Проект «Край родной и твой народ»
методическая разработка (старшая группа)

Максимова Алена Зиновьевна

  Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Климовская СОШ»

Ибресинского района Чувашской Республики

Проект

«Край родной и твой народ»

C:\Users\Теремок\Desktop\чаваш челхи\IMAG0017.jpg

                                                    

 

                                                      Выполнила: Максимова А.З

                                                                      воспитатель                                                                  

.

2021г

с. Климово

                                                     

                                                   Славлю я поля родные, 

                                                                     Славлю берега крутые – 
                                                                             Край чувашский, край родной. 

                                                             Славлю города и нивы, 
                                                                     Мой народ трудолюбивый! 
                                                                Ты мне звонче подпевай, 

                                                                                                         Мой родной чувашский край!

Актуальность:        

  Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

      Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

      Так и родилась идея создания проекта «О тебе и твоем народе» в нашем дошкольных группах МБОУ «Климовская СОШ». На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В дошкольных группах проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.

      Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих Чувашскую Республику. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Чувашия, их обычаях, традициях, фольклоре.

      Мы выдвинули гипотезу:

используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия, действенности ритуалов и символики.      Следовательно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, музыкальных занятиях, рисовании, аппликации, через организацию и проведение разнообразных экскурсий в краеведческий музей детского сада «Наследие народа», музей истории школы МБОУ «Климовская СОШ» можно прививать детям стойкую гражданскую позицию.

      Цель проекта - воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

      Задачи:

1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.

2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.

4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.    

      Прежде всего важны способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно-ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:

•       беседа,

•       чтение художественных произведений,

•      экскурсии, прогулки,

• творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок, разучивание потешек, танцы, музыка) и др.

      Следует отметить, что в процессах формирования духовности значительную роль играет фольклор. Отражая действительность посредством сказок, потешек, скороговорок, фольклор имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается как в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, так и в подъеме духовной культуры, формировании культуры межнациональных отношений.

      Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

      Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

2.  Практическая деятельность детей.

    1.Обеспечение условий для реализации проекта.

                       

    2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

    3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.

    4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…).

     

    5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»

    6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.

    7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)

    8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

    9. Организация работы по следующим направлениям:

- Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

 

- Тренинговые занятия

- «Справочное бюро» (консультирование)

- Открытые просмотры

 

- Творческо - оформительская деятельность и др.

    10.Осуществление контроля над реализацией проекта.

3. Заключительный (аналитический).

  Презентация проекта на заседании педагогического совета дошкольных групп МБОУ «Климовская СОШ»

      Обработка результатов по реализации проекта.

      Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем .

Ожидаемый результат:

      Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

 

     Дети знают и называют:

• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.

   

• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.

• Место проживания: республика, город, район, село; символику республики, достопримечательности села, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия.

• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России и Чувашской Республики.

           

• Называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции.

• Знают природу родного края ее флору и фауну.

 

• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.

• Национальные игры, с удовольствием в них играют.

      Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

      Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Чувашскую республику, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Край родной, навек любимый"

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаим...

Проект "Край родной, навек любимый"

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспиты...

Проект "Край родной, на век любимый"

Проект раскрывает работу с детьми, педагогами , родителями по ознакомлению с природой Астраханского края....

Презентация к проекту "Край родной, навек любимый"

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного села и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с...

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект «КРАЙ РОДНОЙ»

Тема«Приобщение детей дошкольного возраста к основам национальной культуры на материале краеведения»...

Проект «О тебе и твоем народе»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска п...