта.

4. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта:

- Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

- природный материал: шишки, орехи  лесные, орехи, крупа (крашеный рис, овсянка, фасоль, горох)

- изготовление дидактических пособий с разными видами наполнителей: «Сухие бассейны».

- разработка шаблонов для выкладывания камешками.

II этап – основной (сентябрь – апрель 2021 г.)

- Игровые упражнения с ветками;

- Игровые упражнения для кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками;

- Игровые упражнения с орехами, каштанами, желудями;

- Игры со снегом и льдом;

- Игры с сухим бассейном;

- Игры с камешками и ракушками;

- Игры с фруктовыми косточками;

- Игры с песком;

- Игры с водой.

III этап – заключительный (май 2021 г.)

1. Подведение итогов.

2. Составление отчета о проделанной работе.

3. Выпуск брошюры «Комплексы игр с природным материалом для развития речи детей раннего возраста».

             В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому игры мы проводили в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Игры с природным материалом- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

               Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

            Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому, будет предложена дальнейшая работа во 2 младшей группе по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планируем продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_proektu.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Наряду с традиционными методами и приемами развития мелкой моторики используются и нетрадиционные. Например, игры с использованием природного материала. Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, достаточно лишь проявить фантазию, и ценный дидактический материла готов к использованию. Игры с природным материалом способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии, помогают снять эмоциональное напряжение.

Исходя из этого, в начале учебного года составили план и включили следующие задачи:

Образовательные:

Образовательные:

  • Познакомить детей с вариантами игр с природным материалом;
  • Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
  • Учить детей правилам безопасного обращения с природными формами.
  • Формировать основы экологической культуры

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей раннего возраста, психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
  • Формировать положительный эмоциональный настрой.

            Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проводились индивидуальные беседы с родителями по вопросу развития мелкой моторики конкретного ребенка.

Собрали природный материал вместе с детьми, понаблюдали и говорить об изменениях в природе, связанных с приходом осени.

Анкета «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?».

Памятка «Игровой массаж с дарами природы».

Консультация «Шишкотерапия».

Папка – передвижка «Природа и фантазия».

Папка – передвижка «Игры с песком на летнем отдыхе».

Были предложены несложные игры.

Работу по проекту проводили поэтапно:

I этап – подготовительный (июнь-август 2020 г.):

1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.

2. Разработка программы проекта.

3. Составление перспективного плана реализации проекта.

4. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта:

- Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

- природный материал: шишки, орехи  лесные, орехи, крупа (крашеный рис, овсянка, фасоль, горох)

- изготовление дидактических пособий с разными видами наполнителей: «Сухие бассейны».

- разработка шаблонов для выкладывания камешками.

II этап – основной (сентябрь – апрель 2021 г.)

- Игровые упражнения с ветками;

- Игровые упражнения для кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками;

- Игровые упражнения с орехами, каштанами, желудями;

- Игры со снегом и льдом;

- Игры с сухим бассейном;

- Игры с камешками и ракушками;

- Игры с фруктовыми косточками;

- Игры с песком;

- Игры с водой.

III этап – заключительный (май 2021 г.)

1. Подведение итогов.

2. Составление отчета о проделанной работе.

3. Выпуск брошюры «Комплексы игр с природным материалом для развития речи детей раннего возраста».

             В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому игры мы проводили в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Игры с природным материалом- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

               Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

            Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому, будет предложена дальнейшая работа во 2 младшей группе по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планируем продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли...

Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

МБДОУ  Детский сад № 45 г. Нижнекамск        Консультация для воспитателей ясельных групп«Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего воз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

"Использование народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

Статья "Использование занимательного материала по развитию речи детей дошкольного возраста"

Консультация,как можно использовать речевые игры на занятиях и вне занятий....